Каждый человек время от времени оказывается в конфликтной ситуации. Бывает, что от ее конца может зависеть будущее как одного, так и нескольких оппонентов. О том, как следует действовать в споре, нам рассказала Наталья Радненок — психолог, экзистенциальный терапевт.
Если конфликт все же случился, следует четко понимать, с кем ведется спор. В данной ситуации соперник может быть уверен или неуверен. В первом случае это многословный человек, который не избегает выяснения отношений, во втором — тот, кто не раскрывает собственных целей, но при этом может упорно настаивать на своем, скрывая под «принципиальностью» слабость.
Психолог рассказала о том, каких правил необходимо придерживаться во время конфликта.
— Самое первое и лучшее, что может сделать человек для спокойного решения, — отключить эмоции и включить ум. Здесь хорошо помогает вопрос «для чего я это делаю?». Следует четко обозначить для себя, а также примерно озвучить другому цель столкновения. Очень важно не допустить, чтобы эмоции брали верх.
Кроме того, при разрешении конфликта необходимо соблюдать ряд других правил. Во-первых, не стоит сразу оспаривать мнение, которое не совпадает с вашим, копировать тон, резкость и агрессивность провокатора или отвечать на атаку тем же.
Во-вторых, важно проявлять внимание к собеседнику, терпимость к его особенностям. Не стоит прерывать человека, если он озвучивает то, что вам уже известно. Вместо этого наилучшим действием будет прямое повторение, интерпретация или обобщение услышанного — таким образом оппонент поймет, что его слова дошли до противоположной стороны.
В-третьих, в момент, когда соперник завершит высказывание, необходимо спокойно озвучить мысль о том, что его позиция «очень интересная и ее можно было бы принять».
В-четвертых, важно избегать столкновений личного характера. Не стоит принимать ненормативную лексику и оскорбления на свой счет. Нужно рассматривать оппонента таким, каким он себя показывает, не пытаться призывать к соблюдению приличия.
В-пятых, необходимо говорить с собеседником на понятном ему языке, избегая слов-паразитов. Не демонстрировать свое интеллектуальное превосходство.
В дополнение к этому, в конфликте не нужно спешить с ответной реакцией, лучше всего выдерживать небольшие паузы. Целесообразно говорить собеседнику о своих чувствах и эмоциях, вызванных его словами. Также важно избегать закрытых поз (например, не складывать руки на груди), не смотреть оппоненту прямо в глаза — это действие может вызвать агрессию.
— Конфликт — это не плохо и не хорошо. Он просто был, есть и будет. Все люди разные, их ценности тоже, у каждого есть право не соглашаться. И это надо принять. Поэтому столкновений не стоит бояться и избегать.
Наталья рассказывает, что конфликт в любом случае неизбежен, и необходимо научиться извлекать из него пользу.
— Если мы с чем-то несогласны, мы себя ограничиваем. Конфликт дает отличный шанс посмотреть на ситуацию с разных сторон «услышать», рассмотреть свои ценности и ценности другого. Разбирая спорные ситуации, мы имеем много возможностей: очертить свою позицию, узнать границы другого, укрепить веру во что-то, изменить свои ценности, объединиться и так далее.
По словам психолога, главное — помнить цель и не забывать про максимальное уважение к оппоненту.
— В любом конфликте мы осознаем и принимаем собственные изменения и изменения другого, — объясняет Наталья.
Елизавета МАЛЬЧУК, студентка III курса факультета журналистики БГУ
На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.
Совместные проекты ядерных технологий.