Вы здесь

Немецкая фабрика смерти времен ВОВ под Гомелем


Не менее трех десятков расстрельных ям времен немецко-фашистской оккупации предстоит в ближайшее время исследовать поисковикам и сотрудникам прокуратуры в Чонковском лесу Гомельского района.


— Здесь была настоящая фабрика смерти. Дислоцировался карательный немецкий батальон, стояла техника. Масштаб зверств фашистов впечатляет. Останки, которые были найдены осенью прошлого года, — это малая часть из того, что еще придется поднять из-под земли, — обращает внимание журналистов прокурор Гомельской области Виктор Морозов во время посещения места массового уничтожения мирных граждан времен войны в Чонковском лесу.

Как известно, осенью прошлого года во время поисковых работ на этой территории были выявлены 13 мест расстрела. Специалисты провели 29 медико-криминалистических экспертиз. Установлено, что идентифицированные останки из расстрельных ям принадлежат 489-ти мирным жителям, преимущественно женщинам.

— Установлено, что смерть этих людей наступила в результате огнестрельных ранений. Расстреляно именно мирное население, ведь у людей были предметы домашнего обихода: чашки, котелки, ложки, зубные щетки. То есть, людей вырвали из дома, они рассчитывали на какое-то недолгое отсутствие, а в итоге их вывозили сюда и расстреливали, — отмечает Виктор Морозов. — На месте раскопок также найдены фрагменты колючей проволоки, немецкие монеты, элементы оружия. И если кто-то считает, что это возможные места захоронения репрессированных в 1937-м году, то и здесь мы развенчали их теории. Подчеркиваю, баллистическая экспертиза показала, что люди были расстреляны из немецкого оружия.

На прошлой неделе прокуратура Гомельщины возобновила исследование места самого массового уничтожения мирных граждан времен войны в Чонковском лесу. Останки не менее 30 человек были найдены только за три дня с начала восстановления поисковых работ.

— Останки находятся на разной глубине — от поверхности Земли до четырех метров вниз. Мы отрабатываем каждый раскоп до материкового слоя почвы. Когда видим нетронутый слой земли, полностью зачищаем стенки. Получается дно, и тогда уже раскоп считается отработанным, — объясняет журналистам методику работы командир поискового взвода 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Беларуси Владислав Бердник.

Сейчас в поисковой работе по расстрельным ямам Чонковского леса задействованы 15 бойцов – в основном военнослужащие осеннего призыва, прошедшие все необходимое обучение и подготовку. Одновременно с проведением раскопок продолжается поиск новых мест расстрела мирных жителей в этом лесу.

— Еще в конце осени были разведаны другие ямы, на субботнике наши работники прокуратуры вместе с лесниками очистили от зарослей предполагаемые места расстрелов, это также упрощает работу поисковиком, — пояснил главный прокурор области.

Также еще осенью, перед отъездом поисковиков и приостановкой на зимний период работ по раскопкам, сотрудники прокуратуры при поддержке следователей провели дополнительную рекогносцировку местности. Благодаря съемкам с дрона были установлены блоки расстрельных ям.

— Есть все основания утверждают, что на данной территории располагался какой — то из видов концентрационных лагерей, — подчеркивает заместитель прокурора Гомельского района Александр Шинкарев. — Об этом свидетельствует то, что территория была обнесена колючей проволокой. Его сохранившиеся фрагменты и свитки найдены во время раскопок. Те судебно-медицинские экспертизы, которые были проведены, говорят о том, что еще живых людей в ямах забрасывали гранатами. На это указывает очень хаотичное расположение костей. На некоторых черепах есть повреждения, характерные для травматического воздействия, например, ушибов прикладом.

Между блоками расстрельных ям поисковиками установлено и место дислокации немецкой расстрельной команды.

— Четко определены территории палаточного лагеря немецких солдат. Там найдены предметы их обихода, вооружение, фрагменты немецкой техники, — подчеркивает Александр Шинкарев.

Среди находок на этом месте — столовые приборы с немецкой маркировкой, сложная саперная лопата, которая была на вооружении только у немцев, фрагмент обязательной немецкой военной амуниции, «таблетница» для лозантина-хлора, что при разведении в воде использовался для обеззараживания.

— Самые разные находки немецкого палаточного лагеря свидетельствуют о том, что расстрельная фашистская команда уже именно обжилась уже на этом месте, — уверен заместитель прокурора Гомельского района.

Как известно, в этом году в Чонковском лесу поисковиками и сотрудниками прокуратуры будет исследовано более 30 мест массовых расстрелов мирных жителей в годы немецко-фашистской оккупации.

— Перед войной в Гомеле насчитывалось 140 тысяч жителей, а когда Красная Армия освободила Гомель, то едва насчитали 20 тысяч гомельчан. Разумеется – война, фронт. Но куда могли деваться 100 тысяч человек? Уверен, все эти почти 80 лет краеведу, историки задавались таким вопросом. Ведь были массовые расстрелы еврейского населения в сентябре 1941 года, массовые расстрелы гомельчан перед вхождением советских войск в Гомель, когда мужчин целыми предприятиями вывозили за город и убивали, чтобы они не пополнили ряды Красной Армии, — напомнил прокурор области Виктор Морозов.

Глава ведомства в регионе отметил, что после выявления факта массовых расстрелов в Чонковском лесу была создана областная комиссия по увековечению памяти погибших. По ее решению, недалеко от места геноцида, по дороге на мемориальный комплекс «Партизанский Родничок», будет установлен камень с памятной доской. Здесь же откроют часовню. И достойно похоронят останки людей, найденные во время раскопок.

— Люди заслуживают того, чтобы память о них была сохранена, — подчеркнул Виктор Морозов.

Наталья КАПРИЛЕНКО

Фото Гомельской областной прокуратуры

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.