Вы здесь

Куда летит «Стрела»? Рассказываем о знаменитом спецподразделении


Деятельность этого специального подразделения несведущий человек замечает редко. Чаще всего экипажи ГАИ мы видим, когда они разбирают дорожно-транспортное происшествие или патрулируют улицы. С этой задачей выезжают и экипажи спецподразделения дорожно-патрульной службы «Стрела» Министерства внутренних дел. Но делают это только в то время, когда они не заняты своими основными обязанностями.


Главная задача «Стрелы» — сопровождение и эскортирование высших должностных лиц нашей страны и глав делегаций иностранных государств, если это регламентировано дипломатическим протоколом. Как раз во время проезда кортежей мы и видим ее в деятельности. Задача работы спецподразделения некогда была вынесена и в его название. Название же «Стрела» появилось только в нулевых годах, одновременно с символикой — сине-белым ромбом со стрелой внутри. Получился интересный симбиоз — как известно, стрелы летят очень быстро, а цветовая гамма имеет отсылку к Госавтоинспекции.

— Предыстория «Стрелы» имеет свои корни еще в советском времеми, — вспоминает начальник спецподразделения подполковник милиции Сергей Демченко. — Минск тогда также посещали высокие гости из других стран — как капиталистического, так и социалистического лагеря. Приезжали сюда и представители высоких государственных должностей из Москвы. Соответственно, была поставлена задача должным образом обеспечить торжественную встречу гостей с рангом и проводить их обратно. Для этого в республиканской Госавтоинспекции был создан специальный взвод мотоциклистов. В свою очередь, ГАИ города имела в своем составе группу сопровождения, которая перемещалась на автомобилях, как бы сейчас сказали, элитного класса. Вот так из двух компонентов и собирался парадный кортеж. История же «Стрелы» в ее современном виде отсчитывается от 27 февраля 1993 года. Именно в этот день тогдашний министр внутренних дел Владимир Егоров подписал приказ о создании специального подразделения.

— Кроме основной функции, в чем еще особенность «Стрелы»?

— Мы работаем не по принципу территориальности, а по всей стране. Командировок у наших экипажей очень много. Оказываем практическую помощь областным ГАИ, где ситуация на дорогах может быть сложная. Также «Стрела» может сопровождать ценные грузы.

— Есть ли какие-то особые требования к сотруднику «Стрелы»?

— Прежде всего он должен иметь высшее юридическое образование. В системе Госавтоинспекции трудовой стаж должен составлять не менее пяти лет, чтобы досконально знать все особенности службы. Дело в том, что на «Стрелу» возложена также функция координации работы подразделений ГАИ. И, конечно же, соответствовать нашим специальным требованиям. Отбор потенциальных кандидатов ведется не только по состоянию здоровья, но и по психологическим качествам. Именно этот этап и является решающим во время отбора сотрудников ГАИ, пожелавших служить в нашем подразделении. Например, на мотоцикле может ездить каждый. Но далеко не каждый способен ехать все время на одинаково заданной скорости на расстоянии друг от друга. А так к опытным сотрудникам ГАИ мы присматриваемся постоянно, особенно к тем, кто хорошо зарекомендовал себя в профессиональных конкурсах. Если в «Стреле» появляется вакантное место, то круг возможных претендентов уже отчасти обозначен. Конечно, если к нам придет офицер и скажет, что хочет служить в «Стреле», то при успешном прохождении отбора никаких препятствий для этого не будет.

— Но эффективность работы зависит не только от личного состава, но еще и от техники.

— Наш автопарк обновляется в плановом режиме. Например, для эскортирования используются мотоциклы Yamaha, сделанные по особому заказу. Их «фирменное» отличие — белый цвет. Также есть у нас мотоциклы BMW. А вот что касается автотехники службы сопровождения, то мы используем как BMW, так и «седаны» Geely SE. Шесть автомобилей белорусского производства мы получили прошлой весной. И кстати, зарекомендовали они себя хорошо. «Мерседесы» E-класса мы обычно используем для патрульного режима. А вот автомобили марки Chrysler уже постепенно выходят из эксплуатации. Хотя и до сих пор в строю остаются машины, выпущенные десять и даже 14 лет назад. Дело в том, что они еще не произвели установленный лимит пробега. Он у нас регламентирован очень жестко. Как только этот рубеж пересекается, машину передают в другую службу.

Весь наш специализированный транспорт находится, обслуживается и ремонтируется в автомобильном хозяйстве Министерства внутренних дел. Она находится рядом с тем зданием, где располагается «Стрела».

— А сберегается ли техника, например, в специальном музее?

— После реконструкции здания, в котором мы находимся, появится специальный музей ГАИ. Будут в нем и экспонаты, имеющие отношение к «Стреле». Также под стекло витрины попадут приказы, личные вещи сотрудников. Можно будет увидеть и кое-что из техники. Например, милиционеры хранят мотоцикл «Урал». Он использовался для эскортирования в 80-е годы. Вообще, «Уралы» к нам приходили и в 90-е. После, когда изменились задачи, их заместила немецкая техника.

— Расскажите, пожалуйста, несколько слов о тренировках личного состава.

— Они проводятся постоянно, чтобы быть постоянно в боевой форме. А вот суть упражнений зависит от конкретной службы. Их в «Стреле» всего пять — оперативно-дежурная, эскортирования, сопровождения, специальных мероприятий и информационно-аналитической работы и материально-технического обеспечения. Например, служба сопровождения оттачивает свои навыки на обычных дорогах. Они должны действовать правильно в различных ситуациях, включая чрезвычайные ситуации. Мотоциклисты службы эскортирования выполняют приемы вождения как в команде, так и по отдельности. Например, на трассе выставляются специальные фишки. Их каждый мотоциклист должен объехать и не задеть ни одну, причем сделать это на скорости. А это упражнение очень непростое. Сначала мотоциклисты ездят по одному, после парами, тройками и в составе группы. И только если на проезжей части все необходимые навыки закреплены, состоится совместный выезд и тренировка мотоциклистов вместе с машинами сопровождения. Вот так за внешне красивой картинкой, которую многие хоть раз видели вживую, стоят сотни часов напряженной, сконцентрированной работы.

Команда специального подразделения «Стрела» неоднократно участвовала в республиканских смотрах-конкурсах профессионального мастерства, которые проводились среди сотрудников дорожно-патрульной службы. Все время она занимала и занимает призовые места. А это лучше всего свидетельствует об уровне подготовки специалистов.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото автора и спецподразделения «Стрела»

Выбор редакции

Жилье

Пожилые люди не могут переехать из аварийного жилья в нормальное. Почему?

Пожилые люди не могут переехать из аварийного жилья в нормальное. Почему?

Дом № 76 по ул. Волгоградской в Минске был признан аварийным еще в нулевых.

Экономика

В Минске продается более 10 тысяч квартир

В Минске продается более 10 тысяч квартир

На вторичном рынке жилье продолжает дешеветь (в глобальном плане без перерывов) уже с сентября прошлого года.

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Неужели эту тяжелую болезнь так легко обвести вокруг пальца?

Калейдоскоп

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Мода весны-2021 предлагает несколько глобальных направлений: минимализм, унисекс и 1990-е.