Вы здесь

Первый раз в первый класс, или как подготовить ребенка к школе?


Подготовка к школе всегда волнующая как для детей, так и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и писать. Некоторые даже умудряются пройти с ребенком почти всю программу первого класса. К чему нужно готовить его на самом деле? И в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? Эти и другие вопросы, волнующие многих родителей, мы задали детскому психологу Людмиле Губской.


Начинать нужно почти с рождения

— Сыну моей подруги было три года, когда бабушка подарила ему букварь. Как-то во время телефонного разговора она сказала дочери: «надеюсь, ты уже начала учить буквы с Матвейкой». Через пару дней занятий малыш ненавидел этот букварь... Людмила, как вы считаете, стоит ли учить детей читать до школы?

— Нейропсихологи советуют не начинать учить детей читать раньше, чем им исполнится пять лет. Ведь раннее чтение препятствует нормальному, здоровому развитию, в частности, неправильно формируются нейронные связи в мозге. В результате ближе к школьному возрасту мы можем получить ситуацию, когда ребенок совсем не захочет учиться, будет делать то неохотно. Всему свое время. Энергия мозга – направленная и конечная. Если мы ее направим не туда, она растратится. В возрасте от года до шести лучше направить ее на физическую активность, взаимоотношения со сверстниками, освоение бытовых навыков. А то получается странная ситуация: ребенок еще ходит в памперсе, но уже читает.

Более того, школьная программа построена так, что дети, бегло читающие, все равно учат вместе со всеми сначала буквы, потом слоги... Поэтому им реально будет скучно на уроках. Есть, конечно, инициативные учителя, которые каждому ребенку подберут задание по уровню, но никто не гарантирует, что вам попадется именно такой. Если ваш сын проявляет повышенный интерес, спрашивается, что это за буква, конечно, отвечайте. Но есть родители, которые считают своим долгом научить дошкольника читать даже против его желания, начинают принуждать, используют различные способы манипуляции, чтобы он запомнил алфавит. Это портит все стремления ребенка и приводит к ухудшению отношений с родителями.

Тем мамам и папам, которые по каким-то причинам не отдавали деток в садик, психолог советует за год до школы поводить их туда. Этого достаточно. В старшей группе детского сада знакомят с чтением, письмом, понятием уроков. Совсем запускать процесс и рассчитывать, что ребенок будет себя комфортно чувствовать в коллективе, если он не имеет никакого представления о буквах и цифрах, не стоит. Дети отчасти, особенно в больших городах, идут в первый класс с какими-то базовыми знаниями. Но это общее представление нужно формировать, не сидя над Букварем ежедневно часами, а непринужденно, во время игры. Чудесно, когда дома на холодильнике висит магнитная азбука с яркими рисунками. Дети, например, с удовольствием показывают букву, на которую начинается их имя.

Перед школой важнее сконцентрироваться не на букварях и прописях, а на развитии практических навыков ребенка. В частности, готовность будущего первоклассника к новому этапу жизни определяется в том числе и его умением завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

Некоторые родители не понимают, что ребенок должен учиться выполнять базовые вещи – есть, одеваться, раздеваться. Нельзя все делать за него: потом оно самостоятельно ничего не сможет сделать в школе, тогда как одноклассники будут это делать не задумываясь.

Научите своих сына или дочь просить о помощи. Когда детям трудно, когда у них что-то не получается, они, как правило, начинают злиться, раздражаться, кто-то старается отгородиться или решить проблему самостоятельно, кто-то списывает ответ у соседа по парте. Умение отслеживать свое состояние и сообщать о том, что ты устал или плохо себя чувствуешь, куда важнее умения считать или красиво писать в прописях.

— На самом деле подготовку к школе родители начинают с самого рождения ребенка, — говорит Людмила Губская. — Когда читают ему вслух, рассказывают что-то, называют предметы, которые его окружают, терпеливо отвечают на многие вопросы, позволяют мерить лужи и забираться на деревья. В этом случае к шести-семи годам сформируется будущий первоклассник. Все дети по своей природе любопытны. Поэтому главная задача родителей — не задушить эту врожденную жажду к познанию.

Лучшая подготовка — игра

Те родители, которые думают, что чем ближе к школе, тем меньше ребенок должен играть, сильно ошибаются. Именно игра – лучшая подготовка к школе. Сегодня психологи и педагоги обеспокоены, что дети переходят в школу из садика не нагулявшись, что игры детей в 5-6 лет примитивны и неинтересны. Такая ситуация возникает в том числе и потому, что взрослые ленятся и не включаются в игру либо делают это через силу.

