22 сентября, суббота

Вы здесь

Как повысить свои шансы на ЦТ?


Более 45 тысяч человек придут в понедельник в пункты проведения тестирования, чтобы сдать экзамен по математике. А на тесты по физике записались 25,5 тысячи человек. Эти две дисциплины для абитуриентов традиционно самые сложные, поэтому и средний балл по ним самый низкий. Между прочим, успех на экзамене зависит от многих факторов, в том числе и от психологического состояния самого абитуриента, его нацеленности на результат. Чтобы повысить шансы на ЦТ, мы дадим абитуриентам несколько советов, которые могут оказаться полезными.


Во время подготовки к экзаменам придется работать с тестовым материалом, различным по форме подачи, чтобы на тестировании не пропустить ключевой информации. Придя на централизованное тестирование, абитуриент надеется увидеть уже знакомые и отработанные типы заданий, которые он не раз решал с учителями или самостоятельно. Но иногда даже незначительное изменение формулировки сбивает его с толку и заставляет усомниться в собственных знаниях.

Алгоритм решения задачи должен возникать уже в процессе чтения условия. Первые задания вообще можно решать устно, но для этого нужно, как говорят, набить руку. Одна из самых распространенных ошибок — это восприятие размеров задачи: абитуриентам кажется, что чем больше по объему задача, тем сложнее она решается. На практике в большинстве случаев это не так. Чем более объемнаоея условие задачи, тем больше она содержит исходных данных. Подставив их в нужные формулы, абитуриент получает ответ, в то время как в задачах с небольшим количеством данных всю необходимую информацию для поиска правильного варианта абитуриентам приходится искать самостоятельно.

Довольно часто указание на правильный алгоритм решения содержится в самом условии задачи и концентрация внимания на ней помогает этот алгоритм распознать. Некоторые задания можно решать более быстро, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание на одном-двух вариантах, что значительно упрощает задачу. Считается, что задания располагаются по возрастанию уровня сложности и выполнять их надо по порядку. Тем не менее понятие сложности — довольно субъективное, и, возможно, некоторые задания части В, которые не имеют подсказок, именно для вас не будут тяжелыми.

Нередко причиной допущенных на тестировании по физике и химии просчетов становится математическая подготовка: это значит, что, правильно решив задачу «физически», абитуриенты допускают ошибки в решении системы уравнений, в математических преобразованиях формул, при выполнении действий с векторами, тригонометрическими функциями и так далее. Некоторые абитуриенты ошибаются при анализе графиков, не могут применить правила приблизительных вычислений, правильно округлить окончательный ответ, не учитывают векторный характер физических величин.

Ошибки на ЦТ по физике могут быть связаны с неумением применять законы физики в конкретных ситуациях, многие абитуриенты неправильно решают задачи вследствие формального знания формулировок основных физических законов, их математических выражении, невнимательного прочтения условий задач и изображений, что их сопровождают. Вместо тщательного анализа условий задачи участники тестирования пытаются просто «подобрать» формулу, которая, на их взгляд, подходит, и «подставить» значения заданных величин (одна из наиболее распространенных ошибок). Если ваш ответ совпадает с одним из вариантов ответов, то это еще не значит, что он правильный, потому что составители тестов учитывают типичные ошибки при решении этого задания и на основании этого формируют варианты ответов.

На ЦТ не бывает неграмотно составленных заданий, а тем более ошибок в заданиях и ответах. Поэтому, если ваш ответ в задании части «А» не совпадает ни с одним из предложенных, ищите ошибку в своем решении и вычислениях.

Если цифровой ответ получается в виде дроби, то его нужно округлить до целого числа по правилам математического округления. Нельзя записывать ответ в виде математической формулы или выражения. Нельзя указывать также и единицы измерения (градусы, проценты, метры, тонны), делать комментарии к цифре.

Правильная самоорганизация — залог успеха на ЦТ. Педагогические тесты — не школьная контрольная работа, и дефицит времени —  одно из условий выполнения теста, который позволяет дифференцировать абитуриентов по уровню их подготовки. Надо учиться перераспределять время: выполнение заданий 1-2 уровней сложности надо доводить до автоматизма, чтобы больше времени осталось для решения расчетных задач и цепочек преобразований. Последние 10-15 минут посвятите проверке правильности заполнения бланка ответов, потому что любая ошибка в ответе, в том числе описка, допущенная в момент заполнения бланка, приводит к тому, что задача считается нетронутой, поэтому не торопитесь заполнять бланк ответов. Помните, что исправить можно только шесть ошибочных ответов в части «А». Рекомендуется все полученные ответы обозначать сначала не в бланке, а в черновике, и только под конец экзамена, когда все равно вряд ли вы сможете решить еще хоть одно задание, заполнять бланк ответов.

Надзея НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.