Вы здесь

Почему нас легко обмануть? Как мы соглашаемся на то, что нам не очень нужно


Как навязывают вещи? Что мы делаем каждый день по привычке, и действительно ли в этом есть польза? Например, как известно, существуют различные исследования на тему связи утреннего приема пищи с общим состоянием здоровья и частотой заболеваемости различными болезнями. Но большинство из опросов заказные от крупных компаний-производителей сухих завтраков. Действительно ли вам нужен завтрак? Почему нас так легко обмануть и мы готовы поверить в то, в чем нас убеждают? Разбираемся в этом с нейрохирургом, научным сотрудником отделения опухолей головного мозга РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова, преподавателем кафедры неврологии и нейрохирургии Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения Белорусского государственного медицинского университета Гуменом Горбанниджадом.


— В своей жизни делаем многое по привычке, так как считаем, что так надо или так делают другие, — замечает доктор Гумен. — И не задумываемся, почему так поступаем. Причем это может продолжаться на протяжении всей жизни. Один из таких примеров — завтрак. Утром просыпаемся и завтракаем, даже если не голодны. Иногда не успеваем позавтракать и нервничаем из-за этого, хотя можем полноценно работать.

Если заглянем в историю, то не увидим там завтрака. В Древнем Риме и Древней Греции люди вообще ели один раз в день и хорошо себя чувствовали. Индейцы ели только тогда, когда чувствовали голод или им была нужна энергия, чтобы выполнить какую-то работу. Обязанности есть два или три раза в день не было, и организм нормально функционировал. В Средние века в Европе ели только два раза в сутки. Первый раз — около 11 часов, второй — через пять-шесть часов, когда появлялось чувство голода. И понятия завтрака как такового вообще не существовало.

Когда в России появился завтрак, он назывался «за утро», то есть «после утра», позже был переименован в «завтрак». 

Историки пишут, что Екатерина II любила просыпаться в шесть утра и лакомиться бисквитами, пирожными и другими сладостями. В это время появилось много ее последователей: если сама императрица завтракает, то и другим нужно.

В большинстве наций завтрак состоял или со вчерашнего обеда, или из остатков пищи. Особых требований, что именно это нужно есть на завтрак, не было.

— Так надо ли все же завтракать?

— Утренний прием пищи, как и его отсутствие, имеют положительные эффекты. Если мы завтракаем, то тем самым обеспечиваем себя необходимой энергией на весь день и улучшаем работу организма.

Однако учитывая тот факт, что в XXI веке люди больше умирают от ожирения, чем от голода, то при отсутствии завтрака мы не сможем не только похудеть, но и улучшить состояние здоровья. Перерыв в приеме пищи способствует очищению клеток, активизирует процессы мышления, уменьшает выраженность воспалительного процесса и создает благоприятные условия для замедления процессов старения. Таким образом запускается аутофагия (естественный процесс регенерации и очищения организма на внутриклеточном уровне, с помощью которого лизосомы способны перерабатывать ненужные, дисфункциональные компоненты наших клеток), и организм в некотором смысле омолаживается. Но это при том условии, что мы полностью здоровы.

— Некоторые медики, в частности гастроэнтерологи, не советуют оставаться без утреннего приема пищи: от большого перерыва страдает желчный пузырь, не запускаются обменные процессы...

— Поэтому с утра необходимо стакан теплой воды. Отрицательный момент, когда в течение дня мы не будем есть и на ужин отложим основной прием пищи. Поскольку в таком случае будем очень голодны, вечером есть опасность переесть, и это плохо скажется на качестве сна и сердечно-сосудистой системе.

— Из сказанного вами следует, что завтрак имеет искусственное происхождение. Расскажите, как он появился.

— Это произошло в Европе в XVIII веке в эпоху индустриализации. Крестьяне приезжали в город, чтобы работать на мануфактурах. Работа занимала от 10 до 16 часов, и рабочим не было времени на еду. Поэтому они, чтобы работать, ели до начала рабочего дня, так как потом такой возможности не было. С одной стороны, промышленники использовали рабочую силу по максимуму, с другой — понимали, что если человек будет голоден на работе, то вместо того, чтобы работать, будет думать о еде. Поэтому завтрак в это время стал важным элементом для рабочих.

И на нем разбогатели многие компании. При этом активно использовали мнения ученых и врачей для продвижения своих идей. В 1944 году компания «General Foods», производившая кукурузные хлопья, разработала рекламную кампанию со слоганом «Хорошо завтракай и работай лучше». Они использовали мнения экспертов по питанию, которые считали, что завтрак является самым важным приемом пищи и наилучшей частью нашей жизни. За счет этого компания заработала хорошие деньги.

Свою важную роль в пропаганде завтрака сыграл Эдвард Бернейс, один из крупнейших специалистов по рекламе и PR, который был одним из создателей современной науки массового убеждения, основанного не на уме, а на манипуляции подсознательными чувствами и импульсами. Он в некотором смысле был последователем Макиавелли, они оба исключали мораль в управлении людьми. Одним из любимых приемов Бернейса для манипулирования общественным мнением в пользу своих клиентов было использование авторитетов. Он говорил: «Если вы можете влиять на лидеров, независимо от того, осознают они это или нет, вы автоматически влияете на группы людей, находящихся под их влиянием».

