Вы здесь

От Ялты до Потсдама. Как лидеры трех держав создавали архитектуру послевоенной Европы


17 июля исполнилось 75 лет со дня начала работы Потсдамской конференции. Потсдам — пригород Берлина, поэтому конференцию нередко называют Берлинской. Она продолжалась 17 дней — до 2 августа 1945 года. С первого до последнего дня оставались неизменными главы делегаций СССР и США, в качестве которых выступали И. В. Сталин и Г. Трумэн. Делегацию же Великобритании сначала возглавлял У. Черчилль, затем К. Эттли. На конференции были сделаны первые шаги к Нюрнбергскому процессу, учрежден Международный военный трибунал, а также решено много других вопросов.


18 июля. Иосиф Сталин, Гарри Тру­мэн, Анд­рей Гро­мы­ко,  Джеймс Бирнс, Вя­чес­лав Мо­ло­тов, Гарри Вон, Чарльз Бо­лен, Джеймс Вар­да­ман и Чарльз Гриффит Росс.

Подготовка мирных договоров

Все делегации исходили из азбучной истины: финальная точка в истории любой войны ставится фактом вступления мирного договора в силу. Естественно, необходимо было основательно подготовить тексты мирных договоров с теми государствами Старого Света, которые во время Второй мировой войны находились на стороне нацистской Германии. Их было пять: Италия, Румыния, Болгария, Венгрия и Финляндия. Все эти государства имели действующих на постоянной основе высших руководителей, так что здесь вопрос о подписантах мирных договоров не стоял — чего нельзя было сказать о Германии. За нее решали другие и собирались так поступать немалое время — пока не появится правительство единой миролюбивой демократической Германии. Высший руководитель именно такой страны должен был подписать мирный договор.

Конечно, за 17 дней подготовить шесть мирных договоров невозможно, тем более что касательно Германии предполагался целый блок сопутствующих нормативно-правовых актов.

Участники конференции решили учредить Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был сконцентрироваться на подготовке договоров. В СМИД были представлены главные дипломаты всех государств, которые имели статус постоянных членов Совета Безопасности ООН, — СССР, Великобритании, США, Франции, Китая.

На пути к миролюбивой Германии

В решениях конференции было расписано, как следует двигаться на пути к единой демократической миролюбивой Германии. Все сводилось к наполнению реальным содержанием четырех «де»: декартелизации, демилитаризации, демократизации, денацификации. Нужно было ликвидировать монополистические объединения, военный потенциал, организации, придерживавшиеся национал-социалистической идеологии. Это накладывало серьезную ответственность на тех, кто располагал верховной властью в Германии.

Верховная власть в Германии была предметом обсуждения задолго до Потсдамской конференции. По данному вопросу был достигнут ряд договоренностей, главное место среди которых занимало Соглашение о контрольном механизме в Германии. Все они были подтверждены Потсдамской конференцией. Базисное значение имело подтверждение следующей констатации: «Верховную власть в Германии будут осуществлять главнокомандующие вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции, каждый в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующие в качестве членов Контрольного совета».

Репарационные возмещения

Конференция определила форму и порядок репарационных возмещений у Германии и ее сателлитов. Адресатами их получения становились участники форума. Примечательно, что были заложены между-народно-правовые основания для поступления репараций в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (БССР), бывшую на тот момент субъектом советской федерации.

Белорусский ученый Петр Концевой пишет: «Репарационное оборудование сыграло роль своеобразного стартового капитала на начальном этапе создания новых и восстановления разрушенных предприятий в различных отраслях белорусской промышленности, что позволило в дальнейшем получить положительный экономический эффект в развитии отечественной экономики. Эффект репарационных поставок сельскохозяйственных животных и техники пришелся на 1945—1947 годы; они стали своеобразным фундаментом для возрождения животноводства, растениеводства в республике и их дальнейшего развития». Всего в нашу республику поступило иму-щества на 311 миллионов 453 тысячи рублей в ценах до реформы 1947 года.

Польский вопрос

В Потсдаме детально обсуждался польский вопрос. Есть смысл специально сказать о том, что имело место за месяц до конференции.

17—21 июня 1945 года в Мос-кве происходили судьбоносные для Польши события. Там за один стол сели ключевые деятели Временного правительства и представители широкого спектра политических сил, включая «лондонцев». Согласившись на встречу с, казалось бы, вечными оппонентами, действующий глава польского эмигрантского правительства в Лондоне Стани-слав Миколайчик пытался навязать свои правила игры. Аппетиты у него были большие. Миколайчик не скрывал желания возглавить высший орган исполнительной власти. Главный результат встречи — с,тало реальностью Временное правительство национального единства, которое возглавил Эдвард Болеслав Осубка-Моравский. Миколайчик получил пост заместителя председателя этого правительства. Его преемником в Лондоне стал Арцишевский.

