Вы здесь

Егор Макаревич: Молодежный парламент — возможность реализовать свой потенциал


Два года назад при Национальном собрании появился молодежный парламент. Возглавить его доверили выпускнику Академии управления при Президенте, начинающему юристу Егору Макаревичу. Сегодня он – очередной герой нашей рубрики. В интервью для «Плеяды молодых» Егор подвел первые итоги деятельности Молодежного совета при Национальном собрании, рассказал, как сформируют новый созыв, и пояснил, почему общественная деятельность — основа успеха для молодежи.


— Молодежный парламент — общественный орган, через пару месяцев он будет отмечать свое двухлетие. Расскажите о возникновении вашей структуры и ее деятельности.

— Первый созыв Молодежного парламента заканчивает свою двухлетнюю деятельность 2 июля. Такая структура появилась в стране впервые, хотя сама идея молодежного парламентаризма существовала давно. В 2017 году ее поддержал президент. В течение трех последующих лет замысел прорабатывался и, наконец, в 2020 году осуществился. Основная цель работы Молодежного парламента в том, чтобы депутаты и сенаторы при рассмотрении вопросов имели в виду мнение молодежи, а молодежь понимала суть процессов государственного управления.

Молодежный парламент включает 70 представителей всех областей страны и города Минска в возрасте от 18 до 31 года. Это, например, молодые депутаты местных советов, члены общественных объединений, партий, молодые лидеры, работающие на разнообразных предприятиях, в учреждениях, и при этом активно занимающиеся общественной деятельностью.

Их основная задача — доносить взгляды молодежной среды до наших парламентариев и, наоборот, государственную позицию — до сверстников. Молодежь более доверительно воспринимает информацию от своих ровесников. Вот этим мы занимались два года и можем уже подводить первые итоги, ведь стоим на пороге формирования нового созыва. Он, кстати, будет создан по новым правилам. Туда войдут представители каждого района страны и городов областного подчинения — около 140 человек.

— Как будут проходить выборы?

— Каждый районный Совет депутатов направит своих представителей. Как правило, это будут члены молодежных парламентских структур, созданных при Советах депутатов. Это не значит, что в новом составе обязательно должны быть только парламентарии. Найдут там свое место и другие молодые лидеры, достигшие значительных результатов. Кстати, все наши парламентарии работают на общественных началах, параллельно с основным местом. У нас есть свои профильные комиссии. Например, комиссию по здравоохранению возглавляет молодой хирург-онколог, комиссию по информационной коммуникации — девушка-корреспондент «СБ. Беларусь сегодня», комиссию по вопросам окружающей среды — лесничий.

— Подводя первые итоги вашей двухлетней работы, как вы считаете, чего вам удалось достичь?

— По сути, мы впервые сформировали систему молодежного парламентаризма в стране. Молодежный парламент создает социальный лифт, который позволяет молодым быть замеченными в каждом районе, области. Наша основная задача, конечно, — и участие в законотворческом процессе. У Молодежного парламента есть возможность на разных стадиях разработки законопроектов вносить свои предложения. Таких инициатив от нас поступает много: от здравоохранения до лицензирования предпринимательской деятельности. И наши предложения учитываются.

— Вы говорите о социальном лифте. То есть членство в Молодежном парламенте — возможность движения по карьерной лестнице?

— Начну с того, что карьеризм — это не плохо. Любой человек хочет реализовать свои профессиональные амбиции, но карьеризм без знаний — бессмысленный. Молодежный парламентаризм дает возможность людям, которые уже имеют лидерские качества, заполучить умения, чтобы работать в государственной системе. Ты можешь воспользоваться этой возможностью — и социальный лифт в отношении тебя сработает, тебя заметят. То есть Молодежный парламент — это возможность быть замеченными, чтобы реализовать свой потенциал.

— Вы входили в Конституционную комиссию по разработке обновлений в Основной Закон. Что вам дал такой опыт?

