Вы здесь

При храме в Райце создали музей, батлейку и воскресную школу


Святая Варвара вернулась в Райцу.

Этот храм уникален своим архитектурным обликом в виде корабля, удивительной 200-летней историей существования с почти полным уничтожением, постепенным восстановлением и современными службами без колоколов. А еще он до сих пор хранит в себе тайны: вход в усыпальницу и подземный ход в бывший причтовый дом, или, как здесь говорят, нижнюю церковь. Нынешний настоятель храма Святой великомученицы Варвары отец Алексей ШИШКИР создал здесь музейное помещение, батлеечный театр с актерами-детьми и организовал воскресную школу, занятия которой часто проходят у него дома.


Настоятель храма Святой великомученицы Варвары отец Алексей ШИШКИР создал батлеечный театр.

Взрывали, сжигали, ремонтируют

Считается, что храм в Райце строился по образцу церкви на острове Святой Елены. Действительно, глядя на снимки обоих храмов, можно увидеть совпадения в зубчатых башнях, курантах, подпорных элементах, одинаковых формах окон.

Во время войны в алтарную часть храма попал снаряд. А когда немецкий снайпер с крыши церкви, откуда видно всю область, обстреливал советские войска, партизаны решили сжечь ее. Перед этим местным позволили вынести церковную утварь, иконы и другую утварь. Но все декоративные украшения, резьба, цветные витражи, фрески были уничтожены огнем. После храм потихоньку разрушался, а в 50-х годах обрушились своды. В 1959-м по приказу местных властей стены церкви были разрушены. С одной стороны стена обвалилась до каменного фундамента, с другой — была полностью разрушена.

В 2000-м храм понемногу стали восстанавливать, а в 2003-м — начались первые богослужения. Через десять лет здесь появился новый настоятель — отец Алексей. В то время молодой священник жил в Новогрудке, за 26 километров от Райцы, и на воскресные службы добирался автостопом, выезжая в шесть утра. Так он отслужил год. После перебрался в деревню в пяти километрах от Райцы и жил в холодном доме вместе с трехлетней дочерью Софией и матушкой, которая была на седьмом месяце. Потом год семья священника снимала жилье в Кореличах, где и родилась младшая дочь Аннушка. Дом в Райце отцу Алексею, который уже приобрел свое авто, дали только полтора года назад.

— Теперь всегда всех подбираю на трассе, так как помню, что такое ходить в морозы, — говорит он.

Отец Алексей мечтает когда-нибудь восстановить храм полностью, а пока сам косит траву вокруг, разбивает клумбы, оформил на себя кредит на окна для церкви, молится и верит в покровительство святой Варвары.

Храм Святой Варвары стоит на горе и словно витает в облаках.

Кости в усыпальнице и подземный ход

Отопления в храме не было никогда, так как он задумывался прежде всего как родовая усыпальница, сделанная в алтарной части. В усыпальницу снаружи можно попасть через три окна, которые сейчас заложили кирпичами, чтобы не лазили дети и животные. Существует вход в подвал и изнутри церкви, но его до сих пор не нашли.

— Года полтора назад я пытался расчистить подвал, однако пока это нереально, так как на 70—80% он засыпан мусором, а оказаться там можно только через эти небольшие окна, — рассказывает отец Алексей. — Там мы нашли остатки фигуры Богоматери, которая когда-то стояла на крыше храма, а среди мусора до сих пор находим человеческие кости — останки помещиков-владельцев. В стенах остались ниши, где стояли гробы. Сейчас их нет, так как в советское время дети катались на них с горки. А в конце 50-х один из школьников забрался через щель в стене в подвал. Учитель физкультуры, который искал его, рассказывал, что прошел по тоннелю метров 50, прежде чем нашел мальчика.

Настоятель надеется, что когда-нибудь удастся перезахоронить останки в нишах, — просто еще не пришло время для этого.

Ковчег с мощами Святой великомученицы Варвары.

Потолок на молитве и восстановлена ​​башня

Самая древняя часть храма — притвор, который не был разрушен. Здесь остался сводчатый оригинальный потолок с отверстием, через которое наверх поднимали колокола. Тогда они были такие громкие, что было слышно в семи километрах от Райцы вокруг. Куранты на башне, которые когда-то работали и даже били бой, сейчас — муляж.

— Разрушенную центральную часть храма восстановили не в том виде, как в старину. Пол был каменный с рисунком в виде креста, а не деревянный, как сейчас. Вместо сводов — деревянный потолок, — показывает отец Алексей внутреннее убранство храма. — Даже иконостас пока не закончен. То, что сейчас в храме, — это основа. Местный иконописец пишет иконы святых в полный рост, которые вставят в ниши. Пока там другие иконы. Сам иконостас будет украшен гипсовой лепкой, полуколоннами и другими декоративными элементами, а наверху появится крест.

Доделать иконостас нельзя, пока не сделают потолок. Сейчас это просто сайдинг, прибитый гвоздями к стропилам и балкам. Внутри церкви слышно, как по чердаку ходят голуби.

Иконостас будет доделываться.

Храм и сейчас выглядит красиво и убрано, а после ремонта, думается, засияет еще ярче.

