Вы здесь

Чем впечатляет Дрибинщина?


Недавно глава государства вручил премии «За духовное возрождение» и специальной премии деятелям культуры и искусства. Среди коллективов, замеченных на самом высоком уровне, — сотрудники Дрибинского районного историко-этнографического музея, который хранит материалы о традиционных ремеслах и способствует возрождению шаповальства.


Схроны

История музея ведется с 1995 года, с этого времени его сотрудники собирали экспонаты, думали о будущей экспозиции. В нее, кстати, вошли не только вещи, найденные во время археологических исследований, но и находки, которые местные жители откапывали на своих огородах. Также музей имеет хорошую коллекцию икон преимущественно ХІХ-ХХ веков, переданную таможенным комитетом.

С 2004 года учреждение начало принимать посетителей. И приобрела уже неофициальное название «Музей шаповальства». Именно благодаря работе дрибинских музейщиков и мастеров уникальный промысел, который, казалось, уже был невостребованным, стал известен жителям всей Беларуси и за ее пределами, а изготовление валенок и украшений уже считается модным занятием. При музее действует народное любительское объединение «Шаповал» и образцовое детское любительское объединение «Катрушник».

Есть разные версии, как на Дрибинщине появились шаповалы. По одной из них некогда эти места были малозаселенными, и местный барин, чтобы заманить сюда людей, рассылал приглашения и обещал выгодные условия. Его услышали. На эти земли стали прибывать люди с разными умениями, включая и шаповалы. Назвали этих валюшников шерсти так за то, что они делали не только валенки, но и шапки. Кстати, в такой шапке можно было ходить и летом, она прекрасно оберегала в зной от солнца. Также заказы у Шаповалов заказывали охотники и фурманы — им нужны были теплые варежки.

По второй версии, владелец имения Цехановецкий специально направил своих молодых крестьян обучаться волюшному ремеслу в Нижегородскую губернию. По возвращении новыми навыками те делились уже со своими детьми, а после и внуками.

Среди Шаповалов были кустари, которые работали в своих деревнях. Как правило, это были люди старшего возраста. Младшим оставался отходной промысел. Чтобы заработать денег, мужчины брали нехитрый пажиток, приспособления и отправлялись в дальний путь, преимущественно в сторону России, но иногда доходили и до Австро-Венгрии. Есть один задокументированный случай, что мастер Шарловский добрался даже до Америки, откуда своим родным слал немалые суммы. Шаповалы не путешествовали по одному, это было опасно. Все же в далеких землях, где не было таких мастеров, на валянии шапок и обуви можно было хорошо заработать. А чтобы конкуренты не разведали секреты их ремесла, Дрибинские шаповалы придумали свой язык — катрушницкий лемезень, в котором было около тысячи слов. О значении некоторых из них еще можно догадаться. Например, это слова, в которых переставлены слоги или добавлены новые. Нетрудно догадаться, что означают слова «кувечар», «кутуча», «кудуб» или что в «лосому» превратилась «солома», в «катосы» — слово «каторы». А вот попробуйте на шаповальском языке посчитать «Свя, бакрых, страмах, бутара». Или разобраться, что мастера просят друг у друга словами «часмоніць», «максаць», «сепаць». Иногда такие шифровки нужны были, чтобы надурить хозяина. Но они могли и спасать жизнь. Сотрудники Дрибинского музея успели записать историю от Шаповала, который рассказал, как действительно им помог «катрушницкий лемезень». Мужики уже выполнили много заказов, заработали большую сумму и должны были идти дальше. Случайно один из мастеров на улице подслушал, как хозяйка, у которой они остановились, подговаривает каких-то мужиков обворовать Шаповалов и убить их. Мастер успел на секретном языке предупредить своего коллегу. Бросили они тогда все свои вещи и убежали через окно.

В историко-этнографическом музее Дрибина можно увидеть и выставки современных юных любителей валяния, и мастер-классы опытных мастеров. Например, Владимир Осиповский шаповальством занимается уже более трех десятков лет. Он раскрывает некоторые секреты. Например, что шерсть нельзя мыть, и поэтому очень важно ее качественно переборщить вручную, избавить от колтунов и мусора. От того, как будет подготовлено сырье, зависит качество будущего изготовления. На мужские валенки может идти около двух килограммов шерсти, женские — около килограмма. При валянии шерсти нужно использовать максимально горячую воду, насколько руки смогут терпеть. А уже готовые валенки высушиваются в негорячей печи. Не бывает левых или правых валенок. Новую обувь советуют сначала поносить, после поменять на ногах местами. Постепенно валенки «приспособятся» под ногу хозяина...

Естественно, шаповальство — главная изюминка Дрибинского музея, хотя здесь можно узнать и о других ремеслах, которыми занимались местные жители.

Дрибин или Дробин?

