Вы тут

Алимжан Хамраев: "Художника должны занимать идеи миролюбия"


Межкультурные противоречия неизбежны. Художника должны занимать идеи миролюбия, человеколюбия, убежден казахский ученый.

Алимжан Хамраев — литературовед из Казахстана. Занимается изучением уйгурской литературы в Казахстане и Китае, где, как известно, есть Синьцзян-Уйгурский автономный район. Алимжан Хамраев — доктор филологических наук. Написал большую монографию об уйгурской литературе в Казахстане. Сегодняшний наш разговор — о молодой поросли в современной уйгурской литературе.


— Уважаемый Алимжан, заметны ли в сегодняшней уйгурской и казахской литературах яркие имена молодых поэтов и прозаиков — до 35 лет?

— Поражает размах проделанного молодыми представителями современной казахской литературы творческого труда. Своебразный полет в поэзии, многосторонность и многогранность Ерлана Жуниса, Токтарали Танжарыка, Даулетбека Байтурсынулы, Серикбола Хасана, Асылбека Жанбырбая, Жаната Жанкашулы и многих других молодых казахских поэтов очень впечатляют. Они стали оказывать существенное влияния на казахских читателей и общество в целом.

А вот в сегодняшней уйгурской литературе Казахстана ярких молодых поэтов и прозаиков очень мало. Пожалуй, можно назвать только Шаирям Баратову и Вильяма Молотова. Молодые уйгурские поэты, такие как Адилжан Азнибакиев, Молутжан Тохтахунов, Зульфия Абдуллаева и другие, оказались в узких творческих рамках. Стимула для них тоже нет. Мы переживаем печальную смену поколений в преемственном развитии в уйгурской литературе. Вся проблема в том, что в рыночную эпоху систематическая поддержка словесного искусства в обществе ослабла. К тому же литературная деятельность в советскую и постсоветскую эпоху эволюционирует по законам писательской иерархии. Карьерный профессионализм стал определенной нормой. От неких устойчивых канонов и стереотипов в писательской среде зависит уровень оценки поэзии. Молодой писатель обязательно должен пройти некий путь карьерного профессионального роста, даже если он написал сильное произведение. Я думаю, что это связано с появлением такого официального органа, как Союз писателей, — особого феномена советской и постсоветской современности, определяющего творческий уровень писателей. Зачастую он руководствовался конъюктурными, идеологическими установками, не был лишен и протекционизма. Это ограничивало полную свободу в творческой среде, отсюда поcтепенно снижалась социально-культурная и художественно-эстетическая роль литературной критики. Я часто наблюдаю бинарную критику. Один и тот же критик может подойти к литературному произведению или автору произведения по-разному. Современная критика также стала подчиняться законам литературной иерархии и зависит от доминирующего социального заказа. В таких условиях настоящие произведения долго будут оставаться в тени.

— Современная литературная молодежь в Казахстане больше тяготеет к экспериментам, разного рода авангардным течениям или помнит о традициях?

— В период государственной независимости молодые казахские поэты и писатели объективно стали на путь литературного многообразия. В период независимости появились новые архетипы в поэзии. Современный литературный герой казахского словесного искусства чаще думает об укреплении государственных и общественных устоев. Он ставит государственные интересы выше личных. Раньше такой феномен фактически отсутствовал. Этот процесс воздвиг жанр исторического романа в элитарное искусство. В связи с открытием границы и проникновением исламского воззрения молодые поэты способствовали появлению новой волны в казахской поэзии. В их произведениях явно ощущаются романтические и неомодернистские тенденции. Мы наблюдаем также стремительное проникновение неосуфийских и религиозных мотивов в современную казахскую лирику. На мой взгляд, модернистские устремления современных казахских поэтов и писателей в связи с проникновением литературных опытов Запада поступательно влияют на векторы развития казахской словесности. В уйгурской молодежной среде дела обстоят иначе. Мы вступили в полосу творческого кризиса. В этом плане творчество Шаирям Баратовой достаточно отличается. Она последовательно идет по традиции уйгурского стиха, переосмысливает содержание и форму классического рубаи (четверостишие). Поэтесса уверена в том, что данный жанр в уйгурской поэзии не исчерпал своих возможностей. Поэтому мы наблюдаем своеобразные рубаи молодой поэтессы.

— Ваш личный совет молодым писателям?

— По моему мнению, молодой писатель должен серьезным образом чувствовать внутренний ритм своего произведения. Этот процесс также даст ему почувствовать тавтологию в своем произведении, уловить устойчивые повторы, которые являются своеобразными вирусами художественной словесности. Молодой писатель непременно должен знать также прежние литературные направления и стили, художественные вкусы своих предшественников. Именно они становятся источником непрерывного духовного роста и разнообразия писателя, следовательно, его внутреннего богатства. Истинный поэт видит мир в небывалой и устойчиво прекрасной форме, у него обязательно открываются «глаза» в сердце и душе. Именно наличие ока в душе в конце концов определяет истинную суть его поэзии или прозы. Всем известно, поэт мыслит метафорами, писатель — хронотопом, мышление последнего обусловлено ощущением целостности художественных событий. Писателям важно ощущение единства пространства и времени. Только тогда персонажи приобретают реальные черты. Это обстоятельство всегда тревожит их. Самое опасное в художнике — это его духовная слепота или безразличие. Еще хуже — корысть, которая может гасить любые признаки искренности. ХХ век стал разрушителем всяких духовных, информационных и иных границ. Мы видим, как сталкиваются между собой духовные ценности различных народов, их религиозные основы, мировоззрения и представления о культуре. Межкультурные противоречия неизбежны. В этих условиях для молодого поэта и писателя ценными качествами должны стать идеи и мотивы человеколюбия, миролюбия. Это может обеспечить духовную гармонию писателя. Они должны стать над миром. А ведь художники занимают высокое место после пророков и их сподвижников в осознании божественности.

Беседовал Кирилл ЛАДУТЬКО

Алматы — Минск

Загаловак у газеце: Самое опасное — духовная слепота

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Як задаволіць кадравы голад у сферы ІТ?

Як задаволіць кадравы голад у сферы ІТ?

Работадаўцы кажуць, што быць добрым праграмістам і ўмець пісаць код для эфектыўнай работы ўжо недастаткова.

Культура

Балельшчыкі II Еўрапейскіх гульняў ужо рэзервуюць вясковыя гатэлі

Балельшчыкі II Еўрапейскіх гульняў ужо рэзервуюць вясковыя гатэлі

«Адышоў час, калі гасцям патрэбныя былі толькі «чарка і скварка», ім ужо цікавыя музеі, культурная праграма».

Грамадства

Як працуюць сапёры?

Як працуюць сапёры?

Больш за ўсё «сюрпрызаў» з часоў Вялікай Айчыннай вайны было знойдзена ў Докшыцкім, Талачынскім, Асіповіцкім і Лагойскім раёнах.