Вы здесь

Брак с иностранцем — совершение мечты или испытание на прочность?


Иностранцы занимают один из верхних строчек рейтинга женихов для женщин, мечтающих о принце. Но легко ли уживаться взрослым людям в интернациональном браке?


«Ты не знаешь жизни там»

В пятнадцать лет Лера точно знала: она хочет жить за границей. В какой именно стране, не заморачивалась. Впрочем, она ничего и не знала ни о каких других странах. Ее семья никуда не выезжала из Минска.

Молодость совпала с открытием границ. И тогда Лера начала путешествовать. Всегда в составе тургруппы и обязательно чтобы было аll іnclusіve. Это давало ей возможность почувствовать себя хозяйкой, которую обслуживают. Но все эти тургруппы селились в отели с бывшими советскими гражданами. 

А знакомствами с барменами и аниматорами Лера, разумеется, пренебрегала.

Она вышла замуж на родине — за перспективного бизнесмена, полагая, что он тоже захочет уехать за границу. Когда их дочке исполнилось два года, завела об этом разговор, на что муж ответил: мне и тут неплохо. Через несколько лет семья распалась.

Тем временем Лера успешно двигалась по карьерной лестнице, и как-то ее отправили вместе с коллегами за границу на небольшую стажировку. «Надо же, чтобы среди этих куриц хоть кто-то знал иностранный язык», — не без гордости говорила Лера. Она действительно владела тремя иностранными языками, которые изучала в надежде на определенную перспективу.

По окончании стажировки был прием в честь гостей. Вот там Лера и познакомилась с Патриком. Роман вспыхнул мгновенно! Вскоре Патрик приехал в Минск, потом пригласил к себе Леру. Мечты сбываются, радовалась она. У Патрика имелись апартаменты в европейской столице и загородная вилла со штатом обслуживающего персонала. Его дочь от первого брака радовалась, что у отца начала складываться личная жизнь.

Дело шло к свадьбе... Патрик тем временем обзавелся знакомствами, купил в Минске элитную квартиру. «Правильно, не останавливаться же в моей двушке», — думала Лера.

Удар ждал ее после свадьбы. Брачный контракт не сильно удивил. (Что говорить об иностранцах, когда и наши уже не стесняются такой практики. Поразило Леру то, что Патрику понравилось жить в Минске, и он решил здесь остаться. Вел свои дела дистанционно, а при необходимости ездил домой. Лера его сопровождала, но...

«Делать бизнес надо там, где выгодно, а жить там, где удобно. И потом, здесь ты сама уважаемый специалист, а у нас, подумай, сколько сил нужно будет приложить, чтобы подтвердить диплом и работать по специальности, при этом ты будешь отставать от своих коллег-сверстников», — объяснял ей муж.

Он еще часто говорил: мол, ты не знаешь жизни в Европе. Экскурсия — это витрина, как и пятизвездочные отели, где останавливаются туристы.

В браке Лера и Патрик уже 12 лет. Сбоку все выглядит прекрасно: 3-4 путешествия на год, фирменная одежда, дорогие ювелирные украшения, походы в театры, помощница по домашнему хозяйству. Вот только Лерину мечту жить за границей не разделяет даже ее взрослая дочь. Как когда-то ее отец, говорит, что ей и здесь хорошо.

Лера часами «висит» на телефоне, разговаривает с подругами: говорит, устала от иностранного языка. Муж, с которым раньше было так интересно, раздражает все больше. Но и развод не выход, потому что привыкла она к нынешнему образу жизни и менять его в 52 года нет желания. Все ее мечты разбились. Даже если Патрик решит вернуться в Европу, она сможет жить в апартаментах мужа только до его смерти. Такой брачный контракт: каждый остается при своем. Вообще, ее все еще поражает это европейская мода: как спать, так вместе, а как делить имущество, то каждому свое.

Здесь чужая и дома не своя

До 43 лет в активе Жанны было два развода и одна дочь. Женщина разочаровалась в мужчинах, как она говорила, отечественного производства. Бездельники и не умеют угождать женщине — ее основные претензии. А еще мама «пилила», мол, старшая дочь удачно вышла замуж, а ты?..

После школы Жанна окончила ВУЗ. Правда, по дипломной специальности работала недолго, так как очень мало платили. Женщина пошла в сферу обслуживания, чтобы хоть в чем-то не отставать от сестры. (Мол, и у меня тоже есть шуба.)

Конечно, она пыталась «охотиться» на богатых мужчин. Но где? Походы в театр с подругой результатов не принесли, поездки в санатории успехом не увенчались.

