Вы здесь

По инициативе сельисполкома установлен памятный знак на месте церкви, которую сожгли оккупанты в Хомске


По Хомску и окрестным деревням война прошлась довольно жестко, в земле остались лежать тысячи жертв. Каждый из памятников в агрогородке и окрестностях хранит трагическую страницу истории. До этого года был еще один не совсем обычный памятник, возле которого останавливались школьные экскурсии, к которому подводили старые внуков. Дело о дереве на кладбище деревни Старомлыны. В войну это дерево оккупанты сделали смотровой точкой, оборудовали на нем пулеметное гнездо. Таким образом они охраняли мост от возможных партизанских диверсий.


Памятник Партизану Макаревичу.

Красно-бурая река

На дереве более 70 лет торчали гвозди, служившие ступенями для пулеметчика. Он залезал наверх и стрелял без предупреждения, когда какое-то движение подавалось ему подозрительным. Под обстрел попадали рыбаки на реке, поздние путники, кто не знал об огневой точке. Дерево пришлось снести недавно по причине аварийности, ведь оно могло в любой момент упасть и наделать заботы. Но многие в деревне помнят о том дереве и могут рассказать. Память здесь хранят бережно.

В Хомской средней школе работает кружок краеведения под руководством учительницы Людмилы Шикулы. Людмила Григорьевна вместе с учениками и коллегами собрала уникальный материал. Работа по истории населенного пункта с древнего времени представляет собой, по сути, хорошую монографию размером более чем 100 страниц. Работа содержит воспоминания и свидетельства реальных людей, которые жили или до сих пор живут в деревне. Сейчас, как выглядит, эти данные бесценны.

На окраине Хомска стоит скромный обелиск. Он установлен на месте захоронения более 2 тысяч человек еврейского населения. Их убили сразу после оккупации — 2 августа 1941 года. Люди не успели прийти в себя, понять, что происходит. Людмила Шикула записала свидетельство жительницы Хомска 1925 года рождения Ольги Кугач:

— В Хомск тогда со стороны Кобрина приехало около 150 немецких кавалеристов на откормленных серых лошадях. Всадники были в пестрых накидках. Прежде всего разместились по квартирам. А наутро приступили к «делу». Сначала собрали еврейских мужчин и закрыли их в здании синагоги. Мы еще спали, когда постучали к нам в окно. Зашел солдат. Спросил, есть ли в доме «юден». Прошел по всему дому, штыком проткнув под кроватями, в подпечку. Мы стояли и тряслись. Потом ушел. В окнах мы увидели колонну еврейских женщин с детьми, которых гнали немцы. Маленьких детей женщины несли на руках, а старшие шли, держась за мамины юбки.

Потом привезли сюда большую группу еврейского населения из Шерешево Пружанского района. Расстреливали людей партиями. Старожилы вспоминали, как местные полицейские рассказывали им: после расстрела очередной партии каратели выпивали по рюмке шнапса и весело смеялись.

Овражек, который определили под братскую могилу, засыпали землей. После дождя рядом собиралась вода, так люди говорили, что она была красно-бурая от крови. А потом прошли грозы, вода в реке вышла из берегов, и по реке поплыли трупы детей...

К памятнику той трагедии не раз приезжали родственники людей, которые там похоронены. Первая большая делегация гостей из Израиля побывала в Хомске в 1991 году.

Памятный знак на месте церкви.

Юный командир

А тогда, в 41-м, зверства фашистов подталкивали людей объединяться и противостоять агрессору. Военнопленные, которым удалось убежать, военные, которые отстали от частей и оставались в деревнях, местные жители, создавали небольшие подпольные группы и готовились к партизанской борьбе. С начала 1942 года в окрестностях уже действовали партизанские отряды.