Именно правительство Осубки-Моравского признали единственным законным представителем польского народа участники Потсдамской конференции. Они приняли благоприятные для Польши решения. Великие державы, ответственные за германское мирное урегулирование, согласились с тем, что будущая единая демократическая Германия подпишет мирный договор, в котором будет подведена юридическая основа под определение новой германо-польской границы. Для послевоенной Польши становилось реальностью «существенное приращение территории на севере и на западе». Это приращение несло в себе плюсы геополитического и экономического порядка. Поляки получили пространство, которое на протяжении 581 километра непосредственно прилегало к Балтийскому морю. Для Второй Речи Посполитой, бывшей продуктом Версальской системы, этот показатель был равен 140 километрам. Статус пограничных пунктов приобретали Свиноуйсьце (Свинемюнде), Щецин, пограничных рек — Одра, Ныса Лужицкая. Приращение территории заканчивалось на линии польско-чехословацкой границы. Восточную Пруссию великие державы решили поделить следующим образом: одна ее часть передавалась СССР, а другая переходила к Польше. Вновь становилось польским пространство, которое имело название «Вольный город Гданьск». Згожелецкий договор 1950 года между ГДР и ПНР и договор от 7 декабря 1970 года между ФРГ и ГДР свидетельствовали о том, что Восточный Берлин и Бонн официально признали ста-тус-кво в пограничном во-просе, явившийся результатом Потсдамской конференции. Такой результат был достигнут благодаря твердой позиции советской стороны и лично Сталина. К сожалению, об этом факте предпочитает умалчивать политическая элита современной Польши.

Допуск в ООН и дискуссии по Австрии

Хорошо известно наличие четырех вариантов поведения европейских государств во время Второй мировой войны. Первый вариант — от начала до конца воевать в рядах антигитлеровской коалиции. Второй вариант — от начала до конца воевать на стороне Германии. Третий вариант — сначала на театрах военных действий оставить след как союзники Германии, а затем как представители антигитлеровской коалиции. Четвертый вариант — от начала до конца соблюдать строгий нейтралитет. Эта градация учитывалась участниками конференции при решении вопроса о допуске в ООН. Последовательность допуска была такой: сначала учитывался первый вариант, затем наступала очередь четвертого варианта. Государства третьей группы должны были вступать в ООН после заключения с ними мирных договоров.

На конференции обсуждался и австрийский вопрос. По нему никаких официальных решений принято не было. Вместе с тем в ходе дискуссий стало больше точек соприкосновения, о чем свидетельствовало соглашение четырех держав-победительниц, появившееся через неделю после окончания форума. Это соглашение юридически закрепляло три позиции: введение в действие союзнического контрольного механизма на территории Австрии, образование советской, американской, британской, французской зон оккупации и раздел австрийской столицы на четыре сектора.

Декларация от 26 июля

Конференция проходила незадолго до начала советско-японской войны. Советская сторона подтвердила факт сосредоточения войск Забай-кальского, 1-го и 2-го Дальне-восточных фронтов Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) на Дальнем Востоке, их готовность при определенных условиях начать воевать против Квантунской армии в Северо-Восточном Китае для выхода к Ляодунскому полуострову. Разумеется, начало военных действий надо было согласовать с правительством, возглавляемым Чан Кайши. Конференция совпала с активной фазой советско-китайских переговоров, которые продолжались до августа 1945 года.

А сейчас обратимся к Потс-дамской декларации, датированной 26 июля 1945 года. Этот важный документ был опубликован в рамках конференции. Его подписантами были уполномоченные представители Великобритании, США и Китайской Республики. Их устраивала только капитуляция Страны восходящего солнца во Второй мировой войне без всяких «но» и «если». Сформированная демократами американская администрация, лейбористское правительство Великобритании и гоминьдановцы предусмотрели реагирование на два варианта ответа японской стороны. Первый вариант — положительный ответ. В этом случае союзные державы твердо гарантировали подданным императора Хирохито цивилизованное отношение. Второй вариант — отрицательный ответ. Японцы были предупреждены о «быстром и полном уничтожении». Через два дня последовал ответ официального Токио, остановившегося на втором варианте.

Дальнейший ход событий показал, что американцы слов на ветер не бросают. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки расставили все точки над «і». В период между этими бомбардировками СССР стал четвертой стороной в Потс-дамской декларации, де-юре и де-факто вступив в войну против Японии.

Когда Потсдамская конференция была близка к своему официальному завершению, Сталин, Трумэн и Эттли скрепили подписями Протокол и Сообщение о Берлинской конференции трех держав. Через несколько дней к Москве, Вашингтону и Лондону присоединился Париж. Итоговые документы форума были позитивно встречены в самых разных уголках нашей планеты. В Потсдаме был завершен процесс формирования архитектуры послевоенной Европы, начатый на Ялтинской конференции. На основе решений Потсдамского форума мир жил полстолетия.

Михаил Стрелец

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.