А тут такая удача — среди ее клиенток оказалась Жази, пенсионерка из Европы. Дама неплохо говорила по-русски и в прошлом была обычной швеей. Выйдя на пенсию, Жази путешествовала. В Минск приезжала на 3-4 месяца. Говорила, что здесь шикарно живет за свою пенсию. Снять квартиру — дешево, медицина, косметология, общественное питание, развлечения — дешево. В наш Большой театр она ходила два раза в неделю. Вокруг Жази тусовалась компания иностранцев — они вместе развлекались. И у них было правило: иметь в компании хотя бы одного человека, говорящего по-русски. Жанна, узнав, что у Жази большая компания, старалась быть полезной для иностранки в надежде познакомиться с другими — а вдруг там есть свободный мужчина. Все получилось так, как задумывалось. Она познакомилась с Максом, который имел свою транспортную фирму. К тому же мужчина оказался вдовцом — жена умерла несколько лет назад. Жанна пустила в ход все свои чары. Месяц они прожили вместе в Минске, а уезжая, мужчина обещал прислать ей приглашение, чтобы уже она приехала к нему в гости.

После этого визита пара решила оформить отношения. Став законной женой, Жанна сделала неприятное открытие: фирма у Макса небольшая, иногда он сам садится за руль автомобиля. Она думала, что Макс как директор работает в офисе, а он, по нашим меркам, оказался ипэшником.

Убрать, приготовить — это занимало у Жанны пару часов. А что дальше? Язык сначала давался с трудом. Спасало то, что Макс живет в маленьком городе, как наш райцентр, где эмигрантов было, наверное, больше, чем коренных жителей. На работу Жанна устроилась в ту же сферу обслуживания. Клиентками обзавелась в основном русскоязычными. Местные, по меркам Жанны, за собой мало следят: главное, чтобы удобно было.

Семейная жизнь оказалась скучной. Вскоре все разговоры с мужем, который немного знал русский язык, свелись к обсуждению счетов. Впрочем, положа руку на сердце, что-то из ее мечтаний исполнилось. Муж выглядел вполне респектабельно, и если на родине она хлопотала на маминой даче, то тут за садом раз в неделю смотрел садовник, генеральную уборку в коттедже делала клининговая фирма, а она сама поддерживала порядок. Дома у нее была только стиральная машинка, а тут и сушильная, и гладильная. Целая комната для любых хозяйственных дел. Это тебе не родительская квартирка в «хрущевке». Да и коттедж у Макса собственный, хотя, конечно, не такой большой, как у Жанниной сестры.

К женщине периодически приезжала дочь Дина. Как-то в дороге девушка познакомилась с молодым человеком, тоже иностранцем. Вскоре познакомила его с Жанной и сообщила, что выходит замуж. Молодые просто зарегистрировали брак, без всякой свадьбы. Жанна и особенно ее мать были в шоке: дочь совсем неприхотлива, вышла замуж за простого рабочего! Единственное, что радовало, — живут молодые в большом городе. Но детей пока не планируют. Зять продолжает учиться, будет инженером.

У них там немного другая система обучения: мало лекций, в основном практика. Динка также определилась, кем ей быть. Нужно немного подтянуть язык, и тоже начнет учиться. Живут они в съемной квартире и даже не думают копить деньги на свою. Мол, будем менять жилье по мере необходимости. В общем, дочь как-то быстро приняла «их» правила.

А у Жанны не получается... За шесть лет она так и не привыкла к здешним традициям в питании. Она здесь чужая и дома уже не своя. Все реже созванивается с приятельницами: расстояние не способствует дружбе. Здесь подруг, чтобы поговорить по душам, нет и не предвидится, хотя женщина неплохо усвоила язык. Макс много времени отдает видеозвонкам сыну и внуку, которые живут в другой стране. У каждого своя жизнь...

Привкус разочарования

— В основе древних, эволюционно сформированных механизмов психики женщины лежит потребность в безопасности тех, кому она дает жизнь. Это, естественно, подталкивает искать ответственного партнера, с которым будет надежно и комфортно, — говорит Татьяна Шаранда, семейный психолог. — Но в предложенных историях инстинкт безопасности приобрел гротескный вид — мужчина рассматривался только как инструмент для улучшения своей жизни. У женщин сработал стереотип: за рубежом все мужчины — богатые бизнесмены.

Обе женщины поженились с иностранцами, когда им было 40+. Возможно, что мужчины еще старше. То есть, каждый из них — личность, сложившаяся, со специфическими особенностями, сформированными под воздействием своей среды. То, что они из разных стран, скажем так, отягчающее обстоятельство: разный менталитет и культура со своими, характерными только для них, ценностными ориентирами, которые часто не совпадают. Добавьте к этому хотя бы на начальном этапе языковой барьер и отсутствие общих целей и интересов. Уже складывается печальная картина, которая в дальнейшем дополняется неоправданными ожиданиями, ведь каждая из женщин рассчитывала, что жизнь за границей лучше, чем дома. В обеих историях чувствуется привкус разочарования.

Тем не менее, по мнению семейного психолога, перспектива у этих браков есть. Они сохранятся, потому что пусть не все сбылось, но благодаря мужчинам жизнь женщин изменилась, по крайней мере, появился больший достаток, упростились бытовые вопросы — это, во-первых. 

А во-вторых, за расторжением брака часто стоят большие проблемы как психологического характера, так и материального, и не факт, что женщины с этим смогут справиться. Скорее всего они сами это понимают и будут стремиться сохранить свое положение.

Маргарита ДРОЗДОВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.