Вы здесь

Учитель года Вадим Лосев: Из школы должны выходить счастливые люди


«Я хотел бы, чтобы в этом зале и в этом мире никто и никогда не ставил под сомнение уверенность в себе. Не давайте никому кормить вашего внутреннего диверсанта! Всегда будьте в гармонии с собой, любите и принимайте себя...», —  посоветовал коллегам в своем публичном выступлении в суперфинале республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов учитель географии из гомельской средней школы № 19 Вадим ЛОСЕВ. Решением представительного жюри именно он стал победителем и обладателем звания «Учитель года — 2020». В программе «Разговоры об образовании» Вадим Лосев рассказал о том, как сериалы помогают ему предотвратить профессиональное выгорание, почему не стоит надеяться только на Google и что может случиться, если танцор пойдет в историки...


«Мышление микроволновки»

— В детстве я мечтал быть водителем автобуса. Надеюсь, мне не придется реализовывать в жизни эту свою детскую мечту, ведь водить я так и не научился, — улыбается педагог. — Права у меня есть, но сидеть за рулем — не мое. И если я на физическом уровне это чувствую, то лучше и не буду заниматься. А вот в педагогике полностью растворяюсь. Здесь я на своем месте. Моя мать — учительница начальных классов. И я с детства видел, насколько это тяжелая работа — она всегда приносила работу домой. Признаюсь, что, став учителем, никогда из школы работу не приношу. Это моя принципиальная позиция: лучше я задержусь на работе на несколько лишних часов. И дома мы никогда не разговариваем о рабочих моментах, не обсуждаем их — там мы делимся своими эмоциями.

Я считаю, что научить человека можно всему — и нейрохирургии, и управлению автобусом, но элемент творчества у каждого индивидуален и уникален. Моя профессия на 50 процентов состоит из мастерства и еще на 50 процентов — из творчества. И, как в каждой профессии, можно быть ремесленником, а можно быть мастером. Творческий подход — это очень важная составляющая.

В основе моей идеи, представленной на конкурсе «Учитель года», лежала вдохновенность интеллектуальной игрой. Я понял, что это очень удачный инструмент для развития на уроках критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации у учеников — ключевых компетенций XXI века. Здесь у нас и вопросы на логику, и медиаазбука, и блиц-тур... Я не украл идею, а вдохновился ей. Большое количество IТ-компаний и частных инициатив предъявляет к кандидатам требование: умение работать в команде. Все ошибочно думают, что умеют это делать, но проваливают первое же испытание, потому что всю жизнь до этого мы занимались выполнением тестов, самостоятельных работ, в том числе курсовых и дипломных. А я предлагаю прийти к выводу совместными усилиями. Индивидуальность должна раскрываться в команде.

Работодатели говорят: «Рискуйте! Ищите! Взаимодействуйте!», но многие ли, кто прошел через нашу систему образования, на это способны? Информации сейчас вокруг нас большое количество, но ей нужно уметь пользоваться. Я говорю детям: «Могу дать вам 15 мобильных телефонов с доступом в интернет, но от того ничего не изменится. Ведь нужно уметь работать с информацией, пользоваться своей головой и делать это в коммуникации с другими». Я очень либеральный человек, но гаджеты развращают: если дети просто упираются в Google — это не работа. Кроме того, что можно «нагуглить», требуются еще и надпредметные знания и навыки. Надеясь только на Google, ты получаешь «мышление микроволновки». Между прочим, многие думают, что если они не могут что-то «нагуглить» за три секунды, то найти это вообще невозможно.

Вадим Лосев рассказал, что во время своего мастер-класса, который он проводил в БГПУ в рамках конкурсных испытаний, демонстрировал студентам возможности использования Іnstagram для обучения. «Оказывается, там можно смотреть не только на еду, — шутит учитель. — Я показал им все «карандаши», что есть в этой «коробке», возможности данной социальной сети. Ученикам не очень нравится работа с контурными картами, тогда я им говорю: «А знаете ли вы, сколько стоят раскраски для взрослых? А теперь открываем вместе контурные карты и начинаем заниматься групповой психотерапией...»

В режиме многозадачности

— От учителей сегодня требуют, чтобы они были хорошими менеджерами, умели собирать деньги на шторы, клали линолеум. Я говорю как есть. И линолеум в классе я вместе со своим отцом клал, и крашением мы с ним занимались, но при этом ты еще должен и план-конспект урока написать, и в конкурсе поучаствовать, и детей к олимпиаде подготовить, и вывезти их на профориентационную экскурсию, — рассуждает Вадим Лосев. — Я считаю, для того чтобы не допустить профессионального выгорания, каждый учитель должен понять, что у него получается наилучшим образом. Есть педагоги, которые просто идеально заполняют бумажки. У них все разложено по полочкам, они быстро поднимаются по карьерной лестнице, занимают руководящие должности, потому что у них есть способность к хорошей организации такой работы и любовь к бюрократизму.

