Вы здесь

Пять вопросов на 105 лет Минского городского Совета депутатов


В этом году Минский городской Совет депутатов отмечает солидный юбилей — 105 лет. За это время произошло множество судьбоносных событий, влияние которых оказал Минский горсовет сильным органам местного самоуправления. К представителям местной власти у населения всегда было много предложений, обращений и вопросов. Сегодня — особенно. На самые интересные вопросы депутаты Минского городского Совета депутатов ответили на очередном заседании «Депутатского клуба», который прошел на базе информационного агентства «Минск-Новости».


«Минский городской Совет депутатов принял самое активное участие в национальном диалоге 2020 и 2021 годов, активно работал над внесением изменений и дополнений в Конституцию. Как и 105 лет назад, Беларусь и ее соседи переживают без преувеличения революционные трансформации. Как и в 1917 году, меняются границы, система власти, система принятия экономических и политических решений, возводятся новые барьеры. И на мой взгляд, на депутатах горсовета лежит еще больше ответственности. Во-первых, за новую конфигурацию этих связей. А во-вторых, им нужно объяснить людям, как это все повлияет на их повседневную жизнь», — сказал Андрей Кривошеев, генеральный директор агентства «Минск-Новости».

Председатель Минского городского Совета депутатов Андрей Бугров подчеркнул, что горсовет — это звено между государством и обществом. И в последние годы, помимо своих функций, предусмотренных законом, он взял на себя дополнительную — разъяснительную работу с населением. Диалоговые площадки, встречи с людьми посвящаются обсуждению не только городских тем, но и вопросов жизни всего белорусского общества. «Многое уже сделано, многое еще предстоит сделать. Наша заслуга в том, что как бы тяжело нам ни было, мы смогли найти нужные слова в общении с населением. Этот кредит народного доверия мы реализовываем довольно неплохо. Бывает, что не все получается на «отлично». Но мы ищем новые инструменты в работе с населением, особенно в части местного самоуправления», — сказал он. Один из таких инструментов — искренние ответы на вопросы о деятельности горсовета.

Вопрос первый. Узнаваемость

«Один из самых частых вопросов касается того, что местные Советы депутатов малоизвестны. Бытует мнение, что такой вид народного представительства как Советы депутатов себя исчерпал и должен быть заменен более прогрессивной системой. Что вы думаете по этому поводу?» — спросил Андрей Кривошеев.

«Я соглашусь, что Советы депутатов малопознавательны. Но вопрос: хорошо это или плохо. Если у человека все хорошо на работе и общественная ситуация его устраивает, он никуда не ходит. Если у него возникает серьезная проблема или даже он побывал в разных органах власти и ничего не получилось, он идет к депутату. К нам на прием не приходит 50 человек, к депутатам приходят один-два человека. Но, конечно, узнаваемость очень важна», — рассказал депутат Минского городского Совета депутатов Сергей Смольский. Кстати, он – ветеран столичного горсовета. Депутатский путь Сергея Смольского начался в 1990 году. Тогда в депутатский корпус нужно было выбрать 250 человек. Сейчас, для сравнения, 57 округов, из них 55 действующих депутатов. Сокращение числа депутатов – еще один актуальный вопрос для горсовета. Особенно если учитывать, что Минск постоянно растет. Но, по словам Андрея Бугрова, это продиктовано временем и резерв у столичного горсовета есть.

Вопрос второй. Привилегии

«Возможно, наше общество, представляя Совет депутатов, представляет какие-то привилегии, которыми вы пользуетесь?» — заметил Андрей Кривошеев.

Стоит отметить, что зарплату за свою депутатскую деятельность получает только председатель Совета депутатов, это его основная работа. Все остальные депутаты заняты в разных сферах, а депутатской деятельностью занимаются на общественных началах.

«Нет у нас никаких привилегий. Для решения любого общественного вопроса должны быть два взгляда: представительной и исполнительной власти. Нас выбрали, и мы работаем спокойно, эффективно, не выставляя себя. Да, мы спорим, ведем дискуссии, думая о том, какое принять решение, а не о том, чтобы показать себя как важного политика», — пояснил депутат Игорь Русакевич.

