Вы здесь

Екатерина Шаблинская: «Расти как доктор, а не по карьерной лестнице»


Нашей собеседнице — 28, и сегодня она возглавляет кардиологическое отделение Сморгонской центральной районной больницы. К ее мнению прислушиваются и более опытные коллеги, и даже самые скептически настроенные пациенты, многим из которых она по возрасту приходится у внучки. При этом девушка уверена, что сама прежде всего не руководитель, а врач, задача которого — ежедневно помогать. «Важно расти не по карьерной лестнице, а как доктор» — с таким принципом она ежедневно стремится получать новые знания, без которых в современной медицине невозможно. И работает в тех местах, где наиболее сложно — и ее отделение, и ночные дежурства в приемном покое как раз из таких.

Екатерина убеждена, что жизнь может быть интересной и насыщенной и в небольшом городе, а если что-то не устраивает — можно постараться это исправить, проявив инициативу.


«Знала, что вернусь работать в родной город»

— Екатерина, сначала расскажите, почему решили стать врачом?

— В моей семье не было медиков. Ни родители, ни дедушки с бабушками не имели отношения к медицине. В школе думала, что буду учительницей или доктором. Я, кстати, училась в сельской школе. На выбор повлияли мои учителя. Мне хорошо давались химия и биология, я их любила. В 11-м классе благодаря учителям начала задумываться, что, наверное, буду поступать в медицинский. Усиленно готовилась. И с моей одноклассницей мы поступили в Гродненский медицинский университет.

Поступала по целевому направлению, хотя и по баллам я проходила. Однако знала, что приеду работать по месту жительства, в Сморгонь, других вариантов не рассматривала. И сейчас не поменяла бы своего мнения, так как не жалею, что приехала сюда.

В Сморгонской ЦРБ мы проходили практику, познакомились с коллегами, поэтому было проще приходить на интернатуру. Правда, она у нас получилась испытанием в некотором смысле. Мы впервые почувствовали себя самостоятельными, работали наравне с врачами — вели палаты, назначали лечение, обслуживали вызовы, хотя и под контролем опытных коллег. Пришлось поработать в разных отделениях: переливания крови, инфекционным, приемным, врачом общей практики и больше всего в кардиологическом. Это и повлияло на выбор специализации.

— На свое первое рабочее место вы пришли уже в качестве кардиолога?

— Я распределилась как врач общей практики, в университете проходила субординатуру по этой специализации. Назначили участок — микрорайон Восточный. Мне очень нравилось: хороший участок, хорошие люди, у меня получалось с ними взаимодействовать. Хотя я была совсем молодой доктор, они ко мне прислушивались. На участке была опытная медсестра Нина Ивановна Самохвостовская, которая знала характер всех пациентов, подход к ним, она меня и обучала.

Нине Ивановне «везло» на врачей. Обычно они работали только по два года, а потом уходили на повышение. Она и мне сказала, как я только пришла: «Ты не задержишься». Спорила: «Никуда не пойду, хочу остаться здесь». Но Нина Ивановна не ошиблась: я поработала на участке всего два года.

Подрабатывала в стационаре в кардиологическом отделении на замене коллег, которые были в отпусках и на больничных. И потом перешла на ставку в стационар, хотя еще какое-то время оставалась подрабатывать в поликлинике на участке. Мне там нравилось, и если бы у меня было больше свободного времени, я и сейчас там бы подрабатывала.

«В приемном покое всегда приходится проводить маленькое расследование»

— Чем интересна работа на участке?

— Динамикой, ведь видишь результат у пациентов. Работаешь с самыми разными диагнозами и подтягиваешься по самым разным патологиям. Мне нравилось и то, что участок был расположен близко, на вызовы я ходила пешком, это не вызывало никаких трудностей.

А с августа 2020 года пригласили работать в стационар врачом-кардиологом. Позже закончила четырехмесячные курсы по этой специализации.

Работаю кардиологом уже третий год, но каждый день — как первый. Кажется, уже имею определенный опыт, но ежедневно появляется то, с чем раньше не встречалась. Кроме того, беру дежурства в приемном покое. Каждый раз идешь на них, и обязательно привозят пациента с диагнозом, с которым раньше не сталкивалась, или пациента, которого раньше не лечила, и нужно решать головоломку, как лучше поступить. Здесь нужно постоянно учиться.

— Частые ситуации, которые ставили вас как молодого доктора в тупик?

— И до сих пор так иногда случается. Большинство патологий у пациентов — коморбидные (когда одновременно развивается несколько заболеваний, и они влияют друг на друга) или вследствие возраста те имеют много заболеваний разного профиля. Но есть старшие коллеги, у которых можно спросить.

