Вы здесь

Необычная экспозиция графики и скетча «Big city life» работает в пространстве ZAL #2


Необычная экспозиция графики и скетча «Big city life» работает в пространстве ZAL #2. Это второй зал галереи «Арт-Беларусь» во Дворце искусства. Проект собрал работы молодых художников, отражающих окружающую среду и повседневность. Как они ее представляют, какой видят и передают на бумаге — тема довольно представительной выставки. Куратором выступает Екатерина Янковская.


Елизавета Емельянова «Сцэна на Камароўцы I», 2017 г.

«Big city life» знакомит с творчеством, как подчеркивают организаторы, наиболее актуальных белорусских авторов. Это Анна Кохан, Вероника Талецкая, Елизавета Емельянова, Михаил Дайлидов, Мария Сырокваш и Наталья Езерская. Таким образом, выставка подчеркивает не только важность знания творчества молодых художников, но и разносторонность их интересов, склонность к экспериментам в том направлении, которому в Беларуси уделяется не так много внимания.

Понятие «скетч» происходит от английского слова «sketch» — быстрый рисунок, помогающий изобразить главную идею, замысел. Изначально скетчами называли быстрые и, что важно, виртуозные зарисовки города, архитектуры, людей и модных образов, предметов — всего, что по технике исполнения предполагает скорость, стилизацию, уверенность и творческую свободу. Сейчас к этому направлению относят также рисунки, выполненные не только в современной, но даже и в академической манере. Они могут быть как полуабстрактными, так и детальными и очень точными в отражении какого-то явления действительности.

Материалы используются очень разные: акварель, тушь, цветные и акварельные карандаши, уголь, цветные чернила, пастель. Распространены также современные графические инструменты: пан-пастель, акварельные маркеры, различные линеры. Интересные результаты дает смешение техник — выставка «Big city life» это подтверждает.

Что касается скетча, посвященного городскому пространству, то наиболее важный аспект — умение передать настроение и атмосферу места. В этом скрывается и вопрос совершенства: кто-то полагает, что необходимо правильно передать масштабы отраженного, показать детали и особенности места. Другие, как организаторы выставки в пространстве ZAL #2, склонен считать, что в скетчинге не требуется точное копирование, главное — зафиксировать восприятие художником городской среды в определенный момент.

Графика, как мы знаем, — искусство тоже во многом условное. Главные ее характеры — лаконичность художественной манеры и емкость образов. Все это для создания необходимого эффекта недосказанности, несмотря на то, что художники, как правило, создают неимоверно точные сюжеты. И здесь нужно напомнить: графика в большей степени — жанр уникальный, ведь способен изобразить разнообразие того же города, что сложно сделать в скетче.

Анна Кохан «Токіа», 2020 г.

Почему организаторы решили объединить два направления, вопрос сложный. Можно только предполагать, что достойных внимания скетчей (опять же — по мнению организаторов) не так и много и цельной экспозиции могло не получиться. А показать наработки и, возможно, дать толчок для новых поисков — дело похвальное.

Лейтмотив экспозиции — приспособление отдельного человека в изменяющихся условиях действительности. Кто-то смотрит на город в отдаленности, соблюдая определенную дистанцию (пример — «Итальянский двор в Тбилиси» (2021) Натальи Езерской), а кто-то стремится стать его неотъемлемой частью («Утро в городском кафе» (2022) Елизаветы Емельяновой). Как показывают работы экспозиции, большинство художников все же относятся к первой «группе» — противопоставляют себя городу, находятся с ним в активном диалоге. Яркой его участницей является Анна Кохан: сюжеты «Будни» (2022), «Движение» (2022), «Молодость» (2022), «Течение» (2022), «Токио» (2020) рассказывают о, кажется, неизбежном одиночестве и поиске ответов на волнующие вопросы. А ответы нужно давать — и себе, и другим.

Вероника Талецкая «Seine Embankment», 2021 г.

Многие авторы рассуждают о тревоге, связанной, помимо прочего, с ощущением неуютности в мегаполисе, каким бы красивым и комфортным он ни был. В этом русле обращают на себя внимание работы Марии Сырокваш, Михаила Дайлидова, той же Анны Кохан. Художники делают это в довольно спокойной манере — иногда таким образом, что зрителя подобные чувства почти не затрагивают.

Если до этого речь была в основном о черно-белых скетчах и графике, то дальше она пойдет о цвете. И, надо сказать, в случае с выставкой «Big city life» он кардинальным образом меняет отношение к экспозиции, а точнее — к общему настроению. Встречаются сюжеты и жизнеутверждающие, и вдохновляющие, и во многом романтичные. В них отражается авторское видение красивого, светлого, лирического. Речь прежде всего о композиции Вероники Талецкой и Елизаветы Емельяновой, у которых заметно спокойное созерцание и стремление угодить зрителю. И в данном случае это приятно.

Михаил Дайлидов «Новый дом», 2015 г.

Сколько слов хочется сказать о концепции проекта «Big city life». В последнее время особых усилий в направлении продумывания организации пространства не наблюдается — большинство выставок юбилейные, обзорные, ретроспективные, где все внимание, как предполагается, должно концентрироваться на произведении. Создатели экспозиции в пространстве ZAL #2 задумались о том, что не всегда достаточно одного только искусства — с залом, особенно уже привычным для зрителя, необходимо работать. Главное, что сделали для сегодняшнего проекта организаторы, — добавили в его жизни, заставили почувствовать веяние свежего ветра, который не собирается сбить с ног, а только баловать.

Евгения ШИТЬКО

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.