На свете есть только одна профессия, представители которой говорят — «мои дети». Уинстон Черчилль говорил, что учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Но в наше время все стремительно меняется: и техника, и производство, и люди, а главное, требования к школе и учителям. Успевают ли взрослые за детьми? Как педагогу в современных условиях завоевать их авторитет? Изменились ли задачи, стоящие перед учителем? Можно ли учить и воспитывать детей так, как то делали 30 лет назад? Все эти вопросы обсудили участники круглого стола, который прошел в Общественном пресс-центре Дома прессы.
— Наше профессиональное счастье заключается в учениках и их успехах, — рассуждает директор минской средней школы № 61 Ирина Цубикова. — Учитель — тот человек, который должен стать гарантом благополучия и успеваемости каждого учащегося. А уважение к учителю имеет много составляющих. Во-первых, это высокие профессиональные компетенции педагога. Во-вторых, учитель обязательно должен быть гибким, мобильным, современным, идти в ногу со временем. Он обязательно должен быть интересной личностью, потому что все интересное привлекает пытливый ум детей. В общем, учатся у тех, кого любят... Поэтому, как ни говори, но роль учителя в жизни ребенка — основополагающая.
В последние годы в школе наметилась тенденция к увеличению возраста учительских кадров. Но если мы говорим о компетентности и профессионализме, то к возрасту учителя не может быть претензий. И опытные педагоги должны работать столько, сколько они могут качественно служить своему делу. С другой стороны, мы знаем, что профессионалами в своем деле могут быть и молодые учителя. Относительно небольшой педагогический опыт — отнюдь не помеха. А ученики любят молодых педагогов...Надеемся, что целевая подготовка педагогов для столицы поможет нам обновить кадровый состав в школах.
На вопрос, какой должна быть современная школа, я скажу так — это должно быть большое учебное заведение, «мегаполис», такая, как наша. Настоящий город для детей, где они успешно проходят социализацию. Дети любят учиться в больших школах, где есть возможность реализоваться во всех без исключения направлениях. Мы можем предложить им множество профилей и спектров развития. Именно школа должна всесторонне развить личность, чтобы потом ребенок мог быстро сориентироваться и правильно определиться с профессиональным выбором, не набивать шишки, а уверенно идти по выбранному пути.
Конечно, можно полемизировать насчет того, сколько детей должно быть в классе, но, по моему мнению, это не принципиальный вопрос. Мы все знаем очень успешных людей, которые обучались в малокомплектных сельских школах. Все упирается в личность учителя. Профессионал может организовать эффективно образовательный и воспитательный процесс и для двоих-троих детей в малокомплектной школе, и для сорока — в большой городской, найдя подход к каждому ученику.
— Современная школа должна быть разнообразной, — поддержал коллегу директор Колодищанской средней школы № 2 Андрей Боровиков. — Наша задача — раскрыть потенциал личности. А это возможно только при условии создания гуманистических отношений в школьном коллективе, и начальная школа — это основа. Особенно хотелось бы отметить роль классных руководителей. Дотянуться до струн души ребенка может только неравнодушный учитель...
«Классный руководитель должен быть готов к гибкой инновационной деятельности, — считает заместитель начальника управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования Юрий Емельяненко. — В последние годы ожидания по отношению к учителю возросли. С одной стороны, ему стало легче, так как появилось качественное научно-методическое обеспечение. Вместе с тем стало и сложнее, потому что возросли требования к результативности воспитательной и идеологической работы. Несмотря на то, что воспитание происходит и во время учебного процесса, через преподавание учебных дисциплин, очень большую роль в том, каким будет наше будущее поколение, насколько мы будем успешными в формировании всесторонне развитой личности, играет личность классного руководителя. Проекты, нововведения, появившиеся в последние годы, свидетельствуют, что от работы классного руководителя зависит очень много».
Юрий Емельяненко упомянул два важнейших проекта – информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» и республиканский проект «Родительский университет». Первый реализовывается в работе с учениками, а второй ориентирован на их законных представителей. «Сложность нашей работы серьезно возросла. Мы не можем позволить себе, как иногда бывает, использование только традиционных форм работы как с учащимися, так и с их родителями. Обязательно в нашем арсенале должны быть и приоритетно использоваться интерактивные формы работы, — подчеркивает Юрий Емельяненко. — Важно использовать дискуссионные, игровые формы работы, информационно-коммуникационные технологии. В работе с родителями хорошо себя зарекомендовали тренинговые формы работы.
«И если наш современный учитель, классный руководитель не будет готов к такой гибкой инновационной деятельности, то и результат на уровне сформированной личности ученика, на уровне воспитанности ученика не будет высоким», — уверен замначальника управления.
Также он обратил внимание на важность использования педагогами новых форм работы, которые ранее не были доступны. «Чем разнообразнее будет методический и практический инструментарий, который педагоги используют, тем интереснее мы будем для всех субъектов образовательного процесса и тем выше будет результат», — добавил представитель Национального института образования.