— Многие считают, что игра и обучение не могут существовать рядом, — говорит Людмила Губская. — На самом деле именно игра усиливает стремление получать знания. Ребенок легко может усвоить и чтение, и умножение, если этого будут требовать условия игры. Именно через игру можно развить мышление, память, внимание, фантазию ребенка. Если игра захватывает малыш, оно будет играть с вами повсюду: дома, на прогулке, в поезде.

«Белая, квадратная, находится над головой», — вдруг загадочно говорит мама, готовя ужин. «Потолок» — забыв о капризах, сразу включается в игру четырехлетний сын и загадывает свое слово. Можно поиграть в «А давай наоборот». Ребенок называет слово, а вы подбираете к нему антоним: белая — черная, большая — маленькая, громкая — тихая. Потом меняетесь ролями. Подобных словесных игр множество. Можно поискать в книгах, интернете, а можно придумать свои.

Еще с дошкольником полезно играть в игры, в которых ребенок будет внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, ведь многие дети просто куда-то «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Например, если вы говорите — «кар-кар», — дети два раза машут руками, как крыльями. Говорите «мяу-мяу-мяу-мяу» — они четыре раза трут носик «лапкой». Говорите «ква-ква-ква» — дети три раза подпрыгивают. А что нужно сделать, когда я говорю «мяу-мяу, кар, ква-ква-ква»? В эту игру можно играть всей семьей. Либо придумайте небольшую сказочку и расскажите ее детям, перед этим попросив их громко хлопать каждый раз, когда услышат цифру «три».

Очень полезно научить дошкольника стоять и прыгать на одной ножке. Считается, что для нормальной учебы в школе ребенок должен стоять на каждой ноге по минуте. Опять же, это прекрасно развивает известная игра в «классики». Можно поиграть и в цаплю, стоящую на одной ноге. Попросите «птицу» проскакать из одного конца комнаты и обратно. Устройте соревнование: кто из детей дольше простоит на правой ноге, а кто — на левой.

Некоторые дети прекрасно могут посчитать скороговоркой «один, два, три..» до 20. При этом не могут сосредоточиться и сделать руками-ногами то, о чем их просишь. А с крупной моторикой связаны многие навыки, в том числе и навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой. Пока пылесосите, попросите ребенка пройти пять больших шагов вперед и три маленькие назад. Четыре шага на пятачках, потом четыре на носочках. Подскочить три раза, потом пройти семь шагов, потом подскочить еще три раза. Чудесно развивает ощущение и понимание своего тела детская игра с мячом «Хали-хало». И вообще очень важно, чтобы ребенок контактировал не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Чтобы не было, как у Миши... Его мама позаботилась о достойной интеллектуальной подготовке любимого сына, однако практически изолировала его от сверстников, чтобы не научился на улице плохому. После того, как Миша пошел в первый класс, у него, разумеется, появились серьезные проблемы в отношениях, которые проявились на психосоматическом уровне — мальчик часто болел и пропускал уроки.

Отдавать в 6 или 7 лет — очень важное решение

— Как определить, готов ли ребенок к школе?

— Есть два основных физиологических критерия готовности к школе. Первый: изменение зубов. У ребенка должны хотя бы выпасть первые молочные зубы. Ведь вместе со сменой зубов начинают выстраиваться нейронные связи в головном мозге, позволяющие отделять себя от результата своих действий. (Например, ребенок плохо написала букву. Тот, кто готов к школе, подумает «ничего, следующий раз постараюсь и напишу аккуратнее».) В шесть лет не у всех детей такое качество есть. По этой причине первоклассник, написавший букву не так, как ему хотелось (криво, вышел за строчку) считает, что он плохой. Это очень травматическая характеристика. Если ребенок по несколько раз в день убеждается в том, что он плохое, так как не удалось первым поднять руку, чтобы ответить; выкрикнул ответ и ему сделали замечание; ошибся в подсчетах. И если таких нюансов много, то самооценка занижается. Если самооценка занижается на начальном этапе обучения, ребенок будет стараться избегать трудностей, с которыми столкнулась. И после очень сложно восстановить интерес к учебе.

