Вы здесь

Как посол Румынии по Беларуси путешествует


Корреспондент «Звязды» совершил экскурсию «По местам Дунина-Марцинкевича», которую организовала компания «Куфэрак падарожжаў». В туристической группе был и Чрезвычайный и полномочный посол Румынии в Беларуси Виорел Мошану с супругой.

Надо сказать, в семье Мошану уже стало традиций отмечать день установления дипломатических отношений между Румынией и Беларусью (14 февраля) путешествиями по нашей стране. В прошлом году семья посла посетила музей Хаима Сутина в Смиловичах.


Княжеский дом под опекой колледжа

Первым объектом путешествия был усадебный дом Друцких-Любецких в поселке Новое поле. Друцкие – княжеский род русского происхождения, одна из ветвей Рюриковичей. В Беларуси его представители известны как польские чиновники высокого ранга. Князь Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий был министром финансов в Королевстве Польском. 

Усадебный дом Друцких-Любецких в Новом поле

Усадьбу в Новом поле Друцкие-Любецкие приобрели в начале XIX века, но жили преимущественно в столичных городах. В Новое поле приезжали два-три раза в год, чтобы проверить как обстоят дела в имении.

В конце века в аристократических кругах стало модно перебираться в загородные дома. Друцкие-Любецкие жили в своем поместье до 1920 года, а в 1921 году Новое поле стало территорий Советской Белоруссии. Усадебный дом Друцких-Любецких занял отряд пограничников, а княжеская семья была вынуждена переехать в Раков, который в то время был в составе Польши. Молодая княжна Кристина очень скучала по Новому полю и часто прогуливалась верхом на лошади к польско-белорусской границе, чтобы посмотреть на свой бывший дом. «Однажды советские пограничники схватили девушку, поиздевались над ней, а потом убили. Тело Кристины подбросили на территорию соседнего – Негорельского погранотряда. Наверное, будь Кристина обычной княжной, все бы сошло с рук. Но ее дядя Казимир занимал пост заместителя министра иностранных дел Польши, а молодой советской стране международный скандал не нужен был, – рассказывал Антон Астапович, председатель общественной организации «Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры», заместитель директора «Куфэрка падарожжаў». – В результате весь личный состав Негорельского погранотряда был расстрелян. У матери бедной девушки помутился рассудок, жизнь ее закончилась трагически». На кладбище в Ракове сохранилась часовня, в которой похоронена княжна Кристина Друцкая-Любецкая.

Осенью 1937 года в доме Друцких-Любецких располагались войска НКВД, а после Великой Отечественной войны здесь обосновался сельскохозяйственный техникум. Сегодня государственный аграрно-экономический колледж имеет типовое здание, но и старый княжеский дом на балансе учебного заведения, и благодаря этому он находится в неплохом состоянии.

Столица контрабандистов и родина Иды Розенталь

Наш следующий пункт — агрогородок Раков. Сначала туристы посетили небольшую криничку с часовенкой. Если верить легенде, вода здесь чудотворная. Говорят, слепому старцу пришла во сне Богоматерь и указала место, где есть источник воды. Там выкопали криничку, старик умылся и прозрел. К источнику часто приезжают минчане. 

Раков. Спасо-Преображенская церковь

Сейчас Раков — агрогородок, а когда-то это был большой город, в котором работали мануфактуры, лесопилка, кирпичный завод, водяные мельницы, гончарные мастерские. Да что говорить! Раков имел Магдебургское право!

С 1921 по 1939 год советско-польская граница проходила недалеко от Ракова. Тогда город превратился в столицу контрабандистов. Здесь золото меняли на промтовары, а в 94(!) ресторанах играли музыканты. Чтобы узнать о жизни города в то время, советуем почитать роман Сергея Песецкого «Любовник Большой Медведицы». Автор и сам был контрабандистом и агентом нескольких спецслужб одновременно. Но в тюрьме оказался за разбой. Там он начал писать литературные произведения. Благодаря упомянутому роману, Сергея Песецкого досрочно освободили из тюрьмы, а в 1938 году даже номинировали на Нобелевскую премию по литературе.

Еще одна легендарная персона – Ида Розенталь принесла Ракову мировую славу. В 1930-х годах женщина была уже в эмиграции в Америке и организовала там предприятие по пошиву бюстгальтеров. Именно она является создательницей этого атрибута женского белья в привычном нам виде.

Теперь в Ракове можно пройтись по следам контрабандистов, увидеть прекрасный неоготический костел Божией Матери Ружанцовой и Святого Доминика. Сохранилась в Ракове и Спасо-Преображенская церковь. Здесь есть католическое, православное и еврейское кладбища. До Великой Отечественной войны в местечке проживало около 1000 евреев, в 1942 году все они были уничтожены в гетто.

Раков и сегодня довольно интересное место, в котором удивительным образом сохраняется старосветский дух. Тут проводится много культурных мероприятий, например, «Раковский фэст».

Драматург, чиновник и фальсификатор

Имя Винцента Дунина-Марцинкевича мы помним по школьным урокам литературы: он был автором первой белорусской оперы «Идиллия». Но мало кому известно, что известный драматург вел тайную деятельность: будучи чиновником, он хорошо зарабатывал тем, что подделывал документы на привилегии местной знати. Подделка документов после разделов Речи Посполитой, восстания 1830-31 годов была в определенном смысле вынужденным делом. Документы терялись, а российские власти требовали подтверждать принадлежность рода к дворянству. Получить документы из Департамента Герольдии в Санкт-Петербурге – трудно и очень дорого. Проще заказать местному умельцу комплект документов. Кстати, эта услуга хороших денег стоила. Винцент Дунин-Марцинкевич долгое время жил в деревне Малая Люцинка, а похоронен в Подневичах. Там его могила рядом с часовней-усыпальницей рода Жабровских. 

