Вы здесь

Понаблюдали, как проходят обучение курсанты авиационного факультета Военной академии


Вчерашние курсанты Военной академии уже приступили к выполнению своих профессиональных обязанностей. Новоиспеченные офицеры несут службу в различных воинских частях и соединениях Беларуси. На смену им в главную кузницу военных кадров страны пришли парни и девушки, которые только начинают свой путь к офицерским погонам. Совсем немного до заветной мечты осталось будущим летчикам и вертолетчикам — представители военной авиации дольше, чем все остальные, проходят обучение. Офицерские ряды они пополнят только в ноябре, но уже сейчас большую часть своего времени курсанты проводят в воинских подразделениях — у них стажировка.


На базе 50-й смешанной авиационной базы практику проходят будущие вертолетчики. За тем, как «ставят на крыло» курсантов авиационного факультета Военной академии опытные авиаторы, понаблюдали корреспонденты «Звязды».

На равных

Утром возле контрольно-пропускного пункта, через который можно попасть на территорию воинской части, многолюдно. Военнослужащие и гражданский персонал авиабазы спешат приступить к выполнению служебных обязанностей. Их коллеги покидают территорию части-ночное дежурство подошло к завершению. Курсанты прибывают к месту практического обучения точно в срок. Пунктуальность — одно из главных качеств авиаторов. К тому, что опаздывать к месту службы нельзя, их приучают еще с курсантской парты.

Парни одеты по форме. Отличить практикантов от летного состава трудно. Да и никто здесь их не считает за чужих. Своих курсантов-вертолетчиков зрелые авиаторы знают хорошо и с самого первого знакомства относятся как к коллегам. И это без преувеличения. По окончании учебного заведения эти ребята пополнят офицерские ряды авиабазы. Уже сейчас молодые люди выполняют поставленные перед ними задачи.

За три часа до полета эскадрилья собирается в полном составе. Командир доказывает военнослужащим, среди которых и курсанты, задачи на наступающий день, который раз напоминает меры безопасности во время эксплуатации техники. Летный состав проходит тренажеры  — так авиаторы называют упражнения по совершенствованию профессионального мастерства. Затем готовится авиационная техника. После запуска вертолета экипаж осуществляет проверку параметров всех приборов  — и боевая машина взлетает. Те, кто остался на земле, совершенствуют свои знания в теории, отрабатывают внештатные ситуации в небе на авиатренажере, решают другие поставленные командирами задачи.

Еще до того, как прийти в воинскую часть офицером, практически каждый курсант авиационного факультета Военной академии имеет около 200 часов налета. Перед тем как сесть за штурвал боевого вертолета, молодые люди летают в аэроклубах на планерах.

Преодоление психологического барьера

Большую часть своего времени авиаторы, среди которых и курсанты, проводят на аэродроме. Воздушных асов, кстати, можно увидеть не только за штурвалами своих железных птиц, но и прямо в небе. Во время нашего визита на авиабазу мы заметили несколько парашютистов, которые один за другим покидали военный борт. Как выяснилось, это были не десантники.

— Каждый летчик и вертолетчик ежегодно должен осуществить по два прыжка с парашютом, — рассказывает пилот вертолета «Ми – 24». — Начиная с первого курса Военной академии, проходят через это испытание и курсанты. Десантирование происходит как с борта военного самолета, так и с вертолета. Это нужно не только для оттачивания действий по вынужденному оставлению авиамашины, но и для формирования психологической устойчивости военнослужащих. В случае определенного технического сбоя, когда придется покидать кабину, офицер должен быть готов преодолеть психологический барьер.

У пилота вертолета «Ми – 24», с которым мы разговариваем, — 820 часов налета. И это за неполные 13 лет службы, если не считать период обучения в Военной академии. В многочисленные обязанности авиатора входит и осуществление полетов с курсантами. «Процесс обучения курсантов включает в себя теоретическую и наземную подготовку, — рассказывает командир экипажа. — Только после того, как молодые люди полетали на всех тренажерах, где научились действиям в разных случаях, и сдали все зачеты, их допускают к настоящим полетам».

Конечно, летают курсанты с инструкторами, которые являются опытными авиаторами. Так будет на протяжении нескольких лет — чтобы стать командиром экипажа, летчику-штурману придется провести в небе немало времени, а также продемонстрировать свои лучшие профессиональные и человеческие качества. «Каждый летчик должен поддерживать натренированность и совершенствоваться, — замечает пилот вертолета „Ми — 24“. — Чем больше он проводит в небе, тем увереннее чувствует себя в кабине».

