Вы здесь

​19 ноября умер заслуженный деятель искусств Беларуси Валерий Шкарубо


19 ноября 2020 года внезапно оборвалась линия жизни Валерия Шкарубо, заслуженного деятеля искусств Беларуси, лауреата Государственной премии, почетного гражданина Минской области. В январе этого года он был награжден орденом Франциска Скорины, который вручается «за особые заслуги в гуманитарной, благотворительной деятельности, успехи на почве национально-государственного возрождения».


Фото: sb.by

Валерий Шкарубо был достоин этой награды. Он умел отдавать. Получив за серию картин «Спрадвечнае» Государственную премию в 2002 году, на все деньги купил десятки книг — дорогих альбомов по искусству — для библиотеки Академии искусств, своей аlmаmаtеr. Понимал, как важно студентам-художникам, особенно из глубинки, у которых еще нет средств на путешествия, знать мировые имена искусства. Лучшие картины Шкарубо находятся в галерее его родного Борисова. Борисовчане не зря избрали его почетным гражданином города.

Он никогда не сомневался в выборе профессии, рисовал с 4 лет, когда семья жила в военном городке. Пока не вылечился от детского заикания, избегал сверстников, проводя время в одиночестве за рисованием и в студии изобразительного искусства Борисовского дома пионеров. С детства любил работать один, не любил пленэры, считал, что ничего серьезного на них нельзя сделать. Поступил в Академию искусств в Минске на факультет дизайна и интерьера только с четвертого раза. Работал по специальности в НИИ ЭВМ, но почувствовал непреодолимую тягу к живописи. Начинал как все — с композиций и портретов. Но никогда не работал на заказ, не хотел чувствовать себя «как в клетке».

Первую персональную выставку решился сделать только через 10 лет после окончания Академии, в 1991 году, в 34 года, когда нашел свой известный стиль. Многие тогда считали его живопись дизайнерской, слишком графической, или фотографической, называли «фотообоями». Но он не реагировал на критику, упорно гнул свое, работал, прерываясь только на обед, избегая излишней суеты. Словно предчувствовал, что дней ему отмерено немного. «Лучший день — когда никто не позвонил и не пришел в мастерскую, — говорил он. — Живопись рождается в тишине».

Музеи еще не покупали его произведений. Внучка Марка Шагала Меретт Мейер-Грабер, приехав в Минск, приобрела картину Валерия для себя, но, узнав, что его живописи нет в Национальном художественном музее, передала картину в дар. Эта картина «Белые сумерки»1991 года положила начало коллекции из 12 картин мастера в НММ РБ.

А в 2005-м именно он представил Беларусь на первом Венецианском биеннале. Он много ездил на открытии своих выставок по приглашениям галерей Китая, Японии, европейских стран, используя это время для самообразования — посещения музеев. В Китае его живопись особенно любили за близкое философии буддизма умение «изобразить невидимое», возможность окунуться в транс перед изображениями течения воды, порывов ветра, снежных равнин.

Валерий вспоминал, как смутился, когда, прилетев в Пекинский аэропорт, увидел огромный красный транспарант, на котором большими буквами было написано: «Китай приветствует знаменитого художника Валерия Шкарубо!»

Впрочем, белорусская публика также сполна оценила его «магический реализм». И интеллектуалы, и коллеги, и люди, далекие от искусства. Всех очаровали изысканное, почти рафинированное мастерство, сдержанная гамма цветов и белорусский дух его пейзажей, настроение светлой грусти и просветленности. Парадоксально, но каждый узнавал свой уголок земли, думая, что Валерий написал именно его, приезжал на его родину, в его деревеньку. Хотя ему как художнику достаточно было близлежащих полей и озер, Цнянского водохранилища, дачных мест вокруг Минска, Браславских озер и Слободки.

«Я очень люблю места, вызывающие чувство ностальгии», — говорил он в одном из интервью. ему удалось схватить самую суть, философию белорусского пейзажа и настроения — серый бессонечный день, безлюдье, холмы, первый снег, деревянные дома, бесконечные дороги, вводящие в неизвестное... Беларусь на его картинах — грустная, волшебная неизвестная страна, место, где время остановилось.

На последней персональной выставке к 60-летию художника книга отзывов быстро распухла от восторженных слов, высказанных и в стихах, и в целых страницах признаний в любви к его творчеству. Валерий ежедневно приходил на выставку, наблюдал за реакцией посетителей, знакомых художников. Его узнавали, разговаривали, задавали вопросы, фотографировали. Ему было важно увидеть обратную связь со зрителем, понять, на правильном ли он пути. В последний год жизни он публиковал свои картины в социальных сетях, получая тысячи восторженных отзывов.

В 2018-2019 годах в Гранд-Пале открылся павильон Беларуси для участия в крупнейшей международной выставке «Арт-капитал», которая проходит ежегодно под патронатом президента Франции. В числе экспонентов был и Валерий Шкарубо. Валерию Федоровичу предложили организовать в парижской галерее свою выставку в 2020 году, и он активно готовился к ней, практически не выходя из мастерской, став отшельником. Он стоял уже на пороге европейского признания. Помешали пандемия и внезапная болезнь...

Картины Валерия Шкарубо давно уже представляют Беларусь в мире. В его «магических пейзажах» — черты нашего национального менталитета: спокойствие, скромность, сдержанность, простоту народа.

Надежда УСОВА

Название в газете: Лінія жыцця Валерыя Шкарубы

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.