Вы здесь

Руководитель ОНТ Марат Марков — о рейтингах и журналистской наглости


Чуть более года назад произошел масштабный ребрендинг ОНТ. Его канал провел по всем направлениям — от логотипа до технического переоснащения, запуска новых проектов и открытия модернизированных или совершенно новых студий. К хорошему привыкаешь быстро, и на сегодня уже кажется, будто так было всегда — мало кто вспомнит даже, что на вещание в формате HD канал перешел только в этом году в ноябре. Но это внешняя сторона, которую мы видим на экране. Как выглядел процесс перемен изнутри и каким ОНТ будет завтра, «Звязда» расспросила председателя правления ЗАО «Второй национальный телеканал» Марата Маркова.


— Марат Сергеевич, на взгляд человека, который точно знает масштаб проведенных работ, вы довольны результатом?

— Честно говоря, если бы полтора года назад кто-то сказал, что мы осилим такой колоссальный объем работы, я никогда не поверил бы. Наверное, сделано даже слишком много, каким бы нелепым не считал такое определение.

Хотя трудно оценивать себя самого, и мне, безусловно, хотелось бы, чтобы эту оценку со своей стороны дали зрители. Сегодня можно говорить о том, что все перемены и обновления на телеканале (и это я не беру невидимую сторону, ту внутреннюю «кухню», которая способствовала процессу), принесли свои плоды: мы являемся первыми по охвату аудитории в стране, и доля смотрения постепенно прирастает. Значит, нашу работу заметили и зрители.

Задача со всеми известными

— Складывается впечатление, что с вашим приходом ОНТ взяло направление в сторону информационных жанров: появилось больше новостей, информационно-аналитических программ, специальных репортажей. Но при этом сохраняются и «брендовые» проекты канала в развлекательном формате: я имею в виду и «Мисс Беларусь», и «Талент краіны», и «Песню года Беларуси»...

— Дело в том, что сама организация канала выдвигает нам определенные условия: не секрет, что на сегодня ОНТ — микс из информационно-политической составляющей, в основном она белорусская, и самых рейтинговых, интересных развлекательных проектов российского Первого канала. Но дьявол в деталях: на самом деле все каналы, которые работают в нашей стране, в том числе полностью белорусские, в той или иной степени используют зарубежный контент. Доля контента, который ОНТ берет от Первого канала, составляет 44% от всего объема вещания, что вполне сравнимо с долей иностранного кино- и сериального показа на других каналах. Естественно, мы понимаем, что имея хороший развлекательный контент, мы можем и должны наращивать объем собственных проектов — то, что происходит рядом с нами, что интересно зрителям о Беларуси. И мы сознательно идем именно по этому пути.

Да, ОНТ всегда славилось отличительными собственными проектами, и мы будем их продолжать — например, когда «Что? Где? Когда?» в Беларуси» имеет хорошую долю смотрения, зачем от него отказываться, будем делать и показывать в дальнейшем. Так же, как продолжим делать линейки документальных фильмов, социальные ролики, журналистские расследования, — а в эту пятницу запускаем новую криминальную программу, где будет несколько ведущих. На мой взгляд, за последний год мы усилили свое общественно-политическое вещание и имеем собственное ток-шоу, общественно-политическое интервью, очень качественные новости, — я без преувеличения горжусь тем, что «Наши новости» первые по просмотру в Беларуси. Ассортимент информационных программ у нас на сегодня богатый, теперь будем улучшать их с точки зрения содержания на базе проведенной модернизации, в том числе трех новых студий, появившиеся за этот год. И на этой базе сможем думать о создании новых собственных развлекательных проектов — хотя, конечно, не в режиме нон-стоп и много, один-два проекта в год.

— Цифра вполне понятная, ведь развлекательные проекты  дело очень дорогое и длительное.

— Совершенно так. А поскольку мы научились считать деньги, и практически единственным источником на развитие контента являются собственные средства канала, то в производстве придерживаемся главного правила: не делать проекты ради проектов. ОНТ снимает и будет снимать программы, которые окупаются, — за счет рекламы, партнерства с бизнес-структурами и др. На сегодня все наши проекты как минимум рентабельны.

Что-то более интересное

— Возвращаясь к указанной цифре российского и собственного контента, получаем, что нововведение в законе о СМИ, которое утверждает минимальную планку для телеканалов в 30% собственного продукта, вас никоим образом не коснулось?

— Оно нас касается, скажем так, для информации, так как уже давно мы имеем более трети собственного контента и будем его наращивать. Но здесь важно найти баланс. На сегодня тот объем платформы, который мы используем, на мой взгляд, оптимальный. Сохраняется один российский выпуск новостей — просто для того, чтобы держать тесную связь со страной-партнером по Союзному государству и получать информацию из первоисточника. Тем более Первый канал очень хорошо делает международные обзоры новостей. Все остальные новости — наши, белорусские, и это связка хорошо работает.

— Вы пошли на нетипичный шаг, отвязавшись от начала телевизионного сезона, и новые проекты на ОНТ появляются в течение всего года. Вот и сейчас выйдет «Тревожная кнопка» и обновленный «Метеогид». Почему под конец года?

— Еще год назад, празднуя 15-летие телеканала, я встречался в Москве с руководителем Первого канала Константином Эрнстом — и он высказал мнение, что сегодня не существует жесткой привязки к новому телесезону. Вот и я не сторонник единого ориентира — считаю, важнее развиваться постоянно. Мы на ОНТ придерживаемся той линии, чтобы практически ежедневно на канале происходили пусть невидимые, но положительные изменения. Чтобы зритель периодически видел что-то более интересное, чем было раньше, — а значит, видел динамику в развитии канала и в конце концов оставался с нами.  Хотя сейчас мы находимся в достаточно сложной ситуации: с декабря прошлого года сделали уже много больших шагов (я не зря сказал, может, и слишком много), а аудитория интуитивно ждет все новых и новых. Тем не менее, согласно китайской поговорке, главное — не останавливаться.

