Вы здесь

Е-услуга, центр кибербезопасности и облачная подпись


Подача заявления на заключение брака, обустройство зарядной станции для электрокара, вырубка дерева под окном, постановка на учет собаки — все это административные вопросы, которые можно решить онлайн — таким образом экономя силы и время. В этом году на Едином портале электронных услуг появилось 230 новых сервисов (услуг и административных процедур), которые позволяют гражданам и юридическим лицам решать свои деловые или бытовые ситуации онлайн. За неполный год белорусам на этом портале было оказано более 120 миллионов услуг. А совсем недавно заработало приложение Е-услуга, с помощью которого доступ к электронным сервисам стал возможен и через мобильник, что сделало взаимодействие человека и государства еще более оперативным и удобным.​


Защитить абонентов и документы

Развитие инфраструктуры электронного правительства Беларуси (документооборота, системы идентификации и аутентификации, сервисов — прежде всего админпроцедур для граждан и бизнеса) и обеспечение информационной безопасности — две основные задачи, которые выполняет Национальный центр электронных услуг (НЦЭУ), рассказал его директор Роман Градусов:

— В этом году центр в своей работе делал акцент на перевод в цифру административных процедур. Системой межведомственного документооборота государственных органов (СМГО) сегодня охвачено около 17 тысяч абонентов, еженедельно пересылается до 150 тысяч электронных документов. К СМГО подключены не только госорганы, но и субъекты хозяйствования. А в этом году на портале реализован соответствующий функционал для юридических лиц, в рамках которого организации с численностью сотрудников до пяти человек могут, не выходя из личного кабинета, проводить юридически значимый документооборот и взаимодействовать путем пересылки электронных документов как с госорганами, так и с другими субъектами хозяйствования.

Центр электронных услуг имеет богатый опыт в деле защиты информации, включая информацию ограниченного распространения и защиты персональных данных. Согласно Указу Президента № 40 «О кибербезопасности» и приказам оперативно-аналитического центра (ОАЦ) при Президенте № 130, который издан в развитие Указа, специалисты НЦЭУ реализуют создание Центра обеспечения кибербезопасности и реагирования на кибер-инциденты. Он начнет работать в следующем году и позволит изучать и защищать свою инфраструктуру, а также других госорганов, организаций и субъектов хозяйствования, добавил директор:

— На базе ОАЦ будет создан Республиканский центр кибербезопасности, который будет координировать деятельность всех других аналогичных центров при различных учреждениях. Обращаться в них смогут все желающие защитить свои системы и обеспечить реагирование на кибер-инциденты.

Сегодня в НЦЭУ работают над созданием облачной электронной цифровой подписи, которая станет удобным инструментом ежедневного информационного взаимодействия, который не будет требовать каких-то дополнительных технических средств. Подпись будет храниться на облаке, и к нему всегда можно будет обратиться, чтобы подписать какой-то документ. В следующем году такой сервис определенно заработает, уточнил Роман градусов.

Цифровой ребрендинг и мобильный вход

В Беларуси выдано более двух миллионов сертификатов открытых ключей проверки электронной цифровой подписи (ЭЦП), их количество ежедневно прирастает в среднем на 1500 единиц.

— Создана сеть из 44 пунктов оказания услуг на базе 12 регистрационных центров, где оказывается весь спектр услуг по регистрации пользователей, выпуску сертификатов открытых ключей, выдаче средств ЭЦП во всех областных и крупных районных центрах, — напомнил Роман градусов.

В стране выпущено также свыше 300 тысяч ІD-карточек с записанными на них сертификатами открытого ключа (ежедневно появляется около 300 новых карточек). С помощью криптографического приложения ЭЦП на карточке человек может авторизоваться и идентифицироваться на различных электронных информационных ресурсах.

— Для работы с ІD-карточкой обязательно нужен считыватель ЭЦП, что не всегда удобно. Для доступа в личный кабинет на Едином портале электронных услуг эту роль (считывателя) теперь может выполнять смартфон с NFC-модулем, если на устройство установить новое мобильное приложение Е-услуга. Благодаря ему можно получить доступ к более чем 500 услугам на Едином портале, — презентовал директор новый мобильный продукт, разработанный Центром. — Мобильное приложение полностью дублирует функциональные возможности, которые реализованы на Едином портале. А NFC-модуль в качестве считывателя даже предоставляет дополнительные возможности разблокировщика. Если вы несколько раз неправильно ввели пин-код, ваша карточка блокируется, и разблокировать ее можно только при наличии соответствующего считывателя, который нужно приобрести. А благодаря мобильному приложению, если вы заблокировали карточку, ее можно через Е-услугу и разблокировать.