Предыдущая заведующая моим отделением, Елена Ивановна Савко, всегда посоветует, что делать. Она долго возглавляла отделение, ее очень любят и уважают пациенты. И она, несмотря на пенсионный возраст, еще работает на половину ставки, чтобы подучить меня и помочь. У нее большой опыт, она знает, как действовать в сомнительных ситуациях.

К тому же дежурю в приемном покое и по больнице как врач-терапевт, а кроме меня есть дежурные хирург, анестезиолог, с детьми работает врач-педиатр. Конечно, с разными патологиями привозят. Если какие-то чрезвычайные ситуации, скажем, тяжелое ДТП, нам звонят с «Скорой», и мы все начеку: и реаниматологи, и хирурги, и терапевты.

В приемном отделении всегда приходится проводить маленькое расследование, чтобы определиться с характером патологии и с причиной, которая могла вызвать то или иное состояние. Почти каждый день поступают тяжелые пациенты, которые госпитализируются в реанимацию, и здесь без расследования не обойтись, особенно если пациент без сознания. У него не спросишь, что беспокоит, можешь только объективно и по анализам ставить диагноз и строить предположения.

Но этими непредсказуемостью и необходимостью постоянно учиться и интересна работа в приемном покое. В кардиологическом отделении немного другая специфика. Здесь в основном пациенты пожилого возраста. И у нас собрана вся кардиологическая патология, в отличие от больших больниц, где есть инфарктные, постинфарктные отделения.

Во время ковида, когда другие отделения закрывались, наша работала и по кардиологической патологии, и по терапевтической — здесь лечились все неинфицированные пациенты.

Молодая врач всегда работает там, где сложно, — во время пандемии возглавляла ковидное отделение.

— А вам во время пандемии пришлось работать с ковидными пациентами?

— Да, я работала именно с такими. Это было самое интересное время. Мне кажется, я тогда очень существенно росла как доктор. В первую волну вела прием в поликлинике и обслуживала вызовы. А когда переформировывали стационар, работала заведующим в одном из ковидных отделений. У меня был целый корпус с больными. Мы там проводили все свое время, только спать шли домой.

Я не пожалела об этом периоде, так как видела динамику пациентов. Человек поступает в критическом состоянии, ты ему помогаешь, он выписывается и говорит тебе «спасибо» — это то, ради чего работает каждый доктор. Я была им и как врач, и как друг, и как психотерапевт. Почти все время проводила в палатах с больными. Было тяжело, иногда не выдерживала. Но никогда не пожалела, что согласилась там работать.

Во время пандемии почти во всех ситуациях ты работаешь как Шерлок Холмс: думаешь, почему такие результаты анализов пришли, выясняешь, ищешь причину. В реанимацию ежедневно переводили пациентов, были смертельные случаи. И ты уже инстинктивно чувствуешь, какая динамика будет и в какой момент нужно реагировать.

— Какие самые трудные моменты в работе?

— Если пациенту не удается помочь. Особенно когда начинаешь сомневаться: а возможно, еще что-то надо было попробовать, возможно, что-то еще ты мог сделать. Есть случаи, когда ты и вправду не мог помочь, но все равно в голове прокручиваешь: а возможно, нужно было еще, а возможно, что-то другое. Трудно думать, что не успел, ошибся, непросто принимать решения, от которых зависит жизнь человека. И самое сложное, когда ты видишь, что ничем не можешь помочь, если на лечение организм пациента не реагирует.

Каждый раз идешь на обход и думаешь: «Ну, пожалуйста, скажите, что вам лучше, ну хоть немного». Все назначаешь, как надо, а состояние пациента не улучшается, — к сожалению, бывает и так.

— Есть решения, возможно, нестандартные, которыми вы гордитесь, которые спасли жизнь?

— Они были в основном во время коронавируса, тогда был заметнее такой эффект работы. Обычно я не сосредотачиваю на этом внимание. Радуюсь даже маленькому результату. Конечно, есть и большие, особенно это касается инфарктных пациентов, у которых вовремя заметили патологию, среагировали и провели тромболизис.

— Какое, на ваш взгляд, самое сложное отделение?

— Кардиологическое: это сложная и одновременно интересная работа. Здесь каждый день приходится принимать важные решения. Каждый день иду на работу и думаю: что же меня ждет?

Воспринимают как дочь или внучку

— Трудно ли находить общий язык с пациентами, особенно возрастными?

— Очень просто. Они меня воспринимают как внучку или дочь. Стараюсь их убеждать, что стоит принимать лекарства и дома — постоянно. Они ко мне прислушиваются. Когда прихожу в другие отделения, сама могу не помнить, что когда-то лечила этого пациента, а они помнят, улыбаются, благодарят. И мне очень приятно.

