Вы здесь

Слово и дело Николая Чергинца


Белорусского писателя Николая Чергинца (недавно Указом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко ему присвоено звание «Народный писатель Беларуси») хорошо знают во многих постсоветских странах. Его детективы издавались в свое время огромными тиражами. Национальной литературной премией Беларуси за 2021 год отмечен роман Николая Чергинца «А он не вернулся из боя». 17 октября 2022 года — 85-летний юбилей писателя, общественного и политического деятеля, человека, который прошел по жизни через многие драматические события... И как литератор, и как политик (многолетний член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь), и как воин-афганец, он отмечен множеством государственных и общественных наград. И Советского Союза, и Республики Беларусь, и Российской Федерации, других стран мира... Он и сейчас — в делах, заботах, с людьми и на людях, участник многих встреч. К его мнению, к его авторитетным оценкам прислушиваются люди разных поколений. В 2005 — 2022 годах Николай Иванович возглавлял Союз писателей Беларуси, сейчас — почетный председатель Союза писателей, руководитель общественно-политического консультативного совета СПБ. Оценка его трудов — и звания заслуженного юриста Республики Беларусь и заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь, премия Содружества Независимых Государств «Звезды Содружества».


... Мне доводилось встречаться с писателями, журналистами, общественными деятелями, мастерами культуры в России, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, Сербии — все, т председатель Союза писателей Таджикистана Низом Касим, и азербайджанский прозаик, драматург, переводчик Камран Назирли, и сербская поэтесса, переводчица Даяна Лазаревич, другие литераторы, политики хорошо знают Николая Ивановича Чергинца. И как писателя, и как политика. Вспоминают встречи с ним, говорят о впечатлениях от прочтения его книг... Как прожить жизнь, чтобы сделать столько, сколько Чергинец?!. На этот вопрос, наверное, и сам Николай Иванович не ответит. Каждая жизнь индивидуальна и многообразна... И, наверное, свершения, достижения — все это составляющие настойчивого труда, правильного выбора целей, вообще правильного каждодневного выбора жизненных приоритетов... Впрочем, мы сейчас не о законах эргономики, не о законах организации жизни...

Читать произведения Николай Ивановича Чергинца я начал еще школьником. Его повествования о милиции, непростой работе сотрудников правоохранительных органов, детективные романы и повести, всегда чем-то важным отличались от многообразия художественной литературы подобного рода. В книгах было особое притяжение. Чувствовалось, что писатель знает жизнь, знает то, о чем пишет, что он старается понять своих героев, и как-то непринужденно объясняет и читателю мотивы тех или иных поступков, тех или иных действий. Местами жестковатое повествование все равно оставалось достаточно притягательным, поскольку формировало доверие к писателю.

Событием в белорусской литературе стали динамичные, наполненные драматургией жизни, романы Николая Чергинца об Афганистане. Весь Союз переживал за судьбы наших солдат, офицеров, выполнявших свой интернациональный долг в стране, которую мы до конца и сейчас не понимаем. У меня так сложилось в жизни: в 1985 — 1988 годы служил корреспондентом солдатской многотиражки «За Родину» в Ашхабаде, в дивизии, которая готовила пополнение для наших частей и соединений в Демократической Республике Афганистан. Премудростям военного дела обучали в основном офицеры, которые испытали на себе службу (считай: войну!), как тогда говорили, «за речкой». Таким был и командир нашей учебной мотострелковой дивизии — полковник, а вскоре и генерал-майор Евгений Мещеряков, такими были и начальник политотдела полковник Ярослав Иванченко, и замполит батальона старший лейтенант Николай Стрельчук, и мой непосредственный начальник — редактор «дивизионки» капитан Коля Стародымов, награжденный за «Афган» ОРДЕНОМ «За Службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени... Афганских рассказов много от них не удалось услышать, а вот о книгах Николая Чергинца, о его публикациях в «Нёмане», который я и в Ашхабаде выписывал, с некоторыми из них поговорить довелось... Они внимательно, сопереживая героям, читали и «Тайны Черных гор», и другие произведения Николая Чергинца. Белорусский писатель, сам дважды прошедший через афганское горнило, старался донести правду, рельефно, осязаемо выписать те переживания, те мысли, то сердечное и душевное состояние, которыми жили в Афганистане и после него, вернувшись домой. Старался показать и матерей, родных и самых близких тех воинов-интернационалистов, которые не вернулись...

Мне кажется, что и сегодня, когда мир рушится от взрывов, когда в прицеле наемных стрелков — не только солдаты, но и дети, мирные люди, «афганскую» прозу Николая Чергинца стоит внимательно перечитать. И роман «Сыновья», который отдельной книгой переиздавался более 20 раз, — тоже. Кстати, книгу перевели на английский, турецкий, азербайджанский и другие языки. Роман, написанный на русском языке, вышел в свет и на белорусском.

А еще я посоветовал бы, особенно — юному читателю, обратиться к сравнительно недавно вышедшему в свет роману Николая Чергинца «Операция «Кровь». Страницы этого произведения, основанные на строгих документальных свидетельствах, возвращают нас в годы Великой Отечественной войны. И снова писатель предлагает нам, читателям, задуматься о цене человеческой жизни, о нравственном выборе человека, о том, из каких деяний-кирпичиков выстраивается наша жизнь, и что надо для того, чтобы прожить ее достойно.

Алесь КАРЛЮКЕВИЧ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.