Вы здесь

Нейрохирург о том, насколько мы используем наш мозг и почему нам трудно думать?


Распространенный миф утверждает, что мы используем только 10% нашего мозга — остальные 90% мощностей простаивают. Различные шарлатаны в своих книгах и методиках обещают раскрыть незадействованный потенциал мозга при помощи неврологии — на самом деле, все это обман. Насколько мы в реальности используем свой мозг? Можно ли его натренировать как мышцы? Имеет ли научное обоснование народная мудрость «Век живи — век учись»? Почему люди умственного труда дольше живут, легче переносят стресс и лучше контролируют свои эмоции? Об этом рассказал нейрохирург, научный сотрудник отделения опухолей головного мозга РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова, преподаватель кафедры неврологии и нейрохирургии БелМАПО Гумен Горбанниджад.


— Доктор Гумен, насколько мы используем свой мозг? 

— Давно известно, что самая сложная работа — думать. При этом некоторые ученые говорят, что мы используем свой мозг только на 10 %, а остальное не задействовано. И вроде бы если делать это на 100 %, мы превратимся в суперчеловека. Это миф. Считается, что мы можем использовать 100% своего мозга, но это происходит не одновременно, а в течение дня, когда мы «включаем» различные функции: слышим, видим, запоминаем, анализируем, строим планы. Так мы поочередно используем части головного мозга, отвечающие за эту работу. Если же одновременно, человек может потерять сознание, а не получить какой-то фантастический результат.

Потенциал человеческого мозга достаточно велик, но до конца не изучен. Например, известно, что многие животные заранее испытывают землетрясения или цунами. В это время отдельные участки их головного мозга реагируют на определенные вещи. Такой участок в человеческом мозге тоже есть, но почему-то не до конца работает. Есть, например, люди с особенностью предвидеть некоторые вещи, которых мы называем экстрасенсами. Как это им удается? Возможности нашего мозга изучаются, есть целые институты, которые этим занимаются.

Надо сказать, что мозг — самый «обжорливый» орган, если посчитать энергию, которую он использует в соотношении с его массой. Причем он сам контролирует, сколько энергии ему нужно. Если ее достаточно, он работает полноценно, а если мало, на 30% отключает нейронные сети, чтобы экономить.

Поэтому во многих ситуациях, чтобы меньше затрачивать энергии, мозг работает по привычке. Когда вы надеваете пальто, туфли, управляете автомобилем, вы делаете это не задумываясь — на автомате. И таким образом мозг меньше тратит энергии.

Свойство мозга растет постепенно, со ступеньки на ступеньку. Академиком за ночь не становятся. Мозг накапливает в себе информацию и тренируется как мышцы. И со временем достигнет определенного этапа, когда о человеке можно сказать, что он велик.

— Как это зависит от возраста? Есть ли связь между возрастом и пиком развития умственных способностей?

— На самом деле возрастных ограничений не существует. Да, все мы знаем, что после 30 нам труднее запоминать, но учиться никогда не поздно. Конечно, после определенного возраста, когда мы заканчиваем школу, университет, приостанавливается интенсивная работа мозга, мы работаем по привычке. И потом, если хотим снова делать что-то более серьезное, нам долго придется приводить свой ум в форму. Любой орган, который мы поставили на паузу, определенное время придется восстанавливать и тренировать — как руку или ногу, находившиеся в гипсе. Поэтому нужно, чтобы мозг постоянно работал.

Как известно, люди, занимающиеся умственным трудом, живут дольше, чем люди, занимающиеся физической. Кроме того, более натренированный мозг менее поддается стрессовым ситуациям и в различных экстремальных условиях легче находить выход. Если человек не смотрит ничего более серьезного за «мыльные» сериалов и не читает ничего, кроме анекдотов, его мозг более восприимчив к различным стрессовым ситуациям.

— Даже таких серьезных, как потеря близких или расторжение брака?

— Именно так. Люди, которые постоянно занимаются умственным трудом, лучше контролируют свои эмоции в различных ситуациях. Другое дело, что любой, самый натренированный человеческий мозг все равно не совершенен и может давать сбой.

— Есть ли таблетки для улучшения работоспособности мозга?

— Не существует такой таблетки, с помощью которой человек станет профессором. Все лекарственные препараты и БАДы, рекламирующие для улучшения работоспособности головного мозга, чем-то подобны таблеткам для похудения. Они не помогут, если наедаться на ночь. А если ходить в зал, меньше кушать и употреблять эти таблетки, эффект будет быстрее. Поэтому фильмы, где человек проглатывает таблетки и становится суперчеловеком со сверхвозможностями, — это просто фантастика.

— Почему нам часто так лениво думать? Даже в простых ситуациях, когда у нас спрашивают «Чай вам или кофе?», мы часто отвечаем: «Да все равно»...

— ...И такой ответ — яркий пример того, что нам лениво думать. Это происходит потому, что мышление предполагает усилия, а это трата энергии. Организм старается ее экономить и избегать энергозатратной работы. Поэтому мозг постоянно старается включить ярлыки и работать по ним: в определенной ситуации делать определенные действия. При этом мы можем много ошибаться. А если нам предлагают подумать, это для нас неприятный и трудный момент.

— Как же работает наш мозг? В каких ситуациях мы все делаем на автомате, а где приходится думать?

