Вы здесь

Стать студентом можно... в марте. Университетские олимпиады — новый механизм отбора талантливой молодежи


28 января в стране, как планируется, пройдет массовая репетиция предстоящего централизованного экзамена. Первая репетиция, охватившая восемь административных единиц, прошла ранее, и, как уверяют в Министерстве образования, во время нее все содержательные и организационные моменты были отработаны. Учащиеся, педагоги и специалисты, которые будут задействованы в проведении ЦЭ, к реализации новых подходов в итоговой аттестации подготовлены. Всего в конце учебного года централизованные экзамены будут сдавать 52 904 одиннадцатиклассника.


ЦТ и ЦЭ

Как рассказала начальник Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Мария Киндиренко, что касается допуска учащихся к ЦЭ, то все позиции четко прописаны в правилах аттестации. Также предусмотрена возможность освобождения от него сдачи победителей заключительного этапа республиканской олимпиады и освобождения от одного централизованного экзамена по предмету победителей третьего областного этапа республиканской олимпиады.

Централизованные экзамены будут проходить не в школах, а в пунктах проведения ЦЭ 14 и 21 мая. Если по уважительной причине выпускник пропустит экзамен, он сможет воспользоваться резервными днями — 23 и 25 мая. Также такая же возможность будет в июле, и эти даты совпадут с резервными днями ЦТ. Таким образом выпускник еще успеет подать свои документы в ВУЗ и на уровень среднего специального образования. Кроме того, резервные дни будут и в августе.

Разницы в том, в каком формате (централизованного экзамена или централизованного тестирования) сдавать профильные экзамены для поступления в вуз, нет, утверждают представители главного образовательного ведомства. И централизованный экзамен, и централизованное тестирование проводятся в форме теста.

Например, для поступления в медицинский университет абитуриенту нужно сдать профильные экзамены по биологии и химии. Молодой человек может сдать ЦЭ за курс школы по биологии, а потом ЦТ по химии. Или наоборот. Как заметила Мария Киндиренко, тесты в этом году претерпели изменения. В частности, в них уменьшилось количество заданий, где правильный ответ можно угадать из предложенных вариантов. При этом увеличилось количество заданий в области B, для ответа на которые необходимо обладать определенным багажом знаний.

Чтобы отработать объективность подхода и содержательную компоненту тестовых заданий, Министерством образования была сформирована группа экспертов для проведения экспертизы заданий, которые будут предусмотрены на централизованном экзамене по всем учебным предметам. В ее состав вошли специалисты Национального института образования, Академии последипломного образования и лучшие педагоги-предметники со всей страны.

Проведение репетиции ЦЭ показало, что предложенные задания позволяют ученику продемонстрировать знания, которые он получил за курс общеобразовательной школы.

Мария Киндиренко пояснила, что результаты централизованного экзамена будут оформляться сертификатом, как и ЦТ. Знания выпускников оцениваются по 100-балльной шкале, а затем эти баллы переводятся в 10-балльную систему оценивания. Среднее арифметическое годовой отметки и результатов ЦЭ выставляется в аттестат, а сам сертификат зачисляется при поступлении в учреждение высшего образования.

— Местными органами определены пункты проведения ЦЭ — их более 90 по стране. Задача учреждений образования – решить все организационные вопросы, касающиеся доставки выпускников в пункты ЦЭ и их сопровождения, — подчеркнула Мария Киндиренко. — Кроме того, учреждение образования берет на себя такую важную функцию, как регистрация одиннадцатиклассников на ЦЭ и формирование списков по предметам для сдачи централизованного экзамена. На ЦТ абитуриенты регистрируются сами.

Выпускники конкретной школы будут закреплены за конкретным пунктом сдачи централизованного экзамена, но они будут находиться в разных аудиториях в зависимости от того, какие предметы выбрали. В одной аудитории, где будут сдавать, например, физику, могут находиться представители четырех-пяти различных учреждений общего среднего образования. Проведение в один день централизованного экзамена по различным предметам на выбор организационно ничем не сложнее проведения одного (сдачи ЦЭ по русскому или белорусскому языку), — уверяют в Министерстве образования.