Любовь к авиации с детства

Курсант авиационного факультета Иван Череватов признается, что, попав на авиабазу, чувствует себя в знакомой среде. Во время обучения в академии молодые люди регулярно бывают в воинской части. Более того, начиная с первого курса, курсанты знакомятся с летчиками и вертолетчиками, которые выпускаются перед ними, а потому уже многих знают.

«Очень важно, что есть старшие товарищи,которые не прочь помочь, — отмечает Иван. — У них больше опыта, касающегося техники и выполнения полетов. Все помогут, подскажут, как действовать в непонятной ситуации».

Полеты курсанты осуществляют с различными инструкторами. И, как подчеркивает Иван Череватов, хорошо, что они меняются. «Один инструктор не может в полной мере оценить способности курсанта как штурмана, так и летчика, — считает молодой человек. — Для объективной оценки способностей военнослужащего должно быть мнение нескольких инструкторов, что мы и наблюдаем. Это правильно. Посоветовавшись между собой, наши более опытные товарищи могут составить общее мнение о конкретном вертолетчике».

Курсант Иван Череватов осваивает самый современный вертолет, стоящий на вооружении белорусской армии, — «Ми- 8 МТВ-5». «Этот вертолет многофункциональный: эвакуация, десантирование, боевое применение, поисково-спасательные работы — это еще не весь спектр применения боевой машины, — рассказывает будущий офицер. — Если «Ми-24» позиционируется производителем как боевой вертолет, то у «Ми-8» большая кабина — сюда даже можно загрузить УАЗ или медицинский модуль, который необходим при эвакуации раненых».

Иван Череватов родом из Кобрина. Летать мечтал с детства. Примером для парня был дедушка  —  военный летчик, который сначала летал на самолетах, а потом освоил
«Ми-8». Глядя на деда, тянулся к авиации и Иван. Любил фильмы про летчиков, коллекционировал журналы «Мировая авиация». Ближе к окончанию школы у молодого человека окончательно сформировалось понимание, чего он хочет от жизни, — в итоге поступил в Военную академию на вертолетчика. Как признается молодой человек, трудностей при поступлении не было: баллов хватало, по здоровью тоже прошел.

На мой вопрос, почему выбрал летать на вертолетах, а не на самолетах, Иван Череватов отвечать не спешил. Оказывается, у многих поколений курсантов Военной академии постоянный спор: что сложнее освоить — вертолет или самолет? «Вертолет, наверное, более сложный в плане техники пилотирования, так как диапазон скоростей — от нуля и выше, — говорит молодой человек. — Для самолета характерны высокие скорости».

Каждый летчик помнит свой первый полет. Курсант Череватов —  не исключение. Дебютный полет он осуществлял на планере. Это было на первом курсе.

— Не боялись? — уточняю у без пяти минут вертолетчика.

— Я же с инструктором был, зачем мне бояться?! — удивляется он вопросу. — Первый полет всегда ознакомительный. Ты не принимаешь участие в управлении, а только наслаждаешься увиденным. А вот во время первого полета на «Ми-8» мысли были о том, что это очень серьезная техника, а потому относиться к будущей службе нужно соответственно.

Несерьезных, недобросовестных людей, которым не свойственно чувство ответственности, в авиации просто не бывает. Курсант авиационного факультета Кирилл Дедуль также с детства мечтал быть пилотом. Молодой человек вдохновился рассказами об офицерских буднях своего деда-вертолетчика, которого не застал. «Бабушка рассказывала о военной жизни деда, мне было очень интересно, поэтому после 7 класса я решил поступать в Брестское областное кадетское училище, — рассказывает курсант. — Во время обучения мы посещали одну из военных авиабаз, наблюдали за полетами летчиков-и мое желание связать свою жизнь с авиацией только усиливалось».

У Кирилла — 190 часов налета. Он уверенно чувствует себя в небе и готов приступить к выполнению поставленных задач. По его мнению, очень важно, чтобы экипаж (а это командир, летчик-штурман и бортовой техник) думал в едином направлении. «Хорошо, чтобы между членами экипажа сложились доверительные отношения: от морального настроения многое зависит — это же команда, — убежден Кирилл Дедуль. — Несмотря на то, что у каждого — свои обязанности, за полет отвечает весь экипаж».

Молодым людям даже не верится, что обучение в Академии практически завершено. Впереди у них  — долгожданная офицерская жизнь. Однако если они думают, что будут только летать, то ошибаются. Летчик учится всю жизнь. От того, как авиатор подготовится к полету на земле, будет зависеть его работа в небе.

Вероника КАНЮТА

Фото Виктора ИВАНЧИКОВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.