Вы тут

Живой эликсир оперы


XII минский Международный Рождественский оперный форум, по традиции проходивший в Большом театре Беларуси, завершился грандиозным гала-концертом звезд мировой оперы


Так близко, у самого края рампы, увидеть солистов на финальном поклоне можно только на гала-концерте, когда оркестровая яма Большого театра закрывается, а оркестр в полном составе перемещается на сцену. Так было и на этот раз. Тут уж, видимо, постаралась Оксана Волкова, заслуженная артистка и лауреат Государственной премии Беларуси. Она не только поучаствовала в концерте – блестяще исполненила речитатив и арию Леоноры из оперы «Фаворитка» Гаэтано Доницетти и романс Сантуцци в дуэте Туридду и Сантуццы из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи, но и была его режиссером. Крепкая, образно говоря, рука Оксаны Волковой ощущалась по ходу всего праздничного действа. Респект ей и за то, что использовала для создания атмосферы   грандиозного финала Оперного форума и уникальные певческие возможности великолепного хора Большого театра.

Гала-концерт и открывался с участием хора — звучала партия хора гостей из оперы «Лючия де Ламмермур» Гаэтано Доницетти. В завершение первого отделения украшением концерта также стал наш хор, исполнивший молитву из оперы «Виллисы. Фатум» Джакомо Пуччини. Блистательно, в «огранке» хора, ее пели народные артисты Беларуси Анастасия Москвина и Владимир Громов, а также лауреаты международных конкурсов Мария Галкина и Тарас Присяжнюк.

В начале второго отделения гала-концерта мощно прозвучала увертюра к опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» в исполнении симфонического оркестра Большого театра. По задумке Оксаны Волковой артисты оркестра сидели на ступеньках, ведущих вверх. А это ни много, ни мало — 60 человек. Можно было видеть лица и инструменты практически каждого оркестранта. Внимание на себя обращали соло в оркестре — виолончель, валторна, кларнет, арфа… Елена Шарапова, Александр Сапожников, Денис Поречин и Вероника Грабовская — все молодые лауреаты престижных международных конкурсов играли свои партии, но, казалось, и они, и другие артисты оркестра словно дышали вместе. Дирижировал заслуженный артист России Антон Гришанин. В заключительном финале, как и на протяжении всего концерта, сцена являла собой мастерски организованное пространство. Свет, видеоконтент, звук — все было продумано до мельчайших подробностей. За оркестром на возвышении расположился хор, на авансцене — солисты, выходящие для поклона. Похоже, Оксана Волкова была довольна результатом. Зал, стоя, дружно рукоплескал участникам, а блистательные солисты вместе с дирижером, пожалуй, раз пять, а то и более приближались к публике. Да так, повторюсь, близко, что с первого ряда был слышен шелест платьев солисток, и к ним можно было, пожалуй, даже прикоснуться. Всем исполнителям вручались дипломы и букеты цветов. Отметил театр и бессменную очаровательную ведущую оперного форума Ольгу Кажгалиеву. Причем что интересно: церемония «торжественных вручений» проходило не как завершающий момент гала-концерта, а как прелюдия к объединяющему, мощному мажорному аккорду, когда представители семи стран, участники концерта, исполнили квартет с хором из оперы «Ласточка» Джакомо Пуччини. Да, это уже был больше чем квартет: все солисты пели!

Беларусь, Азербайджан, Армения, Россия, Казахстан, Литва, Узбекистан — эти страны представляли на гала-концерте солисты. Глядя на них, мастеров оперного искусства, думалось: как же хорошо, что это утонченное искусство объединяет разные страны! Оно сродни мощной вакцине против хандры, дурного настроения и закрытости сердец. В этом можно было убедиться, наблюдая публику — как в антракте, так и перед концертом, и после него в фойе. Сплошь царил позитив, и предпраздничное настроение «подогревалось» оживленными улыбками. Народ охотно селфился у нарядных ёлок разных форматов и размеров, которых в разных местах, на разных уровнях залитого светом и блеском театрального трехэтажного пространства насчитали мы больше десятка. Как говорится, на разные вкусы, что кому по душе.

В зале можно было увидеть и художественного руководителя Большого театра, народного артиста СССР и Беларуси, лауреата Госпремии Беларуси, профессора Валентина Елизарьева, а также элегантного генерального директора, доктора искусствоведения, профессора Екатерину Дулову. Кстати, это был для нее первый оперный форум в такой ответственной должности.