Чтобы еще больше побудить белорусов к цифровым отношениям и технологиям цифрового правительства, в этом году специалисты НЦЭУ провели ребрендинг Единого портала электронных услуг, который сейчас называется Е-услуга (как и одноименное мобильное приложение). А само приложение Е-услуга можно бесплатно скачать с Play Market на мобильный телефон, в котором должен быть NFC-модуль (такое приспособление раньше было доступно только в моделях сотовых телефонов премиум-класса, теперь оно интегрировано и в устройства среднего класса, и в бюджетные). Приложив к телефону (с тыльной стороны) ІD-карточку, можно получить доступ к своему личному кабинету, озвучил Егор Воронов, заместитель директора по информационным технологиям НЦЭУ:

— На портале с новым названием, отражающим посыл развития, который мы закладываем в своей работе, в передактивированном состоянии находится личный кабинет каждого белоруса. Чтобы активировать кабинет, нужно войти в него с применением ЭЦП. Использование ИD-карточки позволяет автоматизировать процесс авторизации человека на Е-услуге. Точно идентифицировать граждан при этом помогает единая система идентификации физических и юридических лиц. Все это сделано для облегчения информационного обмена граждан и государств в доверенной среде.

Личные кабинеты в мобильном приложении Е-услуга имеют тот же функционал, что и на портале Е-услуга. Это, например, обмен корреспонденцией через почту гражданина или юрлица с возможностью подписания письма ЭЦП. В мобильном приложении разработана также удобная система сообщений нотификации (официальных сообщений, подтверждающих, что элементы шифрования соответствуют законодательным требованиям) с возможностью тонкой настройки получения сообщений от определенной информационной системы, уточнил Егор Воронов.

Популярные, своевременные, бытовые

Большинство из 517 сервисов, которые сегодня доступны на портале Е-услуга, требуют строгой аутентификации (с использованием ЭЦП или ІD-карты). Возможно, конечно, и нестрогая авторизация (с помощью электронной почты, номера телефона, учетной записи в Фейсбук или гугл), однако доступным для использования будет лишь ряд услуг, для которых ненужна строгая аутентификация, уточнила Светлана Короневич, начальник отдела электронной коммерции НЦЭУ:

— Правила получения услуг (со строгой или нестрогой авторизацией) диктуют владельцы информационных систем, на основании которых оказываются услуги. Чтобы получить полный набор доступных на портале сервисов, нужна строгая аутентификация.

Среди новых нынешних сервисов популярностью пользуются, например, услуги по получению сведений по наличию у человека правонарушений. Такая информация может потребоваться, например, нанимателю при трудоустройстве.

Для выявления риска развития неинфекционных заболеваний системы кровообращения, онкологических болезней, хронических обструкционных заболеваний легких и сахарного диабета также есть сервисы. Для их получения необходимо ответить на вопросы анкеты. Возможность заполнить анкету онлайн, отправить ее в учреждение здравоохранения, где человек состоит на учете, а после прийти к терапевту и уже не терять времени на анкетирование — все это реализовано как идея диспансеризации одного дня: заполнил анкету — посетил врача — получил помощь, обозначила представитель НЦЭУ.

— Для повышения безопасности дорожного движения совместно с ГАИ разработаны услуги, позволяющие проверить факт выдачи физическому лицу водительского удостоверения, а также не ограничено ли его право на вождение авто. Актуальность и своевременность такой информации важна, например, для каршеринговых служб или перевозчиков, — рассказала Светлана Короневич.

Сегодня на портале онлайн можно зарегистрировать своих иностранных гостей или родственников и не ходить лично в органы по гражданству и миграции, как было раньше; есть возможность получать пропуски на въезд в пограничные зоны или полосы, разрешения на проведение аэрофотосъемок и прочее.

— Ежегодно количество подобных услуг увеличивается, но и все больше деловых и бытовых ситуаций можно решить в один «клик» не выходя из дома, без кипы бумаг и хождения по инстанциям, — подчеркнула Светлана Короневич. — Для этого продолжается кропотливая работа с госорганами — держателями информационных систем и ресурсов, которые являются источником информации для будущих электронных услуг.

В Беларуси действует распоряжение премьер-министра № 119р, где расписано, какие административные процедуры до 2025 года должны быть переведены в электронный вид. В этом году до конца года цифровыми должны стать 310 административных процедур, и почти по всем из них мероприятия по переводу в цифру завершаются, так что фактически ежедневно на портале появляются новые услуги.

Ирина СИДОРОК 

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.