Второй физиологический критерий — вырастают руки. Ребенок, когда перебрасывает правую руку через голову, может дотянуться до мочки левого уха, и наоборот, левой рукой прикоснуться к мочке правого уха. Это тот минимум, на который советую обратить внимание всем родителям.

Психологическая же готовность определяется в умении выслушать задание и выполнить его. Некоторые дети очень спешат: еще условия не сказали, а они уже все сделали. Конечно, неправильно. И при этом не хотят исправлять ошибку. Кроме того, ребенок может, слушая задание, пропускать какие-то важные нюансы. Это также неполная психологическая готовность. Тогда и на уроках оно не сможет запомнить, что говорит учитель. Не потому, что память плохая, а потому, что еще не сформировались определенные нейронные связи. Нейро-психологическое тестирование перед школой — очень полезная вещь. Я бы его вводила в обязательном порядке, чтобы понимать сильные и слабые стороны ребенка и знать, что нужно развить, чтобы не было потом трудностей в школе.

Ни физиологические, ни психологические моменты подготовки к школе нельзя форсировать. Этому нельзя научить, нельзя их сформировать. Мы только можем наблюдать. Ведь один ребенок в шесть лет может быть абсолютно готовым к школе, а второй в таком же возрасте может проявлять психологическую или физиологическую неготовность. Как правило, последних лучше отправлять в первый класс на год позже, они тогда будут чувствовать себя комфортнее и осваивать школьную программу лучше.

Но если еще с девочками родители согласны подождать, то с мальчиками — не всегда. Как-то на консультации папа с мамой разошлись в обзорах. Мужчина настаивал, чтобы сын — на момент 1 сентября ему было бы 6 лет и 2 месяца – шел в школу. Мама была против. И была права, так как у мальчика не было никакой мотивации к обучению. На что папа говорил: «Ничего страшного. Он справится, помучится несколько месяцев, дозреет и будет хорошо учиться». Решение вести ребенка в школу в этом году или через год — очень важное решение. Если мы промедлим или, наоборот, поторопимся, то и в том, и во втором случае будет стресс. Это наложит отпечаток на стремление ребенка учиться по жизни.

— Есть дети, которые в шесть лет готовы к школе. А родители, желая продолжить детство или по какой-то другой причине, ждут и отдают в школу на год позже. Правы ли они?

— Часто ребенка отдают в школу позже, чем он готов, просто потому, что родителям так удобнее. В моей практике была семья, где родился третий ребенок. Среднего сына по этой причине не отдали в школу в шесть лет, ведь маме сложно было бы зимой водить и забирать его из школы. Поэтому решили, что он еще год побудет дома. Мальчик был очень развит. Мало того, что его расстроили этим решением, так еще и отбили весь энтузиазм. Сейчас он учится вполсилы. У детей, идущих в школу позже, чем они готовы, часто проявляется патологическое, безудержное Коллекционирование. Они начинают собирать машинки, потом марки, потом минералы... Если вы видите, что опоздали, что все-таки нужно было идти в школу раньше, это можно исправить. На следующий год ребенка можно сразу отдать во второй класс, сдав вступительные испытания, и тем самым наверстать упущенное время.

Как сделать так, чтобы ребенку хотелось идти в школу?

  • Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания 1 сентября. Очень важно, чтобы семья готовилась к школе, как к празднику, чему-то особенному, интересному. Выбирайте школьную форму и другие вещи с удовольствием (а не со словами: «Опять эти очереди!.. Столько денег нужно тратить!..»), тогда и ребенок перейдет этот позитивный настрой. Некоторые же родители запугивают своих непослушных проказников: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут». А потом, через два года, недоумевают, почему сын или дочь не хотят идти в школу.
  • Обязательно отметьте День знаний. Сходите всей семьей в кафе, погуляйте по парку, сделайте памятные фотоснимки. Можно подготовить для своего первоклассника небольшой сюрприз — подарить в этот день что-то, о чем он давно мечтал.
  • Очень часто, потому что ребенок идет в первый класс, мама одним махом отменяет все кружки (танцы, рисование, спортивную секцию), которые он посещал до сих пор. В связи с этим у малыша может сложиться впечатление, что школа — это что-то страшное: как перед ураганом — дверь закрываем, окна завешиваем. Не стоит ограничиваться только уроками. Напротив, жизнь ребенка после перехода в школу должна стать еще более яркой и разнообразной.

Надежда ДРИНДРОЖИК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.