— В последнее время эксперты говорят о возрастающей цифровизации медиа. ОНТ присутствует в социальных сетях, имеет собственное интернет-телевидение ont.by, которое отличается от эфирного и представляет микс лучших программ за все прошедшие годы, наконец, ваш официальный YouTube-канал первым среди белорусских СМИ еще в начале года набрал более 100 миллионов просмотров. Какой видите дальнейшую работу в этом сегменте?

— Это одна из главных задач на следующий год. Расставив основные ключевые акценты в этом году, мы завершаем модернизацию канала и будем развивать его уже не кардинально, а постепенно. Зато сосредоточимся именно на развитии в интернете, чтобы привлечь новую аудиторию. В тех моментах, которые вы назвали, наверное, мы выглядим лучше по сравнению с другими телеканалами, но все же это только исходный пункт. Ведь таких результатов мы достигли наличными силами, не привлекая дополнительных ресурсов и не увеличивая штат. А вот в следующем году количество людей, занимающихся развитием ОНТ в интернете, действительно увеличится, причем ставку сделаем на профессионалов, которые понимают технологии и процессы, происходящие в интернет-среде. Ведь это вопрос не только имиджа, но и финансов: привлекая дополнительную аудиторию, мы увеличиваем монетизацию канала. Естественно, мы понимаем, что постепенно привлекательность новизны ослабнет: уже сегодня тренды, которые мы видим в США и странах Европы, свидетельствуют, что традиционный зритель никуда не пропадет, и люди, и рекламные средства возвращаются к телевидению. Тем не менее молодежную аудиторию, которая «живет» преимущественно в интернете, потерять не хочется, и для нас это одна из приоритетных задач на 2019 год.

Профессионализм в тренде

— Зрители заметили, как обновилась не только программа вещания, но и команда ОНТ, сколько в ней новых людей. Не так давно вы спрашивали в авторской программе у главы холдинга «СБ — Беларусь сегодня» Дмитрия Жука, каким должен быть идеальный газетчик. Адресую сейчас это вопрос к вам: назовите три качества идеального телевизионщика, который делает интересное, качественное ТВ?

— Как показала практика, глубокие журналисты выходят из тех, кто имеет, кроме журналистского, еще какое-то образование, глубоко разбирается в определенной сфере. Для меня важно, чтобы человек был профессионалом, который специализируется на одной, а лучше на нескольких темах и может ответить на любой неожиданный вопрос из этой сферы. Второй момент, в котором я согласен с Дмитрием Александровичем, — должна быть такая хорошая журналистская наглость. Ведь человек, который говорит что-то с экрана, должен быть убедительным, а значит, уверенным в каждом своем слове, чтобы зритель ему тоже поверил. И, наверное, третий момент, который я считаю важным, — порядочность — в широком смысле слова. Чтобы журналист был готов подставить плечо своему коллеге, а не подставить, например, собеседника, выдавая в эфир непроверенные сведения, чтобы не шел по головам, а умел работать в команде, так как кумулятивный эффект всегда более сильный и интересный, чем работа одного человека. Вот эти качества в нашей профессии чрезвычайно важны.

— Ваш авторский проект «Марков. Ничего личного» в формате большого интервью анонсировали еще весной, а в эфир он вышел в конце осени. Почему?

— Во-первых, большая часть людей, и я в том числе, была занята в решении других вопросов — модернизация канала, подготовка к переходу на HD-вещание. Во-вторых, мне как автору и ведущему было важно самому понять, что мы готовы к программе как психологически, так и организационно. Можно сказать, что проект «допел» нужное время. Есть еще третья причина, которая была, есть и будет всегда. Мне очень хочется донести до людей, что находятся на руководящих должностях, которые достигли чего-то в жизни, что не надо бояться экрана. Если ты профессионал в своей сфере, тебе всегда есть что сказать, а уж чудеса монтажа позволят сгладить любые шероховатости.

— Неужели кто-то из потенциальных собеседников отказывался от интервью?

— Скажу так: из тех, кто был в эфире, никого уговаривать не пришлось, разве только увязывать вопрос занятости, поскольку люди все серьезные и чрезвычайно занятые, даже тот же Дмитрий Маликов.

— Кстати, про Маликова. Программа с его участием удалась, на мой взгляд, самой «личной» из всех, вопреки названию, и самой неожиданной: как певец, пусть и очень известный, попал в один ряд с государственными людьми?

— Задача программы как раз в том, чтобы показать интересных людей абсолютно из любых сфер деятельности. И это не обязательно руководители определенных структур и организаций, могут быть даже рядовые сотрудники, но с теми взглядами и позициями, которые интересны для большого круга аудитории. Важно не просто «поймать хайп» в отношении конкретного героя, особенно если он публичная личность, а показать его взгляды и их трансформацию во времени. Для кого-то это может стать ориентиром в важных жизненных вопросах, как, скажем, вопрос суррогатного материнства, который мы обсуждали с Дмитрием Маликовым, либо работа с молодежью и другие серьезные жизненные вещи... Поэтому подобные герои будут появляться в дальнейшем. И рейтинги от программы к программе подтверждают, что зрительский интерес растет, — свежие данные сравнимы с рейтингами сериалов и новостей, так что постараемся не снижать планку. Хочется не «мельчить» в плане выбора героев — как говорят, зачетка обязывает.

Беседовала Виктория ТЕЛЕШУК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.