Вы здесь

Какими качествами должен обладать современный руководитель?


 

Ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Геннадий ПАЛЬЧИК рассказал о компетенциях управленческих кадров, необходимых для эффективного развития регионов и повышения конкурентных преимуществ территорий.


«МС»: Предусматривается ли в образовательном процессе Академии управления реализация программ с руководителями органов местного управления и самоуправления?

— Безусловно, руководители местных органов управления и самоуправления относятся к специализированной группе слушателей Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, который обеспечивает реализацию программ дополнительного образования взрослых в сфере управления.

Можно условно выделить три направления обучения представителей местного управления и самоуправления. Во-первых, это возможность получения второго высшего образования по специальности «Государственное строительство». Срок обучения на этой специальности — 3 года.

Во-вторых, в Институте государственной службы обеспечивается переподготовка управленческих кадров по 13 специальностям, например «Государственное и местное управление», «Государственное управление национальной экономикой», «Антикризисное управление предприятием», «Деловое администрирование», «Инновационный менеджмент», «Международные отношения», «Международный маркетинг» и другим. Срок обучения — от 1 года 4 месяцев до 1 года 10 месяцев.

Особо следует отметить актуальность и эффективность краткосрочных курсов повышения квалификации, рассчитанных на 5 дней. Перечень курсов ежегодно рассматривается с точки зрения как их востребованности, так и содержательного наполнения. К наиболее востребованным курсам можно отнести «Совершенствование управленческой деятельности», «Компетенции современного руководителя», «Инновационный менеджер», «Совершенствование идеологической работы в организациях», «Маркетинговая стратегия организации», «Управление государственными закупками», «Правовое регулирование деятельности организации», «Совершенствование деятельности антикризисных управляющих в современных условиях» и другие.

В дополнение к этому для представителей органов местного управления и самоуправления предусматриваются специальные учебные программы, рассчитанные с увеличением срока обучения до 10 дней, по вопросам совершенствования и организационно-правового обеспечения деятельности органов местного управления и самоуправления в современных условиях. В рамках целевых программ предусмотрено рассмотрение вопросов анализа текущей политической и социально-экономической ситуации, развития регионального предпринимательства и повышения конкурентных преимуществ сельских территорий, взаимодействия с органами государственного управления, общественными объединениями, инициативными группами граждан, противодействия коррупции, работы в социальных сетях и многое другое. Ежегодно по этим программам повышают квалификацию более тысячи представителей органов местного управления и самоуправления.

Обязательным условием обучения председателей поселковых и сельских Советов депутатов является практическая направленность, которая успешно реализуется через возможность организации круглых столов с представителями государственных органов.

«МС»: Эти программы рассчитаны на уже действующих представителей органов местного управления и самоуправления. А какие меры предусмотрены для подготовки молодежи в работе этих органов?

— Академия управления в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» на основании информации госорганов и организаций дважды в год формирует базу данных ЕПКР (единый перспективный кадровый резерв Республики Беларусь).

Это специально сформированная группа студентов учреждений высшего образования, а также специалистов в возрасте до 31 года, обладающих лидерскими и организаторскими качествами, способных к управленческой деятельности в государственных органах и организациях. Работу с данным видом резерва призваны осуществлять госорганы страны, что позволяет им проводить эффективный отбор потенциальных работников, обладающих необходимыми компетенциями, а также целенаправленно сопровождать их профессиональное и личностное развитие. Требования к претендентам на включение в ЕПКР предъявляются достаточно высокие. В банках данных одаренной и талантливой молодежи состоит около 10 % от общего количества резервистов. Магистрами наук являются почти 20 %, ученую степень кандидата наук имеют 9 человек.

Академия управления формирует и обновляет базу данных ЕПКР, проводит регулярный анализ количественного и качественного состава резерва, профессионального развития и карьерного движения резервистов, осуществляет методическое сопровождение и консультативную помощь, обучение работников кадровых служб, обеспечивающих работу с резервистами, ежегодно обобщает и анализирует сведения о трудоустройстве выпускников учреждений высшего образования, включенных в ЕПКР; оказывает помощь госорганам в подборе из базы данных ЕПКР кандидатов на должности.

«МС»: А кроме формирования и сопровождения базы данных, какая работа ведется с этой категорией молодежи?

— Конечно, формирование и сопровождение базы данных — ответственная задача, но не единственная. Мы реализуем различные образовательные и инновационные проекты с резервистами, проводим регулярное анкетирование среди слушателей Академии управления, проходивших повышение квалификации для лиц, включенных в перспективный резерв. Так, в прошлом году Академия управления совместно с Министерством информации, Издательским домом «Беларусь сегодня», Первым национальным каналом Белорусского радио, другими госорганами и организациями разработала и реализовала инновационный проект «Путь к успеху».

В проекте участвовали 30 человек, отобранных из числа резервистов ЕПКР, представляющих 13 госорганов. Цель проекта — подготовка молодых людей с наиболее высоким рейтингом, способных к управленческой деятельности в пресс-службах, подразделениях по связям с общественностью и средствами массовой информации, идеологической работы государственных органов.

В целом образовательные программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации для представителей органов местного управления и самоуправления включают широкий спектр вопросов, связанных с законодательной и нормативной правовой базой. В частности, востребовано обучение эффективным методам противодействия коррупции, формирования антикоррупционной атмосферы в трудовом коллективе и обществе в целом. Проводится обмен опытом лучших предприятий и организаций по совершенствованию механизмов работы с обращениями граждан. Сегодня также актуально совершенствование психологических и идеологических компетенций управленческих кадров. Стрессоустойчивость, умение и готовность слушать и сопереживать людям, способность самостоятельно выявлять и оперативно решать возникающие проблемы людей, искренне переживать за свой регион и его жителей — неотъемлемые качества современного руководителя.

 

Название в газете: Неотъемлемые качества современного руководителя

Выбор редакции

Культура

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

12 сентября 1893 года в семье Винсента и Франтишки Мядёлок родилась дочь, которой дали красивое имя Павлина.

Общество

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто, как не ученые Института плодоводства, знает, как получить хороший урожай и обезопасить сад от болезней.

Культура

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Брестский музей спасенных ценностей можно назвать местным Лувром — если вообще уместно сравнивать одну культуру с другой. 

Общество

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

В местных Советах Брестской области осуществляют депутатскую деятельность 2962 депутата.