— У нас у всех были учителя, чьи имена мы даже не можем вспомнить, но были и учителя, оставившие отпечаток на всей нашей жизни. И каждому из нас хочется быть именно таким учителем для своих воспитанников, — говорит заместитель директора минской гимназии № 43 по воспитательной работе Татьяна Сивцова. — Хочется, чтобы нас помнили, чтобы с нами советовались... А для этого нужно чаще интересоваться у детей, что их на самом деле волнует, что интересует. Не надо выдумывать и тем более делать что-то за детей, достаточно просто у них поинтересоваться.
Самому младшему в нашей гимназии — всего шесть лет, а самому старшему учителю — 72. И каждый хочет быть счастливым в общем школьном доме, каждый хочет себя реализовать. Моя функция как заместителя директора — создать такую систему, где каждый сможет почувствовать себя важным и счастливым, хотя воспитательная работа, честно говоря, — сложнейшая. Нашей гимназии — двенадцать лет. В 2010 году средняя школа № 2 стала первым учреждением общего среднего образования в столичном микрорайоне-новостройке «Каменная Горка» и нашей задачей было занять детей совершенно нового микрорайона чем-то на самом деле важным и полезным, объединить их общими интересами.
Через пять лет мы получили статус гимназии. Приоритетным направлением работы избрали гражданско-патриотическое воспитание. Сегодня в 43-й гимназии действуют три музея. И в этом году мы решили, что экскурсоводами в них будут в том числе и наши первоклассники. Предметом гордости гимназии является парадно-церемониальный отряд (своеобразная подростковая «рота почетного караула»), без выступления которого не обходится ни одно торжественное мероприятие в учреждении образования. Он неоднократно побеждал на городских конкурсах. Отряд мы создавали буквально с нуля. В его составе есть флаговая группа, группа возложения, группа барабанщиков, но все участники взаимозаменяемы. Это серьезная коллективная работа. Нам не нужно уговаривать детей прийти в отряд — всегда есть желающие занять место того, кто ушел. А дети хотят побеждать и быть успешными...
— Когда я обучалась в вузе, профессор педагогики говорила нам: «Если вы будете злиться на ученика, мысленно посадите на его место свое дитя и сразу найдете нужные слова. В первую очередь, мы все должны оставаться людьми, нельзя злиться на учеников за то, что они аплодируют, когда им сообщают, что их учитель заболел, — поделилась своими мыслями учитель русского языка и литературы столичной гимназии № 33 Ольга Матвиенко. — Просто они по-другому видят мир, у них даже мозг еще развивается. Но всегда нужно доводить до детей, как мы видим те или иные вещи. Чтобы они с этим считались...
Можно, конечно, подводить итоги каждого урока, четверти, года, но как то делать? У меня такой принцип. Я как классный руководитель и как учитель-предметник всегда учитываю достижения. Мы можем бесконечно упрощать тот уровень, который должны усвоить наши ученики. Можно до 26 строк сократить то, что дается им выучить наизусть, а можно дать детям возможность самим выбрать, сколько нужно выучить и что рассказать. У меня есть ученики, для которых 26 строк — это очень сложно. А есть ученик, который пишет повесть о партизанах Полесья...
Работая в одной параллели, я пришла к выводу, что это неправильно. Учителя хотят, чтобы у них было больше часов, но меньше нагрузки по подготовке к урокам. И их можно понять. Но у меня сейчас, например, есть пятый, седьмой, девятый и одиннадцатый классы. Таким образом сохраняется преемственность. Очень часто мои старшеклассники помогают мне проводить мероприятия шестого школьного дня для младших, опекают их. И это происходит потому, что их всех объединяет один учитель. Когда-то мой отец, кадровый военный, говорил, что есть три типа начальников. Один говорит: «Делай!» Второй: «Делай, как я сказал». И третий: «Делай, как я». «Вот этот третий принцип и должен стать для тебя родным», — напутствовал мой папа. Когда я планирую экскурсию, то спрашиваю у детей: «Кто идет со мной?» Нам важно даже не то, куда мы идем, а то, что мы идем вместе.
Хочется вспомнить слова еще одного моего педагога из университета. Он говорил, что каждый человек сталкивается в жизни с представителями двух профессий: это врач и педагог. Но если доктору, прежде чем прикоснуться к ребенку, требуется согреть руки, то нам нужно согреть свое сердце. Современный мир стал таким сложным, таким многогранным, что стрессоустойчивость сегодня очень низкая не только у взрослых, но и у детей. И наша задача – создать такое пространство, где они могут быть уверенными в том, что их примут, поймут, поведут, покажут и подскажут. Неважно, какой предмет мы преподаем, главное — чтобы мы все были единомышленниками и четко понимали, куда ведем свой корабль...
Несколько фактов о белорусской системе образования:
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото Елизаветы ГОЛОД
Совместные проекты ядерных технологий.
В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.