Вопрос третий. Взаимоотношения с прессой

Вопросы об узнаваемости и привилегиях влекут за собой еще один вопрос — стоит ли приглашать на заседания комиссий журналистов, или это популизм?

Здесь Игорь Русакевич ответил, что иногда депутатам необходимо передать обществу определенный посыл через СМИ. А иногда между членами комиссии разворачивается очень горячая дискуссия, и показывать ее народу не стоит. «Бывает, что на заседаниях комиссий мы «курим на заправках», можем поссориться. Но это напряжение не должно выходить в свет. Люди должны видеть решения, а не процесс их принятия», — пояснил он.

Андрей Бугров рассказал, что за все годы существования Минского городского Совета депутатов была создана определенная корпоративная культура, в основе которой — уважение к мнению каждого депутата. Эта культура позволяет решать вопросы по каждой профильной комиссии перед тем, как идти на сессию городского совета. «Наши депутаты нацелены на решение проблемы. Эти специалисты — учителя, врачи, экономисты и так далее — заинтересованы в решении проблем своей отрасли. И сегодняшний формат обсуждений позволяет найти золотую середину. Истина всегда посередине, и нам удается ее найти. Наверное, в механизме решения проблем минчан, которые были поставлены перед депутатским корпусом, и заключается оценка нашей работы. Людям важно показывать именно это», — добавил председатель горсовета.

Вопрос четвертый. Бюджеты

«Насколько Минск дотирует другие регионы? Почему депутаты Мингорсовета не выступят с инициативой о том, чтобы большая часть налоговых ресурсов, которые собираются в Минске, оставалась в столице?» — озвучил модератор вопрос аудитории.

На этот вопрос ответил Андрей Бугров: «Ежегодно в соответствии с законодательством город Минск совершает межбюджетный трансферт. Размер этого трансферта составляет примерно 400 миллионов долларов США. Да, это городские деньги. Но мы понимаем, что в Минске аккумулируются все основные финансовые потоки. И мы прекрасно понимаем, что есть регионы, которые формируют свои бюджеты за счет социальных отчислений. Мы не можем говорить, что в Минске есть деньги и ими не поделиться. Конечно, мы этими деньгами делимся. Минск – это столица страны, здесь формируются основные финансовые потоки. Поэтому если мы не будем делиться, нас просто не поймут. Тем более мы также подпитываемся областями и трудовыми ресурсами других регионов».

Вопрос пятый. Тренды на будущее

Цифра в 105 лет несет в себе большую историю и огромный опыт. Но мир меняется, и местной власти надо под это подстраиваться. Так, на площадке Депутатского клуба прозвучал вопрос: Какой тренд в области местного самоуправления следует принять во внимание?

Отвечая на такой вопрос, политолог Вадим Елфимов заметил, что, находясь на переломном этапе развития, Беларусь развивает народную демократию. «Задача депутатов — представлять интересы избирателей. И с этой точки зрения мне кажется, что нужно повышать профессионализм Совета депутатов. Каждый депутат должен быть профессионалом. Повышать роль местных Советов депутатов — это повышать уровень белорусской демократии. И я за усиление их роли и повышение их контрольных функций, потому что они являются представителями народа и находятся во взаимодействии с исполнительной властью», — заметил эксперт.

С тезисом о необходимости повышения профессионализма депутатов согласился и Сергей Смольский. По его словам, количество депутатов в совете не имеет принципиального значения, главное — профессионализм.

Анализируя 105-летнюю историю Минского городского Совета депутатов, Андрей Бугров подчеркнул, что депутаты горсовета — самые народные. Именно они решают вопросы крыш, парковок, детских площадок и всего того, что наиболее беспокоит горожан.

«Не от количества депутатов все зависит, все зависит от готовности населения участвовать в развитии города. Мы иногда сидим и ожидаем, что государство нам что-то сделает, но это в корне неверно и неправильно. Следует самоорганизоваться и принимать решения, которые бы поддерживались народными избранниками. Если население будет понимать, что мы ядро, которое поддержит идеи людей и поможет их реализовать, тогда можно говорить об эффективном партнерстве», — подчеркнул председатель Совета депутатов.

Валерия СТЕЦКО

Фото «Минск-Новости»

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.