Вы здесь

«Мама, купи мне собачку!»


«Моей дочке скоро исполнится шесть лет. Просит на день рождения подарить ей котика. Пытаюсь отговорить – истерика. Чувствую, что нагуляется, и он ненужный будет, а мне ухаживать придется. К тому же у меня еще и маленький ребенок. Не будет ли котенок ночью спать мешать? Как отговорить дочку? Либо стоит согласиться и купить? Все-таки домашние животные прививают доброту и ответственность».

Александра М., Минск.


— Практически все родители рано или поздно слышат фразу: «Мама, купи мне котика (или собачку, попугайчика, рыбку, черепашку, хомяка, морскую свинку). Большинство может и не сразу, но покупают. Мол, ребенку это будет полезно: ухаживая за живым существом, научиться ответственности, самостоятельности. И вот тут возникает большой вопрос: а научится ли, — говорит детский психолог Людмила ГУБСКАЯ.

Дело в том, что ребенок перенимает ролевые модели поведения от родителей. В том числе и модель отношения к питомцу. Поэтому важно не просто принести в дом животное, но и своим примером показать теплое отношение к нему, заботу. Если мама и папа будут обращать на котенка внимание раз от раза: упомянули — покормили, нет — ну и переживет. За испорченный тапок — накричать, а то и ударить. Приболел — зачем к ветеринару, сам выздоровеет. Чему тогда научиться ребенок? Какой доброты, ответственности и самостоятельности? Он научится равнодушию и жестокости, и не только в отношении братьев наших меньших.

— С какого возраста советуете заводить ребенку домашнее животное?

— Животные могут быть в доме еще до рождения детей. И это нормально. Заводить же питомца именно для ребенка рекомендую после четырех лет, когда малыш действительно уже способен проявлять заботу, сострадание — ухаживать за животным и нести за него ответственность под присмотром взрослых.

Котенка (щенка) нужно не только регулярно кормить и следить, чтобы всегда была чистая водичка, но и приучать к лотку, а до этого терпеливо убирать лужицы. Играть с ним, чтобы не грыз мебель, обувь, провода, мыть, расчесывать, учить простым командам. И сначала это должны делать именно родители, понемногу привлекая ребенка к уходу с учетом возраста. При этом важно объяснять, почему нужно делать именно так. Со временем основную часть ухода ребенок сможет выполнять самостоятельно. Задача же родителей — помогать и контролировать. Не стоит сразу же взваливать на ребенка все обязанности по уходу за питомцем. Тем более что до 10 лет он может не до конца понимать все последствия своих действий. Если ребенок регулярно забывает кормить попугайчика, не советую делать это за него. Скажите: «А пойдем вместе, я посмотрю, как Кеша будет радоваться зернышкам».

— А как быть, если мама — за, а папа категорически против котика или собачки?

— Идем на компромисс. Рано или поздно на животное придется согласиться, иначе ребенок начнет приносить бездомных котов (среди них может оказаться и больное животное, что тоже не лучший вариант) и прятать в своей комнатке. Папа не хочет собаку или кота — заведите мадагаскарского таракана. Желательно, чтобы животное подходило родителям. Если мама панически боится мышей, то она не сможет разделить радость ребенка, увидев, как мимо пробегает хомяк. У нее будет постоянный стресс.

В любом случае, решение, какое это будет животное, принимают взрослые. Ведь дети чаще всего просят то, что видят у других. Поэтому, прежде чем кого-то заводить, советую сходить на выставку, в зоомагазин и посмотреть, какие вообще есть варианты. Ведь кот и собака — это на самом деле серьезно, их воспитанию нужно уделять много времени. Есть животные попроще, которых берут именно с целью знакомства о заботе. В частности, рыбка «петушок» красива и неприхотлива. Ей не нужно приобретать специальный аквариум — достаточно стакана воды, которую нужно менять раз в неделю. Да покормить крупицей утром и вечером. Она хорошо себя ведет, откликается на постукивание по «аквариуму» и реагирует на зеркало. Тоже неплохой вариант — птицы вроде амадинок: они недорогие и неприхотливые, не болеют, не особо сорят.