Для стимулирования продаж бекона он провел исследование, в котором определилось, что у американцев очень легкий завтрак: кофе, булочка и апельсиновый сок. Поговорив об этом со своим врачом, он пришел к выводу, что сытный завтрак лучше, чем легкий, потому что тело теряет энергию в ночное время и нуждается в ней в течение дня. Он попросил своего доктора написать пяти тысячам коллег, спросив, согласны ли они с этим мнением.

Примерно 4500 ответили «да», согласившись с тем, что более сытный завтрак лучше легкого для здоровья американца. Тогда Бернейс организовал публикацию этого вывода в газетах по всей стране с заголовками вроде: «4500 врачей настоятельно рекомендуют более сытные завтраки». Утверждалось, что бекон и яичница должны быть основными его компонентами. В результате этих действий продажи бекона пошли вверх.

Одной из самых известных компаний Бернейса было продвижение курения женщин в 1920-е годы. Бернейс помог табачной промышленности преодолеть одно из самых больших социальных табу того времени: женщины, которые курят в общественном месте. Женщинам можно было курить только в специально отведенных местах или не разрешено вообще. Тех, кто нарушал это правило, арестовывали. В 1929 году на пасхальном параде в Нью-Йорке Бернейс представил моделей, которые курили сигареты марки «Lucky Strіke», назвав их «Факелами свободы», подыгрывая на набирающем тогда популярность движении за эмансипацию женщин. После парада женщины стали курить больше, чем когда-либо прежде. Именно благодаря Бернейсу женское курение стало социально приемлемым.

Современная демократия, с точки зрения Бернейса, — это когда группа людей контролирует действия других и убеждает их, что и как нужно делать. Вместо того чтобы напрямую загадывать, получается так, что вроде бы человек сам так думает и самостоятельно принимает решение. В любой системе нужно управлять людьми, ведь без этого она не будет функционировать. Но важно, кто управляет. В понятии «свободная демократия» людьми управляют их чувства, и когда на них воздействовать, создается впечатление, будто люди сами принимают решение, а не кто-то ими управляет.

Как известно, в капиталистических системах всегда образуются элементы, которыми невозможно управлять, а они влияют на саму систему. Например, военная промышленность в Америке. Именно она в последнее время является причиной многих войн на нашей планете.

Фото: pixabay.com

— Если, на ваш взгляд, людей так легко обмануть, за счет чего это получается? 

— Если возьмем Древнюю Грецию и Древний Китай, они обладали на то время примерно одинаковыми знаниями в астрономии, их ученые исследовали Луну. В Древней Греции даже немного опережали Китай. Но китайцы видели Луну с его впадинами и возвышенностями, и они даже имели названия. А древние греки не то, чтобы не замечали кратеров — просто у них Луна считалась идеальным космическим телом.

Наш головной мозг, а именно его участок под названием «гиппокамп», имеет свойство искажать реальную ситуацию, когда нас убеждают в чем-то или когда подавляющее большинство так думает. 

И мы начинаем видеть то, во что верим, а не то, что есть на самом деле.

В других работах Бернейса он исследовал влияние качества образования. Умные люди задают много вопросов, их труднее контролировать, и управлять ими сложно. Кроме того, они плохие покупатели. Поэтому ухудшение качества образования и снижение умственных способностей способствует демократии: можно лучше воздействовать на людей, их легче в чем-то убедить.

Создается такой менталитет, когда люди считают большим преимуществом, что они живут лучше, чем другие. Культивируется потребительская культура, когда чувство радости возникает от того, что ты живешь лучше, чем, например, сосед. Телефон лучший, машина, телевизор. За счет большого количества покупок появляется ощущение, что человек живет лучше, чем другие люди. Если забрать машину или телефон, то это искусственное чувство исчезнет. Оно формируется вместо того, чтобы развивать умственные способности и улучшать мышление.

Работая во время Первой мировой войны в Комитете по общественной информации администрации Вудро Вильсона, Бернейс занимался продвижением идеи о том, что усилия американских военных, прежде всего, направлены на «установление демократии во всей Европе» и убеждал американцев, что из состояния нейтральности нужно перейти в состояние войны, так как есть угроза их чувству безопасности. Получилось так, что во время Первой мировой войны американцы вроде бы сами решили, что им эта война необходима.

Бенджамин Франклин сказал, что демократия — это когда два волка и один ягненок голосуют, что съесть на обед. Франклин был выдающимся политиком и в свое время сделал многое для Америки, но если бы он жил сейчас и увидел, во что превратилась демократия, наверное, был бы шокирован.

Каждый человек хочет свободы и не понимает, что рабство — это не решетка вокруг тела, а решетка вокруг ума. Если ум слепой, неважно, какое у тебя зрение. Если нет свободы ума и ты не понимаешь, что делаешь, свобода ничего не даст.

В настоящее время увеличиваются знания по нейробиологии, создан искусственный интеллект, эти методики улучшают воздействие на людей и открывать все новые горизонты. Важно, чтобы люди могли самостоятельно мыслить и не попадали в ловушки манипуляторов.

Лидия АЗАРОВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.