Еще один памятник в Хомске стоит на возвышенности, к нему ведут крутые ступени. Надпись говорит, что памятник поставлен офицеру, лейтенанту Красной Армии. На снимке — лицо почти детское. И не удивительно, годы жизни лейтенанта 1921-1943. Евгений Макаревич родом из Хомска. Перед самой войной окончил военное училище, в воинскую часть попал, можно сказать, под первые залпы войны. И сразу – отступление, окружение, так оказалось в родных местах. Стал собирать вокруг себя единомышленников, организовал партизанский отряд. В работе хомских краеведов использованы воспоминания командира партизанской бригады имени Сталина Брестского соединения Сумбата Арзуманяна. Он упоминал юного командира как бесстрашного и вместе с тем толкового военного, который пользовался большим авторитетом у партизан. Его отряд называли «женьковцы», по имени командира. Командир бригады также отмечал воинскую дисциплину отряда, уравновешенный образ жизни, свидетельствовавший об организаторских способностях руководителя. За какой-то год «женьковцы» успели провести ряд удачных боевых операций, создали хорошую разведку. Командир геройски погиб в бою, а его отряд потом получил его имя официально. В донесениях бригады сообщалось, что отряд Макаревича несколько раз предупредил гибель мирного населения в здешних деревнях. А вот родную его деревню Хомск не обошла трагическая судьба.

Расстрел возле церкви

То, что многие жители Хомска в партизанах, было известно оккупантам. Более того, народные мстители проводили достаточно дерзкие операции, например, однажды устроили налет на полицейский участок в деревне, забрали оружие и боеприпасы... О том, что карательный отряд двинулся из Дрогичина в сторону Хомска, стало известно в окрестностях. Много жителей показалось в лес. Дома оставались преимущественно женщины и дети в надежде, что их не будут трогать. Это было 5 июля 1943 года. Оккупанты согнали всех, кого застали, в центр деревни. Люди надеялись, что церковь станет для них спасением. Их было 170 человек. Но красивую круглую церковь подожгли. Всех, кто выбегал, расстреливали. Братская могила образовалась на месте расстрела, здесь захоронены останки 86 человек. В 1965 году на этом месте открыли памятник. Он стоит и сейчас, поменяли только мемориальную доску.

— Церковь наша была особенная, — рассказывает председатель Хомского сельского совета Александр Заверач. — Уникальный памятник архитектуры в стиле классицизма, аналогов которому остаются единицы в Европе. Храм был возведен в 1800 году Войцехом Пусловским, владельцем знаменитого Косовского дворца и местечка Хомск. Церковь была двухэтажная, кирпичная. Круглая купольная ротонда с трех сторон выделялась портиками с треугольными фронтонами, под которыми были произведены входы в храм. По кругу располагалась колоннада, держащая купольное свод.

Школьники возле памятника убитым землякам.

Время собирать камни

Как уже было сказано, церковь подожгли. Но она не сгорела полностью. Довольно прочные стены остались. После войны здесь проводили богослужения. А в 1952 году прихожане вместе со священником написали прошение о помощи в восстановлении храма и направили в Пинский облисполком. Была даже составлена смета. Половину суммы обязывались собрать сельчане, просили выделить вторую половину. Авторы письма писали, что здание довольно хорошо сохранилось и его несложно восстановить. А протоиерей Николай Дрылевский от себя напоминал, что население определяется религиозностью, нуждается в храме, а еще большое значение имеет память о трагедии, которая здесь произошла. Но письмо их осталось без ответа. Зато в 1964 году появилось решение Дрогичинского райисполкома о передаче здания церкви для использования в культурно-бытовых целях колхоза имени Кирова. Хозяйство начало разбирать храм на кирпич, окончательно памятник архитектуры был разрушен в 1972 году.

Но сельчанам удалось скрыть колокол и один из крестов храма. Этот колокол был пожертвован церкви зажиточным жителем деревни Иваном Анисько в 1930 году. О том, как удалось сохранить реликвию, существует целая детективная история. Колокол прятали на подворьях, в хозяйственных постройках, долгое время держали даже в болоте, но спасли. Потом колокол временно передали церкви в Бездеже, а в 1991 году вернули обратно в Хомск. А крест нашли при разборке старого дома. Хозяин заботливо спрятал святыню, потом умер и забрал свою тайну с собой. Спустя много лет при разборке дома нашли крест и посчитали это знаком, что пришло время собирать камни.

В 2018 году на месте церкви появился памятный знак, который образовали крест, камень и колокол. Мемориальная таблица рассказывает об уникальном памятнике архитектуры, а на второй таблице отражено изображение церкви, которой больше нет и которая помнила красивые праздники, торжественные богослужения, а также ужасные мгновения уничтожения мирных людей. Сейчас во время всех памятных дат к памятникам приходят люди, возлагают цветы, вспоминают тех, кто воевал за Родину, и тех, кто стал невинными жертвами войны.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Дрогичинский район

Название в газете: Месцы трагедый і гераізму

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.