Есть пациенты, которые изначально настроены негативно и, не зная тебя, уверены, что ты так себе доктор. Но в любом случае нужно стараться найти контакт и убедить их. С добротой отношусь ко всем пациентам.

Приходишь к бабушкам — им часто очень не хватает внимания. Назначаешь препараты, и они работают, когда ты разговариваешь с людьми, рассказываешь, почему повышается давление, почему изменения в ЭКГ. Когда общаешься с пожилыми людьми, у них меняется настроение, они перестают хандрить и поправляются. Мои бабушки часто пишут благодарности в журнал отзывов. Нам их потом зачитывают на «пятиминутках».

— Вы согласны, что в болезнях сердца и сосудов во многом виноват образ жизни человека?

— И это тоже. Сегодня все болезни сердечно-сосудистой системы молодеют. В нашем отделении можно встретить пациентов, которым чуть за 40, в основном с артериальной гипертензией. Многое зависит от питания. Пациенты не хотят придерживаться диеты и понимать, что есть продукты, которые им нельзя. Рассказываешь про холестерин, атеросклероз, который является основным последствием употребления жирной пищи и нарушения обмена веществ, но не все это воспринимают.

С физической нагрузкой две крайности. Есть пациенты, которые ее очень любят, даже если им нельзя перегружаться. А многие не могут из-за заболеваний, в частности, болезни суставов, двигаться больше. Мы работаем со всеми. У нас работает школа гипертоника — лекции, которые мы читаем для пациентов. Часто я просто в палатах рассказываю про артериальную гипертензию, важность диеты, атеросклероз.

Очень важно постоянно принимать назначенные лекарства. Нередко пациенты попьют препараты определенное время, помогло — и перестают принимать. Стоит все же слушать и придерживаться всех рекомендаций врача. Не принимать по-своему и то, что сам приобрел, тоже не терпеть боль и приезжать за помощью не ночью на четвертые сутки, а прислушиваться к своему состоянию и все делать вовремя.

От участкового врача до заведующего отделением

— Расскажите о своем отделении.

— У нас десять палат на 35 коек. Работают три врача: я на 1,25 ставки, есть доктор — совместитель на четверть ставки и врач на половину ставки. Они ведут по одной-две палаты, а я — все остальные. Стабильно имеет шесть палат.

Я совмещаю обязанности заведующего, это в том числе консультации пациентов с кардиологической патологией в приемном и других отделениях, в реанимационном отделении, прием беременных пациенток с кардиологической патологией. Работы много, главное — все успеть.

— Как проходит ваш рабочий день?

— Я прихожу раньше, примерно за час, чтобы подготовиться к обходу, пересмотреть еще раз истории болезни, оформить истории пациентов, которые готовятся к выписке, заполнить документы. Могу начать обход пациентов еще до «пятиминутки», до 8.30. медсестры сообщают, кто из пациентов плохо себя чувствовал ночью, к ним обязательно подхожу.

После «пятиминутки» мы направляемся в реанимацию, делаю свои осмотры кардиологических пациентов, назначения, проводим консилиумы. Потом начинаю обход в своем отделении, здесь и выписка, и поступление пациентов, идущих в течение целого дня. Если нужно, даю консультации. Много времени занимает бумажная работа, иногда приходится брать ее на выходные домой. Сейчас мы переходим на электронные истории, но все равно это занимает много времени. Пока моя коллега в отпуске, работаю на полторы ставки — по крайней мере до семи вечера нахожусь на работе. Если дежурю, то остаюсь и на ночь.

Пока молодая и энергичная, с таким графиком чувствую себя нормально. Беру дежурства в приемном покое. Все успеваю. Стараюсь все делать быстро: быстро хожу, быстро пишу, всегда чем-то занята и почти не сижу. Просто посидеть и отдохнуть времени нет: появилась минутка — заполняю историю болезни. Постоянно кто-то из пациентов чувствует себя плохо, кто-то поступает и нужно его посмотреть, или выписка и оформление. Постоянное движение.

— Как вы в 28 лет стали заведующим отделением?

— Я пока исполняю обязанности заведующего отделением, так как относительно недавно прошла курсы по переквалификации, и пока недостаточно стажа, чтобы сдать на квалификационную категорию по кардиологии. Это меня ждет в сентябре, и тогда пойду на утверждение.

Еще во время интернатуры мы много работали в отделении кардиологии, и я знала специфику. После во время работы врачом общей практики заменяла коллег, и мне предложили поработать в стационаре.

Согласилась, так как это другая работа, чем в поликлинике — более сложная, пациенты тяжелые. И это развитие в профессиональном плане.

Когда моя старшая коллега Елена Ивановна пошла на заслуженный отдых, мне предложили возглавить отделение. С тех пор исполняю обязанности заведующего.