В день открытия форума Екатерина Николаевна вдохновенно рассказывала журналистам о том, как все удачно сложилось в организации гастролей:

— Форум — это и результат нашего международного творческого общения. Я очень рада, что проект Рождественского оперного форума осуществился. Уж не знаю, какие силы нам помогали... Переговоры и в московском театре «Геликон-опера», проведенные с руководством этого театра, и в казахстанской «Астана-опере» увенчались успехом. Вторая очень важная тенденция связана с представлением на форуме наших двух спектаклей. «Турандот» Джакомо Пуччини — это классика, которая укоренилась в театре. Опера свидетельствует о высоком уровне развития труппы, о ее нынешнем качестве и состоянии. Руководить оркестром на этом представлении мы предложили нашему коллеге из Азербайджана, главному дирижеру и музыкальному руководителю Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета Эйюбу Кулиеву. Ну а «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти — это премьера прошлого сезона в постановке нашего главного режиссера Анны Моторной. В партии Дулькамары услышим на форуме Магеррама Гусейнова — приглашенного солиста Мариинского театра из Санкт-Петербурга. В прошлом году этот певец покорил белорусскую публику. Он принимал участие в оперном форуме в сольном концерте Екатерины Семенчук, звезды мировой оперы. Кроме того, мы предоставили возможность режиссеру Оксане Волковой осуществить интереснейший проект «Большой театр: Москва — Минск. Молодые голоса», который по-своему отражает и традиции, и новации. По сути, в этом проекте встречается будущее двух театров и двух стран: России и Беларуси. Мы очень рады, что такое творческое взаимодействие стало возможным.

Татьяна - Елизавета Кулагина

А вот что говорил известный хореограф. Народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев:

— Так получилось, что я вот уже 52 года женат на оперном режиссере Маргарите Изворской-Елизарьевой. Поэтому оперная музыка самая любимая в нашей семье. Дети воспитаны на этой музыке. И я, как зритель, в силу семейных обстоятельств смотрю практически все оперные спектакли на протяжении многих лет. Стоит заметить, что развитие оперного искусства идет волнообразно, как и во всех сферах искусства, и во всех театрах. А вот форум — это что-то отдельное. Это та трибуна, на которой могут себя проявить как белорусские певцы, так и наши гости. Во многих судьбах — певческих, дирижерских, режиссерских — оперный форум сыграл вот уж как двенадцать раз огромную роль. У многих участников, я уверен, он остается в сердце на всю жизнь.

«Евгений Онегин», Московский музыкальный театр «Геликон-опера»

Открывался Рождественский форум спектаклем театра «Геликон-опера» «Евгений Онегин» Петра Чайковского. Белорусская публика впервые увидела эту постановку народного артиста России Дмитрия Бергмана. В московском театре о ней говорят как о самом авангардном и креативном спектакле. Аналога такой постановке, пожалуй, нет во всем мире, так как только в «Геликон-опера» воссоздали уникальный спектакль 1922 года великого театрального реформатора Константина Станиславского. Впрочем, не один к одному! Вот что говорил об этом проекте Дмитрий Бертман: «… наш «Евгений Онегин» — не мертвая реставрация, а скорее постановка по мотивам Станиславского; спектакль, в котором возрождаются его принципы работы и сохраняется внешний рисунок мизансцен. Наполнение этого рисунка будет идти по методу Станиславского, но уже сегодня». И вот опера — на минской сцене. Меморандум о сотрудничестве двух театров, по словам первого заместителя генерального директора «Геликон-оперы», заслуженного работника культуры России Владимира Горохова, приехавшего на форум, был подписан в сентябре. Тогда же   приняли решение показать «Евгения Онегина» в Минске, на сцене Большого театра Беларуси. Как сказал уважаемый гость, за 28 лет своей практики он еще ни разу не встретил менеджера, который бы так быстро организовал подобные гастроли. Он и пошутил: дескать, не обошлось тут без помощи сил небесных. Все сложилось стремительно и быстро, фактически за два месяца. Этот изысканный комплимент, как мы поняли, адресовался и Екатерине Дуловой, и, похоже, ей было приятно его слышать.

Мы увидели этот потрясающий спектакль, порадовались, что вместе с московскими гостями эту оперу «творили» и белорусы: безупречно исполняли музыку Петра Чайковского оркестранты Большого театра Беларуси. Помимо исполнителей ведущих партий и всех остальных, великолепны были артисты хора — тот самый знаменитый геликоновский «хор-де-балет». Как известно, Станиславский не относился к хору формально. Для каждого артиста хора был «прописан» в партитуре спектакля свой образ, своя биография. Благодаря чему хористы выглядели чрезвычайно колоритно. За дирижерским пультом в тот вечер был главный дирижер «Геликон-опера» Валерий Кирьянов. По его словам, уровень минского симфонического оркестра — высочайший, с музыкантами маэстро удалось найти контакт и полное взаимопонимание. Конечно, белорусская публика встречала и провожала москвичей овациями. Трепетно пела о своих глубоких чувствах к Онегину (Максим Перебейнос) Елизавета Кулагина: ее Татьяна была нежна, женственна и чувственна. Сестра Татьяны Ольга (Валентина Говер) предстала по-пушкински шаловливой, легкой, эмоциональной. Ее меццо-сопрано отнюдь не контрастировало с образом Ольги, напротив — добавляло новые к нему краски страстной молодой натуры. Хороши были и Онегин, и Ленский (Игорь Морозов). Замечу, все молодые солисты — лауреаты международных конкурсов. Обратили мы внимание и на магическую прозрачность и чистоту, свойственную музыке великого Петра Чайковского, которая, казалось, наполнила весь спектакль изнутри.