— Потолок держится, наверное, на молитвах. В сильный ветер он ходуном ходит. Уже и падал кусок — его обратно прибили. По этой же причине не можем заняться и ремонтом стен. Когда прихожане спрашивают, когда у нас закончится ремонт, я утешаю их и говорю, что к моей пенсии он обязательно завершится, а священник идет на покой в ​​75 лет, я так и планирую, — и грустит, и шутит отец Алексей. — Когда я попал сюда впервые, храм был величественный, но весь какой-то обшарпанный снаружи и изнутри. Чтобы немного реабилитировать его, начал просить помощи во всех инстанциях. После того, как сделали фасад и сняли леса, видел, как люди останавливались впечатленные. Тогда они поверили, что храм оживает.

Кроме фасада в храме отремонтировали колокольню, на которой протекала крыша. Каждую весну талый снег стекал с башни и бег по внутренней стене храма. Священник Алексей Шишкир говорит, что с башней очень помог председатель местного СПК «Свитязянка» Владимир Головач:

— Пришел к нему посоветоваться, какой кирпич нужно покупать. А он меня в машину посадил, на склад привез и спрашивает «столько хватит»? И цементом помогает, и транспортом — все лето вот мусор строительный вывозили.

Крышу в башне перекрыли, оштукатурили нее внутри, обили зубцы жестью. Сейчас она готова принять колокола — пока службы проходят без них.

— Верю, что и колокола у нас появятся. А может, это будут билы — специальные пластины, которые были на Древней Руси раньше колокола. У них более мягкий и певучий звон. И будем мы единственными в Беларуси с билами, а звонить в них смогут все желающие, — мечтает настоятель.

Этот кусок древней кладки в церкви останется нетронутым даже после ремонта стен.

Двухэтажному зданию у подножия горы, на которой стоит храм, — тоже 200 лет. Это бывший причтевой дом, где жил сначала католический служитель, после — православный с семьей. В 1900-х годах здесь жили псаломщик и диакон. В конце 50-х — была школа, после библиотека. Потом в помещении хотели сделать бар или кафе, при том что буквально за несколько десятков метров отсюда кладбище. Местные попросили вернуть здание церкви, и его первый этаж переделали в храм, который в 1994 году освятили как храм Преображения Господня.

Сначала на втором этаже нижней церкви настоятель хотел сделать музей, однако, когда здесь начали делать ремонт, выяснилось, что все балки под потолком гнилые, пол под престолом — тоже. Начался капитальный ремонт: утепляются стены, потолок, заказаны новые окна, будет сделано отопление.

— Когда закончим к зиме, будем служить здесь, а в верхнем храме займемся потолком, — надеется священник.

На втором этаже здания он предполагает проводить занятия воскресной школы и утренники.

Весной, когда отец Алексей копал новую клумбу, он нашел плиту из родовой усыпальницы Раецких, где на польском языке написано «светлой памяти Барбары». Здесь же церковные документы, заполненные Александром Волосовичем, который в старину был священником храма.

Занятия для души

Школу, где сейчас занимается десять детишек, настоятель создал два года назад. До холодов учатся в небольшой комнатке при храме, где в летнее время крестят младенцев. А зимой дети дважды в неделю приходят домой к отцу Алексею.

— Мы раскладываем посреди комнаты большой стол и будто оказываемся в церковно-приходской школе, — смеется он. — Мы рисуем, лепим, готовимся к концертам, репетируем спектакли.

Батлеечный театр — тоже затея настоятеля. Батлейку делал местный мастер, кукол вручную шили и расписывали жители. Актеры, которым от 7 до 12 лет, сами водят персонажей под фонограмму своих голосов. Они выступают на утренниках в детских садах, в церкви на Рождество делали постановку для прихожан. На Пасху уже подготовили два спектакля. Отец Алексей старается делать так, чтобы им было интересно заниматься в школе:

— Я в детстве тоже посещал воскресную школу и, возвращаясь домой, рассказывал все, о чем узнавал, маме. Она говорила, что вместе со мной училась и что-то запоминала. Думаю, что сейчас и сердца родителей учеников нашей воскресной школы станут чуточку ближе к Богу.

Еще одно хорошее начинание священника — музейная комната, которую открыли в этом году в храме к его 200-летию. Пока она находится перед входом на башню, но с течением времени переедет выше — на место над входом в храм, где когда-то стоял хор певчих.

Древний стихарь диакона, который когда-то вел здесь службы, также нашел свое место в музее. Это одежда ручной работы с золотой нитью.

Части скульптуры Божией Матери: руки и стопы.

В музее собраны экспонаты, которые нашел настоятель. Это старые снимки храма и его владельцев, предметы церковного обихода: кадильница, молитвенник, церковная печать, лжица — ложечка для причастия, стихарь диакона, который когда-то вел здесь службы, — одежда ручной работы с золотой нитью.

Один из экспонатов — кусок изогнутого кирпича, обожженного по особой технологии и такой сильный, что его сложно разбить даже перфоратором по бетону.