— С точки зрения ученых, процесс мышления делят на две группы, назовем их система 1 и система 2. Система 2 — это наши мысли, она очень медленная, ленивая, ее нужно заставлять работать, но она верна и может исправлять наши ошибки. Система 2 может обработать максимум 3-4 информации, — к большому сожалению, очень маленький объем.

А вот система 1 быстрая, постоянно обрабатывает большое количество информации, большую часть ее сразу выбрасывает. Она автоматически распознает, что важно, — большая часть, как правило, неважна. Система 1 работает автономно, без наших усилий и напряжений, до такой степени, что, когда смотрим на рекламный баннер, автоматически его прочитываем. Она дополняет отсутствующее звено: когда мы смотрим нарисованную картину, где не хватает маленького кусочка, наше подсознание дорисовывает, скажем, кусок яблока.

Фото: pixabay.com

Система 1 существенно зависит от долгосрочной памяти, а это как раз система 2. Для того, чтобы система 1 могла полноценно работать и меньше ошибаться, чтобы информация из системы 2 могла полноценно идти в систему 1, мы должны много работать и много тратить энергии. Ведь чем больше работает система 2, тем более комфортно себя чувствует и меньше ошибается система 1.

Интересный факт про глаза, который называют частью мозга, выведенную наружу. Если мы начинаем интенсивно думать, а значит, работает система 2, зрачки расширяются. Этот простой прием знают и используют дипломаты и шпионы, когда контактируют с собеседником и определяют, он ведет себя естественно или напряженно думает. Если человек ведет себя естественно и мозг работает по системе 1, зрачки в обычном положении, когда включается систему 2, они всегда расширяются.

— Можно ли заставить систему 2 чаще включаться и работать?

— Ученые провели опыт: для группы написали ответ на вопрос понятным почерком и неразборчивым. И увидели, что, чем хуже почерк, тем больший процент людей дает правильный ответ. Стараясь разобрать почерк, они сами думали над ответом и лучше его запоминали. Поэтому, чем медленнее и вдумчивее мы начинаем читать, тем больше включается система 2.

— Зная, как работает наш мозг, можно влиять на современное общество?

— Конечно, и различные приемы используются в рекламных кампаниях и даже в информационных войнах. Если по телевизору вы слышите какую-то информацию и при этом быстро меняются картинки, можно сразу его выключить. При стремительно меняющихся картинках включается система 1, а если она активно работает, тормозится система 2. Это значит, что мы более восприимчивы к информации, больше ей доверяем, так как нам некогда думать. Этот прием часто используется, когда против государства ведет информационные войны. Или в рекламе: чем менее понятна для нас реклама, тем больше мы обращаем на нее внимания.

Чем больше изучают свойства этих двух систем, тем больше совершенствуются методика преподавания и образование. Сегодня такая методика, когда лектор просто читает информацию, а студенты записывают или слушают, признана не самой лучшей. Сейчас нужен контакт со студентами, когда лектор задает вопросы и просит, чтобы слушатели отвечали. Не очень приятно, ведь нужно включать мозг и думать, но запоминание при этом лучшее.

Это важно, так как, чем лучшая система образования и совершенные методики преподавания, тем меньше люди в этих странах поддаются различным информационным и ментальным войнам, ведь система 2 более натренирована. В таких странах сложнее воздействовать на население, делать революции и перевороты. С другой стороны, чем более совершенна система образования, тем больше у людей требований к государству. Поэтому обычно в тех странах, где постоянно совершенствуют систему образования, власти не боятся повышенных требований со стороны своего народа.

При этом люди с развитой системой мышления и хорошим образованием понимают, что демократию прививают в садике и школе. Это уважение к другим и их мнению, ощущение личных границ друг друга. Демократию нельзя экспортировать с помощью танков и самолетов или импортировать с помощью переворотов.

Исходя из того, что система 2 работает медленно и ее долго следует тренировать, человек стремится создать искусственный интеллект, чтобы нивелировать недостатки нашего головного мозга. Ученые считают, что искусственный интеллект будет последним открытием нашей цивилизации, так как дальше не нужно никаких открытий. Искусственный интеллект будет сам думать и решать, что лучше.

Искусственный интеллект делят на три группы. Искусственный узкий интеллект-то, чего мы пока достигли: он может выполнять определенную работу, например, играть в шахматы или управлять автомобилем. Вторая группа: искусственный общий интеллект, его пока не создали, но он будет намного умнее человека и много наших проблем позволит решить. Например, как справиться с глобальным потеплением. Последнее — искусственный суперинтеллект. Считается, что при нем у нас останется два выхода: быть для него низшими существами и вымереть или слиться с суперинтеллектом и быть одним целым.

— Если подытожить, получается, что мышление — сложный процесс, требующий усилий, а это дискомфорт для нашего организма...

— Чтобы мы выглядели умными и поддерживали свой интеллект, мы постоянно должны чувствовать себя дискомфортно. Накачать мозг — крайне тяжелый труд.

— Что нужно для этого делать?

— Не останавливаться, чтобы мозг постоянно работал. Он склонен научиться всему: любому иностранному языку, кататься на лыжах, танцевать, управлять машиной или самолетом. Нет границ для любых новых навыков. Чем больше вы расширяете границы, тем больше развиваетесь. Нельзя ставить мозг на паузу на долгое время. Если вы постоянно только развлекаетесь — ходите в кино, разговариваете с друзьями, пьете пиво и читаете анекдоты, — не надо потом жаловаться, что мозг плохо работает. Если мозг использовать и тренировать постоянно, он будет развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому, сколько человек живет, столько он должен учиться.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.