В своей трилогии «Муравьи» Бернар Вербер проводит аналогии с человеческим миром и утверждает, что 33 процента всех людей — это лентяи, 33 процента — трудоголики и еще 33 процента — те, кто думают, что можно поработать, а можно и отдохнуть. Так вот честно признаюсь, что я работаю в энергосберегающем режиме. Для меня важно чем-то загореться, чтобы встать и пойти это делать, и для меня важно к себе прислушиваться.

Во время мини-урока в суперфинале конкурса «Учитель года» все «ученики» отправились с Вадимом Лосевым в виртуальное путешествие по соседним странам.

А хотите, я скажу, кто победит на следующем конкурсе «Учитель года»? Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом, возможно, это будет учитель физической культуры. Потому что умение делиться эмоциями, принимать и любить себя для педагога очень важное. Если ты сам себя не полюбишь, тебя не полюбит никто. Учитель должен отслеживать свои эмоции: мне грустно, мне весело, мне радостно, я успокаиваюсь, я нервничаю... Смотрите, где у вас самый большой плюс. Не нужно выходить из зоны комфорта — нужно хотя бы попытаться в нее войти. Многие хватаются всего сразу и очень быстро эмоционально выгорают, потому что не все у них получается. В географии есть и геология, и топография, и климатология, и страноведение. Например, метеорология и климатология не отзываются в моем сердце, а вот страноведение мне очень интересное, и ученики это чувствуют. Я могу вдохновлять детей, и сам при этом вдохновляюсь. Не могу похвастаться подготовкой к олимпиадам, но к ЦТ готовлю очень хорошо. Так хорош я педагог или нет? А от учителя требуют быть успешными во всем! Но ведь это возможно?

Особенно после конкурса «Учитель года» чувствую, что абсолютно истощен. Многие мои коллеги вообще заболели после сильного физического и психологического напряжения. Знаете анекдот? «— Как вы расслабляетесь? — Так я и не напрягаюсь». А вот я напрягаюсь и притом очень сильно. Поэтому, чтобы отдохнуть, смотрю легкие украинские сериалы и самые примитивные реалити-шоу. Не смейтесь, но это мой способ получить разрядку и предотвратить выгорание. Я только в 30 лет пришел к тому, что нужно давать себе возможность отдохнуть, ведь мы росли и воспитывались среди других установок.

А администрация и общество требуют от учителя все! И многие педагоги «выходят в тираж», не справляются с безумной нагрузкой. Все ли могут работать в режиме мультизадачности? Мне кажется, что это под силу только учителям ну и, возможно, медикам. Мы решаем за неделю тысячу задач одновременно...

Почему взрослые — занудные?

По мнению Вадима Лосева, учителя сегодня ориентированы на среднего ученика.

— Слабого мы немного поднимаем, а сильного, наоборот, немного опускаем. И не надо говорить о каком-то индивидуальном подходе и дифференцированном задании. Я услышал от одного уважаемого профессора интересную мысль: он считал, что развал школы начался в 1974 году, когда неуспешных учеников запретили исключать из школы. Сейчас у нас нет никаких рычагов воздействия на наших учащихся и речь идет только о мотивации, — подчеркивает педагог. — Если нам, взрослым, не нравится наша работа, то мы взвешиваем все плюсы и минусы и остаемся или меняем место работы или даже род наших занятий. А у ребенка одни только минусы от учебы, свободного времени вообще нет, но из школы пойти в свободное плавание оно не может. Мы не говорим, что ученик неумный, а говорим, что он слабомотивирован, что ему нужен индивидуальный подход и стимулирующие занятия. Но это все не работает! Если ребенок не хочет брать знания, то он и не возьмет их. Вы можете стоять перед ним на голове, жонглировать шарами. Но если с его стороны это категорическое «нет», все бессмысленно.

Если честно, я боюсь мысли, что интеллект имеет генетическую наследственность. Потому что если это так, то утрачивается вся суть образования. Хотел бы, чтобы из школы выходили прежде всего счастливые люди. У ребенка не лежит душа к математике и физике, но родители говорят сыну или дочери, что нужно заниматься программированием. И никакие аргументы вроде «я там буду очень средним специалистом» на них не воздействуют. А, может, мое — это танцы? Я знаю случай, когда родители буквально заставили идти на исторический факультет человека, который прекрасно танцевал, и проблемы со здоровьем как реакция организма на то, что человек пошел против своей природы, не заставили себя ждать.

Скажите, вы не задумывались, почему в массе своей из ярких, творческих и креативных детей вырастают такие занудные взрослые? Может, потому, что мы очень часто выбираем не свой путь? Если вы увидите взрослого, который не скучает, спросите, давили ли на него родители, когда тот выбирал свое будущее? Занудный взрослый — это бывший ребенок, находившийся под давлением учителей и родителей, это человек, который не умеет справляться с неудачами. Признаюсь, что во время участия в конкурсе с повышением моей самооценки мне очень помог психолог. В школе она была занижена. В университете-на нормальном уровне, но благодаря тому, что специалист поработал со мной, я поверил в себя и начал чаще себя хвалить. В чем заключается феномен Ольги Бузовой? Сначала над тобой все смеются, а потом ты смеешься над всеми, ведь становишься одной из самых состоятельных женщин в России. Это же насколько нужно быть уверенной в себе, не имея таланта! Хочу, чтобы мои ученики были уверенными людьми, прислушивались к себе, находили в себе ответы и шли по жизни своей дорогой.