— Благодаря их неровности, когда кирпичи клали друг к другу в своды, они хорошо держались. На некоторых сохранились даже отпечатки пальцев их производителя, — проводит для меня личную экскурсию настоятель.

Есть здесь и часть скульптуры Божьей Матери — точнее, куски камня с ее стопой и частью руки. Другие фрагменты, которые сложно опознать, лежат на улице, у стены храма. Восстановить фигуру уже невозможно.

Когда реставрировали иконостас, нашли каменный пол, небольшой фрагмент которого, не закрыт деревянными досками, сохранился в музее. Стоя на аккуратных красноватых квадратах, каждый из углов которых отделан крохотными серыми ромбиками, сложно поверить, что это не современное изображение, а 200-летняя кладка.

— Огромные камни, что остались в фундаменте храма, тащили сюда со всех окрестностей. Просто на месте обтесывали, а кладку замешивали на куриных яйцах. Та кладка желтоватого цвета сильнее современной. Фрагмент ее так и оставим на стене у музейной комнаты после ремонта, — говорит священник.

Обожженный по особой технологии до черноты кирпич изогнутой формы сложно разбить даже перфоратором по бетону.

На этом снимке 1910-х годов потомки Яна Зайки, архитектора, который строил храм, после чего ему дали прозвище «архитор». Так же стали называть его потомков. Крайний слева (с усами), полагают, его сын. Считается, что здесь есть и потомки владельца усадьбы Франциска Дунина-Раецкого, за счет которого и появился храм.

Радуга над храмом

1 июля праздник Варвара вернулась в свой храм — к 200-летию церкви по благословению архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия сюда передали часть мощей святой. После этого 40 дней служили молебны, чтобы выразить ей признательность за честь иметь такую ​​святыню. Теперь капсула с мощами находится в специальном ковчеге, изготовленном местным резчиком.

— Накануне на вечерней службе мы молились святой Варваре. Шел ливень с солнцем, после которого над храмом появилась радуга. На следующий день, когда мощи были уже в церкви, — тоже была радуга. Так что это особая милость для нас, — вспоминает отец Алексей. — Теперь прихожане обращаются к святой с самыми насущными проблемами и жизненными вопросами, и они решаются. Потом они приходят рассказать мне об этом.

К 200-летнему юбилею усердно готовились. Восстановили в первоначальном виде арку около нижней церкви. Отреставрировали также парадный вход, что находится с другой стороны и ведет к храму через старую липовую аллею. Раньше это были кованые ворота. Сейчас осталась лестница с двумя столбами, между которыми появился восстановленный герб Раецких.

Большой юбилей 19 августа праздновали с размахом — так многолюдно в церкви не было никогда. Вместе с Владыкой Гурием заложили памятную аллею из 13 туй. Перед храмом устроили программу для детей с играми, конкурсами, песнями и шоу мыльных пузырей. После состоялся литературно-музыкальный вечер на белорусском языке с песнями под гитару, стихами местных поэтов, звучала скрипка, цимбалы. Гости угощались чаем с именинный пирогом. Заключительный номер концерта — песня "Молитва за Беларусь" — стал напоминанием, что Беларусь — наша Родина, за которую мы должны молиться. Закончили шикарный праздник фейерверком. А на следующий день совершили Крестный ход с мощами святой Варвары по всем улочкам Райцы, заходили в дома.

Восстановленная арка возле бывшего причтовоо дома.

Такой простор и вид на Райцу и ее озера открывается с горы, на которой находится храм.

— Я хотел, чтобы праздник храма запомнился не только взрослым, но и детям. Моя задача сделать наш приход настоящей общиной. Хочу показать, что и в церкви и возле нее может быть интересно, — рассуждает настоятель. — Во время концерта небо начали затягивать черные тучи, в воздухе уже запахло дождем, разошелся ветер. Понимая, что сейчас начнется гроза, я мысленно стал просить святую Варвару помочь, чтобы гроза отклонилась от Райцы. Через несколько минут тучи разошлись, ветер утих. Позже я узнал, что не только я обращался к святой великомученице, — многие из гостей также просили у нее помощи. Этим Господь еще раз показал всем нам, насколько сильной и действенной бывает совместная молитва от всего сердца.

Священник уверен, что всеми чудесами храм обязан святой Варваре. «Это место под ее покровом, она уже здесь первейший руководитель в восстановлении церкви, а не я», — говорит он.

Так храм выглядит со стороны. Когда спилили несколько старых деревьев, что росли почти под стеной, она начала понемногу подсыхать. Ранее влага чуть ли не насквозь пронизывала храм с этой стороны.

Из жизнеописания святой Варвары: Родной отец Варвары отсек ей голову за то, что она не отказалась от Христа. Перед этим девушку пытали: водили голую по городу, избивали до полусмерти и бросали в темницу. Она молилась — и утром была без единой царапины. Люди видели это и говорили, что Иисус Христос — истинный Бог и переходили в христианство. Перед казнью Варвара молилась, чтобы Христос помогал людям, которые будут помнить ее и ее страдания. Господь явился ей и сказал, что ее молитвы услышаны и будет так, как она просит.

Ирина СИДОРОК

sіdarok@zvіazda.by

Название в газете: Храм без званоў

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.