Вы здесь

Клубу «Пламя» удалось вернуть из небытия имя еще одного героя ВОВ


Страдающая и обожженная огненными дождями белорусская земля до сих пор отдает предметы — свидетели Великой Отечественной войны. Они являются для поисковиков теми тонкими нитями, которые могут помочь распутать клубок с безответственным «пропал без вести». Благодаря эху военных событий — именной ложке и медальону — энтузиастам Витебского историко-патриотического клуба «Пламя» удалось вернуть из небытия имя еще одного героя, который отдал жизнь при освобождении Городокского района.


Витебский историко-патриотический клуб «Пламя» существует шестой год, сегодня он объединяет около 20 неравнодушных людей разных профессий из Городокского, Витебского, Полоцкого, Оршанского районов. Инициатором создания клуба в 2017 году стал заместитель начальника отдела землеустройства Городокского райисполкома Максим Лыхалат, которого к поисковой деятельности привел долг перед своими предками. У одного из его дедов с той далекой войны не вернулись девять братьев, у другого — четыре. Максим смог найти место последнего приюта двоих героев из тринадцати... Тогда поисковик пообещал сам себе, что постарается поднять с земли и установить имя еще не одного бойца за всех своих, кто сложил головы на полях Великой Отечественной.

Ежегодно по десять дней в мае и августе поисковики отправляются на Вахту памяти. И эти десять дней — напряженная физическая работа независимо от погоды совместно с 52 отдельным специализированным поисковым батальоном. А до этого целый год инициативная группа «пламянцев» под руководством Лыхалата занимаются сбором информации о местах боев и мыслимых братских захоронениях, приобретают аэрофотосъемки немецкой разведки 40-х годов в архивах на собственные деньги, проводят разведку на местности. Местом раскопок избран Городокский и Дубровенский районы — в городке долгое время стоял фронт, в Дубровно за 9 месяцев потери были огромные, поэтому этой многострадальной северной земли хватит поисковикам на долгие годы. Каждый из энтузиастов — а по-другому и не назовешь, ведь за поиск никто не получает денег, — в течение шести лет делит свой отпуск по две недели весной и летом и едет на личном автомобиле со своими инструментами в полевой лагерь. Уже второй год к «Пламя» присоединяются полоцкие кадеты и учащиеся первой полоцкой школы, работают наряду со взрослыми. В поисковый клуб входят люди из разных сфер деятельности: руководители служб и организаций, учителя, краеведы, школьники. Самый молодой — Руслан Стельмах из агрогородка Бычиха, что на Городоччине, — работает уже второй год. Именно эта работа и определила будущую профессию парня — он собирается поступать на исторический факультет Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. «Тот факт, что молодежь возвращается на вахту снова и снова по личному желанию, не может не радовать. Это наша память, без которой нет будущего. Патриотизм на полях прошлых боев ощущается больше, чем из книг. И нам, постоянным поисковикам, будет радостно, если подрастающее поколение продолжит эту деятельность», — рассказывает Максим.

В этом году местом августовских полевых работ были выбраны деревни Кошкино, Петрово и Гурки Городокского района. По словам местных старожилов, здесь велись бои, о которых помнят люди и поныне. Аэрофотосъемки, наложенные на современную карту местности, купами ярких огоньков на бумаге подтверждали рассказы. Так, за 10 дней «пламенцы» подняли останки 21 бойца возле Кошкино, шести — в Петрове, трех — в Гурках. А вместе с ними земля отдала три именные солдатские ложки, котелок и медальон, который и стал главной зацепкой на пути к возвращению солдату имени. Специалисты расчитали, что медальон принадлежал Павлу Васильевичу Ильину 1903 года рождения, уроженцу Ярославской области. Архивные документы свидетельствовали, что он погиб в наступательных боях на Городоччине 16 декабря 1943 года, похоронен там же, но... Его имя было занесено на мемориале в деревне меховое — откуда выбыл, туда и занесли. Оказалось, что боец не одно десятилетие лежал в пяти километрах от Мехового, в деревне Петрово, без могилы. К счастью, — а это и есть главная цель каждого поисковика — быстро удалось найти близких бойца. Его правнучка живет в городе Мышкино Ярославской области, она и рассказала, что у Павла Васильевича летом 1944-го под Минском погиб сын Сергей, и пообещала прислать фотографию прадеда, чтобы он занял почетное место на пантеоне памяти Городоччины. В этом году руководство района будет проводить перезахоронение останков бойцов по итогам двух вахт памяти на центральном братском мемориале города, и один из освободителей этой местности наконец отправится в последний путь с воинскими почестями под своим именем.

Еще две найденные солдатские ложки являются совсем тонкими зацепками, так как на одной из них значится фамилия Тихонов, а таких в книге Памяти района много. В общем, о том, какие большие потери понесла Городоччина в Великой Отечественной, свидетельствует количество поднятых бойцов — только за последние два года список увеличился на 250 человек, и это далеко не конец. Конечно, установить имя погибшего солдата — редкая удача, однако поднять с земли как можно больше героев и перезахоронить их в братских могилах, к которым придут благодарные потомки, — можно и нужно. И этим неустанно, несмотря на личные дела и расходы, занимаются поисковики.

«Не жалеете, что когда-то взяли на себя этот долг?» — спрашиваю у Максима Лыхалата. «Они не жалели себя под пулеметным огнем за тысячи километров от родины. Они знали, что немногие вернуться домой. Поэтому это наименьшее, что мы сегодня можем сделать ради светлой памяти героев».

Александра ГВОЗДЕВА

Фото из архива клуба «Пламя»

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.