— О чем родителям важно думать заранее, чтобы не пожалеть о своем решении?

— Никогда покупка живого существа не должна быть спонтанной. Советую предварительно узнать всю подноготную: почитать форумы и поспрашивать людей, у которых есть такие животные. А лучше даже сходить к ним в гости. Поконтактировать с животным, которое планируете завести, убедиться, что ни у кого из семьи нет на него аллергии, посмотреть, как выглядит квартира. Когда люди снимают жилье либо очень ценят уют и больно реагируют на порванные обои, занавески или мебель — котята и щенки им вряд ли подойдут, так как могут что-то испортить. Надо взвесить все за и против. Чтобы не получилось так, что на первый взгляд радостное событие — появление нового друга — внесло в семью разлад. В моей практике был случай, когда две взрослые собаки, которых подарили ребенку, за несколько месяцев испортили всю квартиру: погрызли мебель, пометили все ковры. Из-за этого родители постоянно ссорились, мол, «взяла собак, то смотри за ними». А дети чувствовали себя виноватыми.

Некоторые заводят экзотических животных, а потом оказывается, что им нужны специфические корм и лекарства, да и ветврача такого нет в городе, который бы мог чем-то помочь.

Во-первых, пока растут, эти животные долгое время не дают спать, создают много шума. Во-вторых, нужно понимать, что котенок — это еще один ребенок, его нужно обучать, воспитывать. Поэтому взрослым стоит рассчитывать свои силы, чтобы потом не раздражаться.

— Рано или поздно животное умирает. Знаю, некоторые родители не заводят домашних питомцев с маленькой продолжительностью жизни, так как боятся травмировать ребенка. Как правильно рассказывать о смерти?

— Есть даже шутка: «Я завел хомяка, чтобы показать детям смерть». Грызуны живут всего 2-3 года. Когда умирает хомячок, нужно пояснить ребенку, что смерть — естественный процесс, его жизненный цикл завершился. Нужно положить питомца в коробочку и похоронить. Умение попрощаться с животным — тоже процесс, с которым дети должны знакомиться в определенном возрасте. В 4-5 лет они начинают осознавать, что такое смерть. Родители же своей реакцией показывают пример, как относиться к потере. Подчеркивают: «Мы сделали все, чтобы жизнь хомячка была радостной». Очень часто дети стараются возместить убыток, поплакав 1-2 дня, просят другого хомяка или кого-то еще. Так можно делать. Это нормально. Единственное — нельзя говорить, что животное куда-то исчезло, если это неправда. В моей практике был случай, когда умер попугайчик. Родители сказали девочке, что он превратился в таракана, которого они купили. Для маленьких детей такое мышление недоступно, более того, оно их пугает и может, как у этой девочки, вызвать тревожность, которая зашкаливает.

Очень часто у детей просьба о домашнем питомце связана с тем, что кто-то из друзей хвастается: «а у меня есть котик (собачка, попугайчик), это так классно». Нужно отделять истинное желание от подражания, ведь из последнего, как правило, ничего хорошего не получается. Поэтому несколько раз сходите в гости к друзьям, у которых есть котик. Понаблюдайте, как ребенок играет с ним. Когда пришли и ваша дочь практически постоянно не отходит от него: «Мама, смотри, как лапкой моется, как он хвостиком петляет», тогда это будет любовь и надо соглашаться, несмотря на все сложности. А если ребенок через 10 минут и не упоминает о том котике, тогда стоит подождать. Лучше лишний раз сходите в контактный зоопарк.

Поддаваясь уговорам, родители должны быть готовы выделять время и силы питомцу, объяснять все ребенку — и только тогда животное действительно сможет принести радость, научить доброте, любви, терпению и заботе.

Надежда ДРИНДРОЖИК, фото автор

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.