Кадры — на заказ

Изюминкой будущей приемной кампании станет расширение целевой подготовки специалистов. С одной стороны, сейчас сняты ограничения на место нахождения организаций — заказчиков кадров. Если раньше целевая подготовка распространялась только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до 20 тысяч), то сейчас договоры на целевую подготовку могут заключать организации и предприятия, расположенные в том числе в столице и областных центрах. Одновременно с этим предусмотрено увеличение предельных квот в рамках целевой подготовки: на сельскохозяйственных специальностях — до 70 процентов от контрольных цифр приема, по медицинским — до 80 процентов и по другим специальностям — до 60 процентов.

Известно, что 60, 70 и 80 процентов — это максимальная планка. И здесь есть много обстоятельств. Найдется ли столько заказчиков, готовых просчитать свои потребности в кадрах на 4-5 и более лет вперед? Будут ли готовы абитуриенты заключать договор на целевую подготовку? Сегодня такие договоры заключаются на пять лет отработки на заказчика кадров после получения высшего образования и на три года — после получения среднего специального образования.

— Целевая подготовка специалистов — это высшая форма государственного заказа кадров, — рассуждает начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович. — Наивысшая – в плане своей эффективности.

Целевая подготовка подразумевает предварительное заключение договора между абитуриентом и заказчиком кадров еще до проведения этапа отбора, а после его удачного прохождения — также и из вуза, где будут готовить молодого специалиста. Причем это будет очень индивидуальная подготовка: Темы курсовых работ и дипломного проекта будет заказывать будущий наниматель, все практики также будут проходить на базе заказчика кадров. В результате мы получаем не просто специалиста с фундаментальными знаниями, но и выпускника, готового быстро влиться в ряды специалистов конкретного предприятия или организации.

Если говорить о новых подходах, то в этом году для будущих целевиков вводится внутренний устный экзамен с предварительной подготовкой по вопросам в экзаменационном билете и изложением сути своих ответов экзаменационной комиссии. Устный экзамен позволяет увидеть абитуриента и оценить его мотивацию. Конкурс будет формироваться, исходя из суммы среднего балла аттестата и внутреннего устного экзамена. Таким образом, все абитуриенты будут проранжированы.

«Да, мы понимаем, что целевая подготовка возможна только при наличии трех заинтересованных сторон, — подчеркивает Сергей Касперович. — Поэтому уже сегодня во взаимодействии с местными органами власти министерством образования разворачивается серьезная информационная работа, создаются площадки, чтобы заказчик целевой подготовки и наши выпускники нашли друг друга. Хотел бы остановиться еще на одном важном аспекте. Всем абитуриентам, включая поступающих на целевые места, нужно будет подать в приемную комиссию такой новый документ, как характеристика.

Написание характеристики не будет свободным творчеством. Ее форма утверждается Министерством образования. С нашей точки зрения, она будет объективно отражать не только учебные достижения абитуриента (для этого есть аттестат), но также деловые и личностные качества выпускника: его активность, участие в акциях гражданско-патриотического характера, чем он увлекается, спортивные достижения, даже хобби молодого человека. На основании полученной информации все службы деканата, кураторы, воспитательное подразделение, руководители творческих коллективов, спортивных секций смогут быстро сориентироваться и предложить первокурснику те активности, которые могут быть ему интересны. Это будет фактически индивидуальная траектория воспитательной работы».

Абитуриенты, планирующие обучаться на условиях целевой подготовки, подают документы с 3 по 8 июня. Вступительные испытания пройдут с 4 по 10 июня. Зачисление — по 13 июня.

Если абитуриенты не пройдут по конкурсу (а такое возможно, если на одно место будут претендовать несколько человек), они смогут попробовать свои силы при поступлении на бюджетную или платную формы обучения. Для этого выпускникам текущего года необходимо будет сдать один предмет на ЦТ, поэтому для подстраховки в мае на него нужно будет зарегистрироваться, чтобы не упустить свою возможность. Можно ли задействовать вариант с поступлением на специальности, где проводится внутренний экзамен.