Сегодня быть блогером — такая же работа, как и другие. Не удивлюсь, если в скором времени появится эксперт по мемам, который будет работать над кликабельностью. Нельзя говорить ребенку, что ты мечтаешь не о том, что твоя мечта неверна. У нас был проект — надо было осветить какую-то экологическую проблему. Все подошли к нему творчески. Один ученик организовал канал на YouTube, открыл новую нишу — смешные экологические новости. А почему бы и нет? Может быть, благодаря географии он найдет себя в какой-то новой сфере, о которой мы еще не знаем?..

Навыки для жизни

У Вадима Лосева спросили, А что бы он изменил, если бы стал министром образования?

— После окончания девятого класса я ввел бы глобальный тест, чтобы проверить программу за базовую школу по всем предметам, — ответил он. — И если ты набираешь, например, 51 балл и больше, можешь идти в старшую школу, а если меньше, — то, пожалуйста, выбирай любое учреждение профессионального образования. А после 11 класса объединил бы выпускные и вступительные экзамены. У нас при подаче документов в учебные заведения учитывается средний балл аттестата. Полагаю, что нужно иметь в виду все баллы, начиная, например, с восьмого или, может, даже с шестого класса. А так получается, что ученик напрягается только в последний год своего обучения, работая на средний балл.

Также я сделал бы пять учебных четвертей: чтобы каждая длилась семь недель, а между ними — двухнедельные каникулы. Больше отдыха, но и больше работы. Конечно, придется забрать под учебу еще и июнь. Но, согласитесь, что учителя все равно в июне работают, а детям после длительных трехмесячных летних каникул очень проблематично снова втягиваться в рабочий ритм. К тому же за две недели каникул между учебными четвертями можно успеть отдохнуть и ученикам, и учителям. У последних, вероятно, даже появится время для профессионального роста... Тем более что выводить годовую отметку по итогам пяти четвертей проще, чем по четырем.

В гостях хорошо, но дома лучше. Возвращаемся домой пешком (поезда не ходят), через полесские болота, которые называют «легкими Европы»…

Рассуждая о том, какой он видит систему образования, например, через пять лет, Вадим Лосев сказал следующее: «Думаю, что если бы у нас убрали определенные структуры в образовании, то их исчезновения никто бы и не заметил. А вот если из пирамиды убрать учителя, то обвалится все. Полагаю, что будет увеличиваться количество частных школ и инициатив, куда дети будут приходить с конкретным запросом, например, «хочу знать математику». В обычных школах, как правило, не ученики формулируют цели, их перед детьми ставим мы. Я вообще боюсь это говорить вслух, но наши школы превращаются в камеры хранения, куда родители приводят своих детей, чтобы педагоги с ними занимались, пока те работают. Мало кто может сформулировать образовательный запрос. Надеюсь, что когда-нибудь в школе начнут давать детям практические навыки, необходимые для жизни, что туда придут, например, представители водоканала или энергонадзора и научат, как снимать показатели с приборов учета и вводить их в систему ЕРИП. Лично для меня это сложная наука( смеется), а роликов на YouTube, как это делать, нет. А может, и умение открывать устрицы кому-нибудь пригодится в жизни? На первый план сегодня выходят не академические знания, а так называемые мягкие, или социальные навыки (soft skіlls): критическое мышление, креативность, умение работать в команде, гибкость, умение предупреждать и гасить конфликты, готовность брать на себя ответственность, самоорганизация, умение аргументировано дискутировать, формулировать цели и ставить задачи, готовность учиться всю жизнь, потому что профессиональные навыки придется обновлять постоянно».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Комфортное жилье и благоприятная среда. Одноименная госпрограмма позволит повысить качество коммунальных услуг и приблизить к Цели 99

Комфортное жилье и благоприятная среда. Одноименная госпрограмма позволит повысить качество коммунальных услуг и приблизить к Цели 99

На днях о проекте профильной госпрограммы журналистам во время пресс-презентации рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Хмель.

Общество

Как кадровые агентства обманывают доверчивых граждан

Как кадровые агентства обманывают доверчивых граждан

Если в кадровом агентстве вам предлагают заплатить деньги и гарантируют стопроцентное трудоустройство, смело разворачивайтесь и уходите: перед вами наверняка мошенники. 

Экономика

Разбираем инвестпрограмму Минска на текущий год

Разбираем инвестпрограмму Минска на текущий год

Она в этом году на 20 % «дешевле», чем в предыдущем.

Экономика

Мошенники атакуют через мессенджеры. Как сохранить свои деньги?

Мошенники атакуют через мессенджеры. Как сохранить свои деньги?

Чаще всего мошенники звонят пользователям с поддельных аккаунтов разных банков и представляются их сотрудниками.