Второй «приглашенный» спектакль, прибывший на форум в полном составе, с оркестром — это «Шелковая лестница» Джоаккино Россини, опера-фарс Государственного театра оперы и балета «Астана Опера». Говорят, что это самый востребованный сегодня спектакль в Казахстане. Постановщик его Алла Симонишвили (Италия) вместе с исполнителями и художником из Италии (Манана Гуниа) подарила нам атмосферу радости и счастья. Дирижировал Руслан Баймурзин, кавалер Ордена «Курмет», дирижер театра «Астана Опера». Что интересно, этот сезон для Большого театра и «Астана Опера» — сезоны юбилейные. Правда, казахстанцам исполнилось 10 лет, а нашему театру — 90. Но, что называется, любой возраст хорош для высокого искусства оперы.

Сцена из спектакля «Шелковая лестница», «Астана Опера» (Казахстан)

Творческие силы Большого на форуме были представлены, как говорилось прежде, операми «Турандот» и «Любовный напиток», в которых пели приглашенные солисты. Сложнейшую партию Калафа исполнил солист, прекрасный драматический тенор «Геликон-опера» Иван Гынгазов. Оперный певец с белорусскими родовыми корнями ярко дебютировал на нашей сцене ровно год назад в опере Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (постановка Оксаны Волковой, она же и пригласила Ивана в Минск). На нынешнем форуме в партии Турандот успешно дебютировала молодая исполнительница Анастасия Малевич, лауреат международных конкурсов. Дирижировал спектаклем главный дирижер  и музыкальный руководитель Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета из Баку, друг Большого Эйюб Кулиев. Он очень гордится творческими связями своего театра с Большим театром Беларуси. К слову, совсем недавно в Баку побывал Дмитрий Шабетя, с успехом выступил в опере «Кармен». По словам Кулиева, в Баку обожают белорусских певцов — Оксану Волкову, Станислава Трифонова, Владимира Громова и других солистов. А Валентина Елизарьева там тепло и сердечно встречали в сентябре, отметили высшей наградой Азербайджана — орденом Гейдара Алиева. Это уже, заметим, не просто творческий обмен, а искренняя дружба и признание.

Сцена из спектакля «Турандот», Большой театр Беларуси. В центре - солист театра "Геликон-опера" Иван Гынгазов в роли Калафа

Оперу «Любовный напиток» на форуме публика воспринимала с восторгом. Легкая, яркая, веселая постановка Анны Моторной с приглашенным солистом Мариинского театра с мощным и красивым басом-баритоном Магеррамом Гусейновым в роли доктора-мошенника Дулькамара покорила зрителя.

Заметим, что тенденция приглашения исполнителей из театров других стран в спектакли Большого, а также белорусских солистов на другие сцены — давняя мировая традиция, которая обогащает как солистов, так и спектакли, в которых они поют. Образно говоря, подобные обмены что-то вроде живого эликсира, вливающегося в спектакли. Сколько таких примеров! Взять хотя бы Оксану Волкову, которая не раз пела в Нью-Йорке в «Метрополитен-опера». Кстати, как уже говорила Екатерина Дулова, Волкова осуществила проект форума «Молодые голоса», причем готовила его в то время, когда сама была приглашена петь в Большой театр России. Договориться по главным позициям тогда и удалось, а позже уточнялись детали. В результате на концерт из Москвы приехали пять молодых солистов, которые активно участвуют в репертуаре театра. Со стороны нашего Большого режиссер включила большее число исполнителей: ведь они — дома. Это и артисты репертуарные, продолжающие завоевывать любовь публики — Марта Данусевич, Тарас Присяжнюк, великолепный драматический тенор Дмитрий Шабетя. Поучаствовали в проекте только что присоединившиеся к театру совсем молодые  солисты — Дарья Горожанка, Андрей Селютин, Андрей Матюшонок. По словам Оксаны Волковой, такой концерт, стоит надеяться, положит начало доброй традиции, потому как без воспитания молодежи нет и будущего. На концерте звучали произведения, которые не идут на сцене Большого. Как говорила Оксана Волкова, это большой вызов и напряжение для оркестра: в короткий срок отрепетировать два концерта. Но, мы свидетели, отыграл он их безупречно. В первом отделении звучала легкая музыка Доницетти, Россини, Моцарта. Практически все молодые солисты захотели поработать с такой музыкой. Во втором отделении мы наслаждались свежестью и чистотой молодых голосов и музыкой итальянского и французского романтизма.

Сцена из спектакля «Любовный напиток», Большой театр Беларуси

В завершение скажу: каждый день, каждый вечер минского Рождественского оперного форума был праздником. В преддверии Нового года и Рождества, в объятиях снежной и морозной нынешней зимы традиционный подарок поклонникам оперного искусства от Большого театра был как нельзя кстати.

Валентина ЖДАНОВИЧ

Фото предоставлено Большим театром Беларуси.

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.