— Я по образованию юрист, заканчивал академию управления, магистратуру юрфака БГУ. А в юридической науке конституционное право занимает важное место. Когда мне посчастливилось войти в состав Конституционной комиссии, я понял, что это как для страны, так и для меня лично-историческое событие. С одной стороны, колоссальный опыт, а с другой — кредит доверия, который придется долго оправдывать. В общем, молодые парламентарии причастны к работе над Конституцией. Они встречались в регионах со сверстниками и аккумулировали их предложения в закон. Результат — в Конституции появилась 31-я статья, гарантирующая молодым людям определенные права. Эта идея была поддержана членами Совета Республики.

— Ваш путь в общественную деятельность начался с Молодежной палаты Мингорсовета. К этому делу, как вы отмечали, подтолкнули любопытство и желание создавать. Взгляды изменились?

— Я этих принципов придерживаюсь и сегодня. Очень благодарен Национальному собранию за возможность увидеть закулисье парламентской жизни. Мое желание создавать, когда я начинал заниматься молодежным парламентаризмом, реализовалось. И мои жизненные идеалы не изменились. Работа в Молодежной палате и Молодежном парламенте — это разное. Молодежная палата Мингорсовета реализовывала проекты локального характера, но этот опыт очень помог. Благодаря ему коллеги выбрали меня на пост председателя Молодежного парламента. Кстати, в юношеской палате Мингорсовета мы занимались подготовкой правовой базы для создания Молодежного парламента при Национальном собрании.

— Как вы учились в школе?

— Я гуманитарий и любил больше дисциплины исторического профиля, обществоведения, литературу. Мне было трудно осваивать физику, математику, химию, поэтому не был отличником. Но и среди двоечников не ходил. Немного не посчастливилось при поступлении — математику, которую не любил, пришлось сдавать на ЦТ в университет. Поэтому не попал на бюджет.

Я считаю, что каждому молодому человеку кроме образования, необходимо иметь еще какое — то увлечение-спорт или общественную деятельность. Это как элемент собственного самовоспитания. Я верю, что молодые люди, которые занимаются чем-то кроме образования, формируются как целостные личности. Все годы моей учебы в Академии управления я занимался молодежным парламентаризмом. Но и учился хорошо, потому что мне нравились юридические дисциплины. Поэтому поступил в магистратуру юрфака БГУ, а теперь учусь в аспирантуре.

— Вы уже затронули вопрос образования. Учились в Академии управления на юриста. Вероятно, встречались с мыслью, что достаточно в нашей стране экономистов, юристов и журналистов. Насколько востребована сегодня профессия юриста?

— Я целенаправленно шел не столько на юридическую специальность, сколько в Академию управления. Мне была интересна сфера госуправления. Я ни капельки не жалею, что выбрал это заведение. Кроме классического юридического образования, которое можно получить во многих вузах страны, я имею знания в сфере государственного управления. У меня была возможность учиться у ведущих руководителей-практиков, заполучить связи с сокурсниками, которые сегодня работают в государственном секторе. Поэтому я считаю, не важно, какое количество на рынке вакансий представителей той или иной специальности. Если ты обладаешь навыками, станешь востребованным специалистом. Главное — не гнаться за модой, а понимать, что тебе близко и насколько сумеешь себя реализовать в отрасли.

— Каким было ваше первое место работы?

— Мне после выпуска посчастливилось... Но сразу подчеркну: это результат общественной деятельности, которой я занимался во время учебы и в школе, и в Академии управления. Некоторые ошибочно думают, что в Молодежный парламент можно попасть «по блату». Но это не так. В нашем созыве каждый — реальный лидер мнений, имеющий поддержку ровесников.

Мне предложили после вуза пойти работать помощником председателя Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Ирины Анатольевны Старовойтовой. Я работал с ней два года. После — в Главном информационно-аналитическом центре Министерства образования. Когда в 2020 году был сформирован молодежный парламент, мне предложили стать помощником заместителя председателя Совета Республики Анатолия Михайловича Исаченко. С началом работы Молодежной палаты многие молодые ребята себя зарекомендовали и стали помощниками сенаторов.