Еще в 90-е годы ХХ века в районе было много бондарей, а больше всего в деревне Кинщицы. Они изготавливали кадки, дежи, ушат и другую посуду. Хороший мастер при заготовке древесины для изготовления будущей посуды учитывал ее качество, влажность, породу деревьев. На Дрибинщине мастера использовали сосну и елку, с которыми проще работать, чем с дубом. В почете была и осина. Музейщики во время экспедиций слышали от старых людей, что именно в Осиновой бочке соленые грибы получались особенно вкусными. Занимались бондарством обычные крестьяне. Когда заканчивались работы в поле, в осенне-зимние вечера прямо в своем доме или в сенях они брались за «деревянные» дела.

Были на Дрибинщине и столяры. Без сундуков не обходилась ни одна хозяйка. По таким ящикам даже предполагали о благополучии в семье. Считалось, чем их больше, тем состоятельнее хозяева. Сундуки использовали не только как шкафы — на них можно было сидеть, спать, пользоваться как столом. Сундуки люди старались украсить и изнутри, и снаружи. Внутри сундуки могли обивать тканью. Делались отделы для мелочи. На крышках сундуков их владельцы вставляли открытки и фотографии.

Как и по всей Беларуси, Дрибинские хозяйки зимними вечерами занимались ткачеством. Сырье использовали свое, выращивали лен. Региональные полотенца выбеливались, украшались вышивкой. Одни из них — полотенца – использовались в быту, другие, богато украшенные, вешали на иконы по праздникам. А еще были полотенца, которые использовали в обрядах: родильно-крестильных, поминальных, свадебных. В районе есть даже выражение «встать на полотенце», означающее «выйти замуж, жениться». Именно на рушнике молодые на венчании стояли в церкви.

Интересные факты для гостей

Неудивительно, что Дрибин стал востребованным среди купцов, через эти земли проходили торговые пути. Есть даже версия, что прежнее название было «Дробин». Дробинами здесь называли запряженный лошадьми воз. На местном базаре торговля могла идти именно с повозок. Кстати, в наше время каждое лето любой желающий может попасть на «Дрибинские торжки» — так сегодня называется региональный фестиваль народного творчества, промыслов и ремесел.

Дрибинщина знает, чем впечатлять гостей района. Встреча с шаповалами становится одной из востребованных фишек для туристов, но здесь есть много других мест, достойных внимания. Туристический потенциал района был продемонстрирован в прошлом году во время семинара Национального агентства по туризму. Гостям советуют заехать в агрогородки Трилесино (здесь можно посмотреть памятники природы — громадные деревья, которым под две сотни лет) и Рясно (некогда эта обитель была городом, через который проезжали знаменитые личности). Костел Святого Казимира в Рясно сегодня нуждается в срочной реконструкции. Очень важно сохранить этот памятник архитектуры, тем более что к агрогородку все чаще едут туристы, включая те, которых интересует военная история. В 1942 году здесь были расстреляны местные евреи. Чтобы почтить их память, люди идут к обелиску, воздвигнутому на месте трагедии.

В Рясно есть и небольшой зал этнографии с фитопакоем, где можно узнать о местных злаковых секретах и выпить ароматного чая. А может, гостям захочется отведать воды из гремящего источника, который, если верить местным жителям, целебный.

Иногда в Дрибинском районе шутят, что здесь закрыты все сезонные запросы по обуви. Кроме Шаповалов, в районе живут мастера, что делают традиционные лапти из липового лыка, особенного, прямого плетения. Кстати, технология их изготовления, так же, как и шаповальство, внесена в Национальный список по охране нематериального историко-культурного наследия. Больше узнать о лыковом ремесле можно в Доме ремесел агрогородка Коровчино. Ремесло местные мастерицы переняли у носителей во время экспедиций. Старики рассказывали, что наплетали лапти мехами и несли в город менять на муку, продавать. Да и самим сельчанам лаптей требовалась не одна пара. Бабушки упоминали, как добирались до клуба босиком — там уже обували лапти. Когда гулянка задавалась, танцевали так, что лапти впоследствии могли и разлететься. Тех стариков уже нет на этом свете, а Дрибинские лапти сегодня пытаются плести даже малыши. При Доме ремесел создан образцовый кружок «Лапаточак». Сегодня такую обувь заказывают киностудии, агроусадьбы или даже молодые люди, которые в интернете вычитали, как полезно его носить.

Самих же сотрудников Дома ремесел ждут мальчики и девочки в школах. Причем на любые праздники: Рождество, Сороки, Масленицу. С лаптями, оказалось, можно устраивать целую игровую программу. Например, девушки любят погадать — раскрутить над головой и запустить: в какую сторону полетят — туда и замуж идти. Некоторые игры с лаптями одолжены у местных жителей, а что-то сотрудники Дома ремесел придумали сами.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.