Вы здесь

Операция «Поиск» на Диком болоте. Как недавно искали троих подростков на опасной трясине в пуще


Происшествие случилось на прошлой неделе. Как раз на второй день после события мне довелось побывать в командировке в Свислочском районе. Как оказалось, подростки заблудились в том самом лесу, где несколько лет назад исчез Максим Мархалюк. Они, как и мальчик, пошли в лес за грибами. К счастью, подростков удалось найти.


Об очередном случае блуждания мы беседуем с первым заместителем начальника Свислочского райотдела по чрезвычайным ситуациям Денисом Легенчуком. В первую очередь он замечает, что заблудиться в здешних местах несложно: бродят и местные жители, особенно когда попадают на болото Дикое. Оно находится в Беловежской пуще и является одним из древнейших болот Европы. Говорят, что ему больше шести тысяч лет, а глубина торфа — до трех метров. Это очень опасные места — одним словом, трясина.

Площадь болота довольно большая — более 20 тысяч гектаров. На Свислочский район приходится довольно значительная часть территории Беловежской пущи. Именно здесь велись поиски 11-летнего Максима Мархалюка, судьба которого до сих пор неизвестна. По словам Дениса Легенучука, тогда даже спасатели проваливались по пояс и по грудь.

— Попасть в такую рытвину очень опасно, даже местные жители обходят болото. Если обойти его, можно выйти на пружанскую дорогу. Это соседний район. Резкой границы у болота нет, — отметил представитель районного отдела МЧС.

Именно в такую болотистую местность и попали трое подростков, которые приехали к бабушке в деревню Новый Двор. (Кстати, из этой деревни родом и пропавший Максим Мархалюк.) Брат с сестрой — из Берестовицы, а их знакомый — из Минска. Всем по 15-16 лет. Решили пойти за лисичками, заработать немного денег. Доехали до места на автомобиле и пошли в лес. Очень хорошо то, говорит мой собеседник, что они держались друг друга, иначе пришлось бы искать каждого по отдельности, что значительно усложняет процесс.

Фото: pixabay.com

В общей сложности, информация о пропавших поступила около 22 часов 2 августа. Диспетчер поднял трубку и получил сообщение о том, что трое детей из агрогородка Новый Двор заблудились в лесном массиве. Пошли за грибами и не вернулись в установленное время. Их доставил туда знакомый на автомобиле, и когда приехал забирать, тех на месте не было.

У подростков тоже был один телефон на троих, но он разрядился, остальные телефоны и теплые вещи остались в машине.

По словам Дениса Легенчука, где-то около шести часов вечера подростки поняли, что заблудились. Они сначала сами пытались искать нужное направление в сторону Нового Двора. Но на самом деле получилось, что пошли в противоположную сторону, а это значит, в сторону того самого болота Дикое.

Между прочим, грибники не растерялись. Как только заметили, что через обувь просачивается вода, нашли более сухое место с поваленным деревом и так пересидели ночь.

Как потом рассказали спасателям сами подростки, именно девушка высказала предложение остаться на месте и никуда не ходить. Она оказалась наиболее подготовленной, так как в 8-м классе проходила курсы МЧС. А там отрабатывались и подобные ситуации. Главное, подчеркнул мой собеседник, ни в коем случае не паниковать. Это то, что усвоила девушка. Поэтому и предложила оставаться на одном месте, переждать темноту, а когда начнет светать, идти по тропам. Они, по сути, потом и вышли на ту тропу, по которой шли к болоту.

Конечно, в районе не ждали, пока рассветает, а тут же начали активные поиски. Маховик помощи раскрутился, что называется, на полную.

— Самое основное, — подчеркнул сотрудник МЧС, — быстро оповестит всех заинтересованных. А это райотдел милиции, райисполком. У нас взаимосвязь со спецслужбами города, все сразу оповещаются, объявляется сигнал «Сбор», весь личный состав собирается — и МЧС, и РОВД, выезжаем на место. В данном случае мы поехали на то место, где их высадил знакомый на машине. Он там находился, давал объяснения. Всего в поисковой операции было задействовано более 20 единиц техники и более 100 человек. Люди сами прибывали, местные жители, добровольцы. Постоянно подъезжала и техника — из Минска, Бреста, Пинска, Гродно, поисковые отряды. У них техника — квадроциклы, квадрокоптеры. Был пограничный отряд, лесники, кинологи с поисковыми собаками. Ночью организовали объезд на квадроциклах, на транспортных средствах с сиренами, с мигалками — там, где можно было проехать. В нескольких квадратах были выставлены пожарные цистерны, которые подавали сигналы.

Потом подростки рассказали, что слышали эти звуки, но ночью не решились идти, так как могли сбиться из-за эха. А вот утром, как только рассвело, пошли по тропам на звуки сирены. Заблудившихся нашли участники поискового отряда «Зубр». Их привезли на квадроцикле.

Оказалось, что они находились на довольно значительном расстоянии от деревни — километров десять. А вот от места поисков недалеко — всего 2,5 километра. Но из-за того, что попали на болото, двигаться было опасно.

— В этих лесах и взрослые могут потеряться, правда, выходят потом сами. В прошлом году тоже был случай — искали бабушку трое суток, а она самостоятельно вышла совсем в другую деревню, — рассказал сотрудник МЧС.

Как оказалось, подростки заблудились в том самом лесу, где исчез Максим Мархалюк. Они были еще дальше от места шалаша мальчика. Но их было трое. Сотрудники МЧС не сомневались, что тех найдут. Правда, стрессовую ситуацию предвидели, поэтому детей ждали психологи, причем, сразу несколько. Конечно, каждый из них по-своему переживал происшествие, но все трое утверждали, что хорошо знали лес и были уверены, что идут правильно. И очень удивились, когда вдруг оказались возле болота.

В таких ситуациях очень важно не растеряться, говорит сотрудник МЧС. Идти нужно по знакомым местам и обязательно иметь с собой рюкзак с водой, веревкой и спичками. И, конечно, телефон и запас еды.

Кстати, подростки все же набрали лисичек. Аж шесть килограммов. Как они тогда признались, сдадут их, чтобы купить разных сладостей и заесть стресс…

Маргарита УШКЕВИЧ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.