Когда Анатолий Михайлович возглавил Могилевский облисполком, я подумал, что необходимо сконцентрироваться на научной работе, и пошел работать преподавателем на юрфак БГУ. Чувствую себя там максимально комфортно, сейчас преподаю политологию, государственное управление и политику на разных факультетах.

— То есть Молодежный парламент — общественная нагрузка, за которую вы не получаете деньги?

— Так. Особенно в 2020 году мне и коллегам говорили, что мы поддерживаем государственный курс за какие-то безумные деньги. Это неправда. Нам никто не платит ни за позицию, ни за нагрузку в Молодежном парламенте

— Продолжим тему хейта. У вас есть колонка в одной из молодежных газет, где вы выступаете со смелыми высказываниями. Вы сталкиваетесь с хейтом из-за вашей политической позиции?

— Особенно столкнулся с ним в 2020 году, когда выражал свою поддержку действующей власти. Революция через социальные сети — классический метод политтехнологий. Я выкладывал посты — и уже через 15-20 секунд начиналась волна хейта. Я был к этому готов, поэтому воспринимал спокойно. От живого общения, особенно от знакомых хейтеров — это другое дело. Я никогда никого не критиковал за политическую позицию, а точнее, взвешенно высказывал свою. Человек, занимающийся общественной деятельностью, должен к хейту относиться спокойно, а к альтернативной точке зрения прислушиваться.

— Выражая свою политическую позицию в 2020 году, вы потеряли друзей, контакты со знакомыми?

— Нет. У меня были знакомые, имевшие другую позицию, но они не пытались мне что-то навязать. У меня есть один приятель, который высказывался не за власть и голосовал соответственно. Но он понимал, что «улица» ничего не решит. Поэтому когда начались протесты, их не поддержал, а теперь стал ярым сторонником власти.

— Давайте поговорим о ваших увлечениях, кроме общественной жизни. Чем наполняете свободное время?

— Люблю деятельность, которая позволяет «переключаться». Во-первых, это спорт — велосипед летом, горные лыжи зимой, бассейн и прогулки пешком по Минску во все времена года. Во-вторых, люблю фильмы, слежу за новинками кинематографа. Могу даже назвать себя киноманом.

— Можно ли вас встретить вечером в баре или кафе?

— Конечно, я считаю, что ничего здесь особенного нет. Это отдых, который тебя перезагружает. Я иногда бываю на наших, как их называют «тусовочных» улицах — Зыбицкой, Октябрьской. Там встречаюсь с друзьями. О нас, молодых парламентариях, складывается впечатление, как о консервативных, обособленных молодых людях, но это не так.

— Как вы относитесь к такому молодежному тренду как релокация?

— Скептически. Чтобы переехать, ты должен иметь навыки, которые будут полезными за рубежом. А если их нет, и ты переезжаешь, только чтобы переехать, не будешь там востребован. Я всегда по этому поводу привожу пример. У меня был знакомый айтишник, зарабатывавший несколько тысяч долларов. Уехал в Одессу — и вернулся через два месяца. Те условия, которые создаются у нас в контексте развития ИТ-сектора, лучше европейских. Молодежь переезжает за границу и думает, что будет получать там десятки тысяч долларов. Так и тратить ты там будешь много. Сейчас смотрю в Тик-Ток, как наши молодые люди, переехавшие в Польшу, трудятся там практически 24/7 и получают копейки. На мой взгляд, в нашей стране созданы все условия для развития молодого человека.

— Вы в 2018-м в возрасте 21 года баллотировались в Минский городской Совет депутатов. У вас не получилось попасть в его состав. В будущем собираетесь снова попробовать? Или, может, сразу в парламент?

— Мне это интересно. Не исключаю, что буду баллотироваться в парламент или в местные Советы депутатов в 2024 году. Я считаю, что могу быть полезен людям. Нельзя загадывать. Но я не вижу ничего плохого в том, когда в наш парламент приходят молодые люди. Они всегда являются проводниками государственной политики для своих сверстников. Это та преемственность, о которой говорят наши власти.

Мария ДАДАЛКО

Фото из архива героя

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.