Льготы и привилегии

Еще один новый механизм отбора талантливой и одаренной молодежи — проведение внутриуниверситетских олимпиад, которые, кстати, уже стартовали.

В феврале пройдет заключительный этап университетских олимпиад, а в начале марта их победители уже будут зачислены в университеты, то есть, еще до окончания школы. «Считаем, что это очень мощный стимул для того, чтобы выпускники долго не размышляли, нужно ли им выбрать тот или иной университет, ту или иную специальность, а воспользуются данным шансом», — комментирует нововведение министр образования Андрей Иванец.

По его словам, проведение университетских олимпиад позволяет увидеть талантливую молодежь и не потерять ее. Олимпиады пройдут во всех региональных университетах. Их победители, как ожидается, смогут занять до 15 процентов бюджетных мест в вузах. Кстати, специальности, куда смогут поступать победители таких олимпиад, вузы определяли самостоятельно, исходя из потребностей рынка труда в своих регионах.

Льготы при поступлении получат в 2023 году и воспитанники Национального детского технопарка, созданного по поручению главы государства. Ребята, которые туда попадают, проходят четырехступенчатую структуру отбора. Те из них, кто успешно прошли обучение в детском технопарке и получили рекомендацию наблюдательного совета этого учреждения, смогут поступить в столичные и региональные университеты на соответствующий профиль по беседе. Количество таких абитуриентов может быть достаточно большим — около 400 ребят ежегодно.

Андрей Иванец заметил, что в Беларуси уже есть положительный опыт приема абитуриентов в формате беседы. Это касается выпускников профильных педагогических и аграрных классов. «В этом году к ним присоединятся выпускники военно-патриотических классов и военно-патриотических клубов, которые успешно функционируют на базе Внутренних войск МВД, Министерства обороны и Госпогранкомитета, — добавил он. — Парней и девушек, успешно прошедших там обучение, смогут вне конкурса зачислить в специализированные учреждения высшего образования».

Без испытаний во все вузы смогут поступать победители последнего республиканского этапа олимпиад для школьников по учебным предметам. А победители областного этапа смогут поступать без экзаменов в областные вузы.

Также без испытаний на заочную форму обучения в вузы смогут поступить абитуриенты, получившие среднее специальное педагогическое образование, если они планируют продолжать обучение на педагогической специальности.

Скорее всего, право поступления без экзаменов получат в 2023 году также выпускники Лицея БГУ при условии, если они планируют продолжить обучение в Белгосуниверситете. «Мы будем развивать дальше модель лицейского образования, особенно модель образования в лицеях, созданных при вузах, — пояснил министр образования. — И на перспективу придем к тому, что в правилах приема пропишем, что выпускники всех лицеев, действующих при университетах, могут поступать в них без экзаменов, разумеется, при наличии определенной успеваемости. В 2023 году планируем опробовать эту модель на Лицее БГУ и, возможно, на Лицее БНТУ. В случае удачной апробации распространим этот опыт и на другие лицеи. Это позволит нам поднять престиж лицейского образования. Проект указа главы государства, который утвердит правила приема, еще готовится. Полагаем, что право определять перечень лицеев, которые будут иметь льготные привилегии, будет делегировано Министерству образования для того, чтобы мы могли принимать такие решения оперативно, так, как мы, например, каждый год утверждаем перечень международных олимпиад и конкурсов для льготного зачисления их победителей и лауреатов в белорусские вузы».

Также, согласно новым правилам приема, право зачисления вне конкурса будет предоставлено участникам заключительного этапа республиканской олимпиады, награжденным похвальными отзывами при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности.

Абитуриентам и их родителям будет полезно знать, что в Министерстве образования с 6 по 30 декабря работает горячая телефонная линия по вопросам вступительной кампании. Все важные нюансы лучше уточнять у специалистов. Сделать это можно в будние дни с 14.00 до 18.00 по телефону (017) 222 43 12.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.