Вы здесь

В Полоцке открылась выставка Василия Шаранговича


«Ген жизни»... Так называется выставка произведений народного художника Беларуси Василия Шаранговича, которая открылась в Полоцкой художественной галерее. Но ее можно назвать и «ген белорусскости» — ведь это еще и путешествие в белорусскую историю, события, личности, архетипы которой художник осмыслил «сердцем и думами». Франциск Скорина, Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас, «огненные деревни», родная природа... Образы, которые для мастера стали магистральными. 


Особую искренность, уют экспозиции добавляют личные вещи Василия Шаранговича, в том числе соломенная шляпа, которая так ему подходила, его художественные инструменты, книги, которые он оформлял, в том числе книгу воспоминаний, давшую название выставке. Кстати, все книги можно полистать... В слове художник проявился таким же философом, как и в картинах. «Искусство есть иллюзия жизни, видоизмененной творцом, но кто знает — может, и сама жизнь является иллюзией реальной действительности», — рассуждал мастер.

Экспонаты для выставки взяты как из фондов музея, так и из собраний семьи художника. Кроме друзей, коллег, учеников Василия Шаранговича на открытие приехали его дочь, известный искусствовед Наталья Шарангович, и внучка, художница Юлия Кукушкина. Наталья Шарангович провела для присутствующих экскурсию по экспозиции, рассказала много интересных, уникальных фактов.

— Отец всегда писал свою семью. Во многих его книгах и станковых работах есть образы моей мамы, — рассказала Наталья Васильевна. — Мои родители были женаты практически пятьдесят лет, полгода не дожили до золотой свадьбы. Они ушли практически в одно время, мать — 29-го декабря, отец—31 декабря 2021 года. Это было знаково для меня: люди, которые прожили всю жизнь вместе, вместе и ушли. Поэтому эта выставка, на которой я вижу родные образы, меня очень трогает.

Особенно же касаются произведения Василия Шаранговича, посвященные теме Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа. Наталья Васильевна рассказала, что ее отец маленьким мальчиком попал в деревню своей бабушки по матери — деревня недавно была сожжена фашистами. И в память маленького Василия на всю жизнь врезались страшные картины: пепелища, над которыми торчали дымоходы, обгоревшие трупы... И отвратительный запах сожженных тел. Всю жизнь его преследовал этот запах. Художник не любил костры, даже на даче избегал жечь сухую траву. 

На его графических работах, посвященных теме Великой Отечественной войны, много детских обличий — он таким образом рисовал и себя, свое детское потрясение.

Сын кузнеца, внук пахаря — так называл себя народный художник. Привязка к родной земле в нем была поистине генетической. Поэтому он с таким мастерством и воодушевлением проиллюстрировал поэму Якуба Коласа"Новая Земля" — рисовал то, что сам видел, что было ему хорошо знакомо. Вот когда иллюстрировал поэму Адама Мицкевича" Пан Тадеуш«, пришлось много искать сведений о шляхетском быте, одежде... Но все равно он рисовал Беларусь, на которой и происходят события поэмы, рисовал белорусских людей. Наталья Шарангович призналась, что в образе Зоси, героини поэмы «Пан Тадеуш», ее отец изобразил юную ее. Много личного и в оформлении детских книг, сделанном Василием Шаранговичем. Мы видим открытую душу, юмор, полет фантазии художника и его доброту. Это касается сугубо оформления книги «Золотой ключик, либо Приключения Буратино» — с иллюстрациями Василия Шаранговича эту книгу читали миллионы детей по всему Советскому Союзу. Недавно книга была переиздана на белорусском языке на радость современным детям. Наталья Шарангович рассказала, что после выхода первого издания у нее родился брат, в котором все видели необычное сходство с обликом Буратино, придуманным Василием Шаранговичем, что стало поводом для шуток: нарисовал, придумал себе сына!

Говорили и о Василии Шаранговиче – педагоге, который очень много дал молодому поколению, поддерживал, искренне помогал. 17 лет Василий Петрович руководил кафедрой графики Белорусского театрально-художественного института, а потом 8 лет был ректором сегодняшней Белорусской государственной академии искусств. Во время открытия выставки не зря звучали слова о «школе Василия Шаранговича».

Еще одна «фишка» экспозиции — можно увидеть не только линогравюры мастера, но и основу, с которой они были отпечатаны, познакомиться с технологией, понять, сколько работы шло на одно изображение.

«Годны сын каваля, ты нялёгкі ў жыцці выбраў шлях,
Хоць і лёгкіх шляхоў не бывае на роднай зямлі,
Дзе растуць камянюкі ў палітых крывёю палях
І стралы вастрыём па-над намі лятуць жураўлі.

Ты каханнем вялікім да жонкі жывеш, як і жыў,
Як яна адыйшла ў іншы свет, ты за ёю пайшоў.
І счарнелі ў тумане снягі, праліліся дажджы,
І закончыўся год, і такіх больш не будзе гадоў,

Як не будзе для нас больш ніколі ўжо новай зямлі,
Што ты з Коласам нам перадаў, дзе жыве запавет,
Каб любілі зямлю, нібы маці сваю, бераглі,
І ўжо толькі тады зберажэцца ўвесь белы наш свет»
— эти слова баллады поэта Виктора Шнипа, посвященной Василию Шаранговичу, прозвучали поэтическим лейтмотивом и выставки, и всего творчества народного художника. 

Выставка продлится целый год, до 14 апреля 2024 года.

Людмила ИВАНОВА

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.