— Вы уже достигли того, к чему многие Ваши коллеги приходят в более позднем возрасте...

— Не чувствую себя заведующим, прежде всего я — просто доктор. Ставлю себе другие «плюсики»: сегодня помогла пациентке, все сделала правильно, значит — молодец. Мне важно расти как врач, а не по карьерной лестнице. Когда моих знаний становится больше, чувствую себя увереннее. Это позволяет быстрее реагировать, быстрее разобраться в проблеме и быть более эффективной. Важно расти внутри себя.

— Есть ли возможности получать новые знания, проходить дополнительные курсы?

— Сейчас для этого даже необязательно куда-то ездить, их много проводится онлайн. Есть соответствующие лекции, и мы подписаны на них. И даже когда заполняю документацию, обязательно что-то слушаю. Когда училась на курсах по первой специализации, наши уважаемые преподаватели дали много информации, но она базовая. Многое приходится искать самостоятельно. Иногда нас направляют на специализированные конференции, там тоже можно получить новые знания. И на своем опыте ежедневно учимся, это самое главное.

Выросла в творческой семье

— Желания переехать в областной центр или столицу нет?

— Вряд ли уеду, потому что мне нравится мой город. Я здесь родилась, здесь мой муж, мои родственники, друзья, и я не задумывалась, чтобы переехать.

Сейчас в нашей больнице появилось больше молодых врачей. Пришло несколько моих сверстниц — и врачей общей практики, и узких специалистов. Конечно, есть текучесть кадров, но если люди создают здесь семью, то, как правило, остаются. У нас сейчас имеются все специалисты, последний год больница даже не подавала заявок на распределение.

— Как для молодых специалистов решается жилищный вопрос?

— Сначала, когда распределялись как молодые специалисты, мы с однокурсницей получили место в общежитии, поскольку мы из района. После я достаточно активно участвовала во всех мероприятиях, выиграла в районе конкурс молодых специалистов, и мне дали от больницы арендное жилье, которое на то время освободилось...

— Расскажите подробнее об активности, в которых участвовали.

— Начиная с интернатуры, мы с моими сверстниками достаточно активно принимали участие в жизни больницы: во всех спортивных соревнованиях, турслетах, творческих конкурсах. Проводился конкурс молодых специалистов района, где участвовали представители различных организаций.

Сама написала свою программу, включая стихотворение о медицине. У меня хорошо получается писать стихи по поводу, и мне это нравится. Подготовила песню, другие номера и заняла первое место. В областном конкурсе поучаствовать не пришлось, так как начался ковид, и его не проводили.

Часто участвовала в музыкальных мероприятиях. Я выросла в творческой семье. Моя мама работает в Доме культуры, и дома все поют и играют на музыкальных инструментах. Я тоже заканчивала музыкальную школу по классу аккордеона, на гитаре научилась играть самостоятельно и песни сама писала, с которыми мы ездили на турслеты в школе. Наверное поэтому обладаю непреодолимым обаянием перед бабушками. Сейчас, конечно, свободного времени не хватает, а когда работала в поликлинике, постоянно где-то участвовала.

Найти занятие по вкусу в небольшом городе

— Чем сейчас заполнен ваш досуг?

— Если в городе проводятся мероприятия — музыкальные или интеллектуальные игры, — мы с друзьями участвуем. Посещаю тренажерный зал или фитнес, это хорошо меня разгружает после работы. Люблю любую активность, много хожу пешком.

В общественной жизни участвую, выступаю на мероприятиях. Я член БРСМ, а также отвечаю за работу с молодежью в профсоюзе. Стараюсь привлечь их к различным мероприятиям, проводимым в районе. Для молодых специалистов их много — и спортивные, и интеллектуальные конкурсы, и турслеты, и экскурсионные поездки. Много возможностей. К тому же профсоюз всегда тратит премию за активность.

— Насколько интересна для молодежи Сморгонь? Есть ли места, где можно провести свободное время?

— Город маленький и компактный. Не хватает скейт-парка. Много молодежи любит кататься на скейте, часто просто на ступеньках всех магазинов. Сейчас, кажется, этот вопрос решается. Нет у нас и кинотеатра, ближайший только в Молодечно.

Но уютные места, где можно провести время, есть. Имеются кафе, бассейн, спортивные залы, вот недавно открылся новый тренажерный зал. В городе активно работает БРСМ, проводит много мероприятий для работающей молодежи — спортивных, интеллектуальных. «Штольня», «Мозгобойня», другие интеллектуальные конкурсы, куда можно прийти своей командой и поучаствовать. При желании интересно и полезно провести время всегда можно найти себе занятие.

Елена КРАВЕЦ

Фото автора и из личного архива героини

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.