Вы здесь

Как избавиться от «цифрового сиротства»?


Малыш заходится от плача в коляске. Мама дает ему в руки смартфон — и наступает долгожданная тишина... Считается, что нынешние дети с рождения обладают навыками обращения с гаджетами. Но так ли это?


Цифровая образованность с пеленок — миф

«В контексте цифровой образованности обсуждается концепция, где молодое поколение подразделяется на три категории: цифровые сироты, цифровые изгнанники и цифровые наследники», — рассказал Владимир Лебедев, начальник отдела образовательной деятельности Секретариата Наблюдательного совета Парка высоких технологий, выступая на форуме по управлению интернетом.

Цифровые сироты — это именно те дети, которым внимание родителей заменили гаджеты. Они часами и сутками могут совершенно бесконтрольно находиться в сети. Родители довольны — потомки их не беспокоят. А то, что эти дети уже живут в виртуальном мире, что они разучились разговаривать, а могут только переписываться в мессенджерах, что у них вместо живых эмоций остались смайлики, родителей мало волнует, мол, «такое поколение выросло».

Есть и другая крайность — когда родители строго регламентируют использование гаджетов или вообще запрещают их чуть ли не до совершеннолетия. Тоже ничего хорошего. Такой подросток набрасывается на компьютер, планшет и наверстывает упущенное. 

Он же видел, что его одноклассники играли, смотрели фильмы, в конце концов, списывали сочинения из интернета. Таким подросткам легко попасть как в игровую зависимость, так и во всякие приключения, как правило, не очень приятные. В редких случаях, цифровые изгнанники (а это именно они) и вовсе отказываются от современных технологий, заявляя, что они зло.

Самая адекватная категория — цифровые наследники. Это дети, которые входили в цифровой мир под чутким руководством родителей и педагогов. Они знают, что такое хорошо и что такое плохо в виртуальном мире. Они не рабы высоких технологий, а умные потребители возможностей, которые те дают.

Цифровой сиротой можно быть в любом возрасте — и в 10, и в 30 лет. Как правило, в сети они находят только развлекательный контент. Поиск какой-то полезной информации, например, расписания поездов, вызывает затруднения. У таких людей отсутствует критическое мышление. «Это было в Тикток» — для них аксиома.

Понятно, что врожденных компетенций обращения с гаджетами нет и быть не может. А вот цифровое сиротство легко передается по наследству. Чтобы этого не произошло, существуют различные образовательные программы. В том же ПВТ действует программа объединения по интересам «Информатика без розетки». Здесь детей 5-7 лет в игровой форме обучают цифровой образованности. «Через дошкольников в нашу команду вливаются взрослые: родители и педагоги», — подчеркивает Владимир Лебедев. Таким образом взрослые также приобретают необходимые знания, а цифровые сироты переходят в группу цифровых потомков.

Интернет не отменяет общения с родителями

Иногда можно услышать: мол, в наше время детей воспитывали родители, а не интернет. Однако же и тогда были родители, которые с удовольствием проводили время с детьми, равно как были и те, которые злоупотребляли фразой: «Отстань, мне некогда» или задаривали детей игрушками.

Интернет, как и игрушки, — не воспитатели, а всего лишь средство. Ничем не отличается отец, который подарил сыну игрушечную железную дорогу (эта игра — мечта многих советских детей) и оставил ребенка наедине с игрушкой, и тот, который вручил ребенку смартфон и планшет, не научив его правилам безопасного поведения в сети. Одним словом, для детей важнее всего общение с родителями в любое время.

Если интернетом пользоваться для получения информации, если понимать, что искать ее нужно на профильных сайтах, а не на страницах доморощенных коучей, то можно найти профессиональные рекомендации для родителей с учетом возраста их детей.

Понятно, что трехлетнему ребенку мать или папа находят мультфильм. Но прежде чем предложить его малышу, нужно посмотреть, нет ли там всякого рода страшилок, к которым не готова детская психика. Маленький ребенок нельзя оставлять наедине с гаджетом — он может случайно перейти по вредной ссылке.

Для детей 5-7 лет уже больше правил: нужно ограничить время пользования компьютером, не только заблокировать ряд чатов, но и составить список сайтов, соответствующих возрасту ребенка.

Младшим школьникам следует напомнить, что правила поведения в интернете практически не отличаются от правил в реальной жизни: не разглашать личные данные, геолокацию, общаться с друзьями доброжелательно. Объяснить опасность перехода по различным ссылкам, скачивания фото или видео, если для этого требуют номер телефона для отправления СМС. В этом возрасте нужно рассказать ребенку об опасностях, которые есть в интернете, и договориться, что оно будет делиться с родителями всем, что ему непонятно или вызывает дискомфорт.

В подростковом возрасте правил еще больше. Прежде всего потомку необходимо объяснить, что интернет — это источник информации, помощник в учебе. Настало время рассказать, что все, выложенное в интернете, остается там навсегда. Договориться, что прежде, чем выложить фото в сеть, ребенок посоветуется с родителями. Нужно объяснить, как общаться с незнакомыми людьми и что иногда в сети люди выдают себя за других. Отдельно стоит поговорить о недопустимости травли одноклассников, оскорбления людей.

И это далеко не полный набор правил безопасности детей в сети.

Родителям следует просматривать историю браузера, чтобы видеть, какие сайты посещал ребенок. И лучше предупредить потомка об этом, чтобы не складывалось ощущение, что вы шпионите. Помнить об опции «Родительский контроль» в настройках гаджетов.

Отдельная тема — безопасность покупок в сети, использование реквизитов банковской карточки. Об этом также нужно рассказать детям, прежде чем вручить карту.

Одним словом, чем старше ребенок, тем больше он требует внимания. И здесь современные технологии — хороший повод, чтобы родители наладили доверительное общение с детьми.

Для чего это нужно?

Почему сегодня важно обладать цифровой образованностью? Потому что, по определению Владимира Лебедева, мы живем в «роботовладельческом» обществе. Сегодня наблюдается цифровое неравенство, проще говоря, у тех, кто обладает технологическими навыками, больше возможностей для успешной карьеры. При этом речь не идет исключительно о программистах — сегодня трудно найти отрасль, где не нужна была бы цифровая образованность.

Интересные цифры

  • В сентябре 1990 года появилась советская доменная зона su. В нашей стране доступ в интернет «Белтелеком» начал давать в 1997 году. В мае 2024 года белорусский домен by отметит свое 30-летие, а домену БЕЛ исполнится 10 лет.
  • В Беларуси 8 270 000 пользователей интернета.
  • Зарегистрированы в различных социальных сетях 5 500 000 белорусов.
  • Статистика от Youtube: мультики на этой платформе смотрят дети с 3 лет, до 11 лет 83% юных пользователей уже имеют свой личный профиль.

Ксения КОВАЛЕВСКАЯ

Название в газете: Дзеткі і сеткі

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.