Вы здесь

Грани актуальности. Что нельзя отменить, а можно раздвинуть


Свою первую грань человек преодолевает, когда приходит в мир. Со спокойствия и беззаботности — в суету, где нужно постоянно прилагать усилия и в том числе справляться со своим характером, превышать собственные возможности, раздвигать границы представления о действительности. О том, что есть границы, Дворец искусства повествует в специальной художественной выставке: 17 июля восемьдесят творцов из Беларуси, Украины, Литвы, Болгарии, Чехии, Эстонии представили столько же взглядов на вопрос.


Анна Силивончик. Макраме.

Проект «Мяжа» изначально отталкивался от проблемы: организаторы из Белорусского союза художников предполагали втянуть в диалог о домашнем насилии — одну из тем, что активно обсуждаются в современном обществе, причем в разных странах мира. А иногда не нужно говорить: достаточно посмотреть, и сильный аллегорический образ впадет в сознание, спроецирует картинки, которые заставят пересоздать реальность.

Именно действенность искусства родила его современные актуальные формы, что плодотворно развиваются во всем мире. Проект «Мяжа» — актуален по-белорусски. Значит, есть сильное желание высказываться остро, а если оно начинает воплощаться, мыслей и образов появляется настолько много (и все такое добротное, добротно устроенное), что заявленная тема отходит на второй план — за имена, за мастерство, за красоту. Но граница в каком-то смысле пройдена, в том числе граница актуальности, так как отечественные художники сумели поднять вопрос на философский уровень. Даже приземленно-бытово-меткое высказывание Максима Петруля не обошлось без философской аллегории: домашние тапки могут так притягивать к земле, что в них точно не преодолеть пределы гравитации...

Проект «Мяжа» готовился полгода. Когда начали отбирать произведения, столкнулись с определенными сложностями: на тему домашнего насилия через искусство высказывается мало кто. И, видимо, не потому, что нет такой проблемы, а потому, что наше искусство традиционно заточено на гармонию — на то, чтобы ее видеть и изображать. Отсюда у куратора проекта, первого заместителя председателя Белорусского союза художников Глеба Отчика сложилась своеобразная концепция-рассуждение, которую можно было бы условно назвать «граница гармонии». Ее собирательный образ и представили во Дворце искусства: авторы проекта отобрали живописные и графические произведения, скульптуры и объекты, изделия декоративно-прикладного искусства и стекла. Произведения разных жанров, в разных техниках, аллегорические и абстрактные, те, что склоняют к философским раздумьям или вызывают умиление. Таких сборных и масштабных проектов на этой площадке проводится много, но благодаря тому, что проект международный, круг известных (и любимых) художников раздвинут, что тоже сработало на его название: ну, в тему же! Границы между народами — очень актуальный вопрос в глобализованном мире...

Илона Кособуко. Белый день (первый день).

И так, на теме, что изначально обозначала границу личности, на которую посягает другая личность, выстроили большую выставочную высотку, где речь пошла о творчестве. О том, как мы его чувствуем и понимаем, о чем оно, на наш, местный, взгляд должно рассуждать. Ощущение и понимание телесности. Ощущение мира и себя в нем. Ощущение родины и ее ценностей. Ощущение любви — даже Вселенской... Любви к человеку — простому и талантливому, что стремится к гармонии с природой, и к тому, что умеет ее создавать там, где, кажется, речь вовсе не о ней. Считаю, это талант — осмыслить тему настолько глубоко, чтобы она приобрела глобально-философское звучание. И как тут не согласиться с концепцией: «Понятие «Грань» имеет глубокий смысл в изобразительном искусстве. Художник своим творчеством ставит под вопрос все окружение. Грань в искусстве — это своего рода граница мировоззрения, морали, этики и жизненного осмысления Мира»?..

Кроме художественно-практической части, проект предусмотрел и теоретические формы осмысления граней личности и ее пространства: через семинары и дискуссии не только с экспертами в творчестве, но и с представителями общественных организаций и даже христианских конфессий. Впрочем, чтобы втянуть в диалог на сложные темы (как то же домашнее насилие), искусство действительно может стать отличной площадкой.

Что порадовало — так прежде всего само желание сделать проект, направленный на внимание к человеку и его нынешнему ощущению. Есть меткие образы, в которых можно узнать себя самого в будничных делах, в некоторых кричит боль, другие примиряют разные взгляды на человека и искусство, которое ему нужно (или не нужно). И если иногда творец прячется за вещами, кажущимися смыслообразующими и поэтому неконкретными, это не свидетельствует о его равнодушии — это говорит, что он стремится оторвать родного зрителя от земли и вознести его до высот, где живет высшая гармония.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Здароўе

​Белорусские производители зубной пасты раскрывают секреты

​Белорусские производители зубной пасты раскрывают секреты

Как и из чего делают продукт и что особенного есть в новой пасте «только для своих».

Общество

Истории из жизни Калининграда - самого «прусского» города восточной соседки

Истории из жизни Калининграда - самого «прусского» города восточной соседки

«Город — это русский немец, оторвавшийся от исторической родины».

Общество

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Он каждый день старался преодолевать не менее ста километров.