Вы здесь

Свадебные традиции наших предков


В Раковском предместье в филиале музея истории города Минска, посвященном советскому периоду из истории столицы, открылась необычная выставка. Она знакомит со свадебной модой и традициями. Соорганизаторами проекта выступили Брестский областной краеведческий музей и Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта.


Подобные «свадебные» выставки уже проходили в других городах и в каждом они дополнялись новыми идеями. Представленную Брестским областным музеем коллекцию платьев и аксессуаров здесь дополнили картины белорусских художников и вещи и документы минчан. У посетителей выставки есть прекрасная возможность сравнивать живописные полотна Леонида Щемелева, которые он посвятил молодым, со старыми фотографиями. Ощущение, что произведения искусства стали также одним из документальных свидетельств свадебной моды и традиций.

На выставке можно увидеть акты и свидетельства о заключении брака, открытки и приглашения, вещи, связанные с обрядом венчания, полотенца, сундук с приданым. Но основой экспозиции стали женские свадебные платья 1950-2010-х годов. Костюмов сильной половины представлено мало, оно и понятно, таких вещей объективно меньше сохранилось, ведь парни в отличии от девушек свои пиджаки и брюки использовали в полной мере — надевали на любые торжества, ходили в них на работу.

Есть здесь и национальные костюмы молодых, и даже уникальный костюм леликовской свахи. В деревушке, название которой сегодня богато где знают благодаря отличительной традиции, свахи (а их на свадьбе могло быть и десять) следили за порядком во время праздника. Распознать их можно было по особому убранству на голове — рожках, которые делались из крашеного перья петуха. «Традиционная свадьба в каждом из регионов имела свои особенности, и мы старались показать наиболее яркие моменты», — заметила во время открытия выставки заместитель директора по научной работе Брестского областного краеведческого музея Ольга Новикова.

Даже полотенца в деревнях разных районов могли делать по-своему. На экспозиции представлены изделия начала ХХ века из Лунинецкого, Ивановского, Жабинковского районов. 

На последнем вышиты лебеди. Вообще, именно птицы (это могли быть и голуби, повернутые друг к другу, и павы) у наших предков считались символами любви. Наиболее ценным является полотенце из Ивановского района — им связывали руки молодых в церкви...

Экспозиция дает прекрасную возможность проследить, как менялась свадебная мода на протяжении столетия и как сильно она зависела от общественно-социальной жизни.

Кстати, белый цвет ввела в свадебную моду английская королева Виктория, которая выбрала для брачной церемонии длинное кремовое платье. До ее свадьбы с принцем Альбертом девушки выходили замуж преимущественно попросту в красивых нарядах, чаще красного цвета.

Еще долгое время белое платье было прерогативой богатых невест.

Но постепенно она покорила мир. Фасоны менялись очень быстро. Первая мировая война повлияла на то, что длинные строгие платья с закрытым воротником и большими рукавами сменили более короткие — до колена. А дополнял образ невесты 20-30-х годов длинная фата.

На наших землях свадебная мода более ярко начала развиваться после Великой Отечественной войны. В 50-е годы Кристиан Диор создает новый стиль New Look с кружевными пышными юбками, тонкими талиями. И не надо думать, что белорусским девушкам он был незнаком. На выставке представлено платье, в котором в 1957 году выходила замуж девушка в одной из деревень Дрогичинского района. Такой подарок ей прислала тетя из Канады. Позже это платье десятилетиями надевали все невесты из той деревни, а потом и внучка хозяйки — на выпускной. Конечно, строй от Диора могла себе позволить не каждая девушка. В большинстве платья шили самостоятельно — из сатина, хлопка, нейлона. В 1960-е годы в Советском Союзе хорошо прижилась мода на короткие, прозрачные свадебные платья (из нейлона, кримплена, капрона), под которые обували лаковые башмачки. В 70-е мини меняется на макси. В это время невесты носили фату необычной формы, с бантами.

В 80-е годы можно было увидеть пышные юбки, кружева. Не забываем, что это времена дефицита, и даже вещи для свадьбы приходилось приобретать по талонам. Наиболее предприимчивые пары старались подать заявления о регистрации по месту жительства и жениха, и невесты, чтобы получить больше вариантов для выбора платья...

Все изменилось к концу 90-х. предложений для невест стало в разы больше, и иногда в белорусских салонах можно было найти убранство не хуже европейского.

В наше время свадебное платье может стать и полотном для художника, что продемонстрировали во время открытия выставки модели из Национальной школы красоты. Они представили коллекцию художницы Светланы Воробей, которая призналась, что любит делать рисунки на платьях вживую, без эскизов.

Елена ДЕДЮЛЯ 

Фото автора

Название в газете: Што ўплывала на вясельную моду?

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.