Надя и Виорел Мошану

– Интересная история, – сказал Виорел Мошану. – Вообще, очень познавательная поездка. Хорошо знать страну пребывания – это обязанность дипломата. А наша семья любит путешествовать, знакомиться с новыми местами, поэтому очень рад, что нашли время на экскурсию.

А я воспользовалась возможностью поговорить с послом о румынско-белорусском гуманитарном сотрудничестве.

 – Нам очень интересны такие проекты, в которых возможно участие двух сторон. Могу сказать, что Государственная академия музыки, Минский государственный музыкальный колледж имени М.И. Глинки, Центр Марка Шагала в Витебске, Белорусский государственный молодежный театр, Музей истории Минска, галерея Михаила Савицкого, Белгосфилармония и Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» – наши хорошие партнеры, – поделился Виорел Мошану. – Мы гордимся сотрудничеством в сфере литературы. Впервые в вашей стране был издан сборник стихов румынского национального поэта Михая Эминэску на белорусском языке, а журнал «Полымя» посвятил прошлогодний ноябрьский номер современным румынским поэтам и прозаикам.

Сейчас мы готовимся впервые принять участие в Международной книжной выставке в Минске. Наше Посольство в основном экспонирует книги по искусству и музыке. Жемчужинами экспозиции будут коллекции книг, посвященных исследованию творчества всемирно известного скульптора румынского происхождения Константина Брынкуша; нотные тетради классика румынской композиторской школы, одного из крупнейших музыкантов первой половины XX века, Джордже Энеску; а также поэзия румынского национального поэта Михая Эминеску в переводе на белорусский язык. Во время работы выставки мы пригласим всех посетителей на праздник Мэрцишор, который внесен в список объектов культурного нематериального наследия ЮНЕСКО. Мэрцишор – это самобытная народная традиция, которая в разных интерпретациях объединяет добрую половину всего балканского мира. В первый день весны миниатюрные красно-белые бутоньерки дарят друг другу жители этих стран, а мы с удовольствием включим в этот круг и белорусов. 

Красный и белый костелы

Ивенец. Красный костел

Далее наш путь следует в райцентр Ивенец. Здесь мы останавливаемся возле костела святого Алексея. Это имя кажется непривычным для католиков. Костел назвали в честь сына российского императора Николая II, который дал в 1904 году разрешение на строительство храма. Построили красный костел в стиле неоготики, освятили в 1907 году. По словам Антона Астаповича, в Беларуси в 1946-49 годах власти активно закрывали костелы. Шедевры архитектуры приспосабливали под складские и промышленные помещения. Хорошо сохранились лишь те, которые использовались в гуманитарных целях. Так, в красном ивенецком костеле с 1949 по 1990 год было книгохранилище библиотеки имени Ленина. Впервые Антон Астапович побывал в помещении костела в конце 80-х годов и говорит, что его очень впечатлили книжные стеллажи, высота которых доходила до башен. В 1991 году костел вернули прихожанам.

Еще одно украшение Ивенца – белый костел, построенный в первой половине XVIII века. Здесь же была и обитель францисканцев. После восстания Кастуся Калиновского здание костела передали православной церкви. В 1920 году снова католики стали хозяевами святыни. После Второй мировой войны в костеле была заготовительная контора и магазин. 

Ивенец. Белый костел

Сейчас здесь действует небольшой монастырь францисканцев. Територия благоустроена, есть небольшой зоопарк, детская и спортивная площадки и кофейня «У францисканцев». Белый храм в Ивенце — центр духовной жизни, местный ксендз устраивает музыкальный фестиваль, работает с детской общиной скаутов.

Ксендзы отдали жизни за парафиян

Наша последняя остановка – деревня Першаи. Здесь главная достопримечательность – костел святого Юрия. Это относительно новое здание, костел был освящен в 1933 году. 

Деревня Першаи. Могила ксендзов Ахиллеса и Германа

«В 1943 году в этих местах немецко-фашистские захватчики провели большую карательную операцию «Герман», во время которой погибло 15 тысяч человек, – рассказывал Антон Астапович. – В планах оккупантов был расстрел 150 заложников – жителей деревни Першаи. Узнав об этом, местные ксендзы Иосиф Ахиллес Пухала и Кароль Герман Стемпень предложили карателям свои жизни в обмен на жизни прихожан. Ксендзы приняли мученическую смерть, фашисты их пытали, потом расстреляли и подожгли тела. Каратели сдержали обещание: сельчан не убили, а отправили в Германию на принудительные работы. После войны все жители деревни вернулись домой. Они нашли место гибели ксендзов около соседней деревни Боровиковщина и похоронили их останки возле костела. В июне 1999 года Папа римский Иоанн Павел II объявил благословенными першайских ксендзов Ахиллеса и Германа.

Антон Астапович на фоне усыпальницы рода Жабровских

По дороге в Минск спросила у Виорела и Нади Мошану, понравилось ли им путешествие.

– В Беларуси есть очень популярные туристические объекты, на которые приглашают иностранцев. Это очень интересно, но там прием делегаций – это привычная работа людей и они хорошо выполняют ее. Именно в таких неформальных поездках есть возможность больше узнать о стране, – сказал Виорел Мошану. – Ваша страна имеет богатую и интересную историю, по понятным причинам в определенное время многое не популяризовалось. Но теперь, когда есть возможность больше узнать и увидеть, люди разного возраста едут в такие путешествия, и это очень хорошо.

Оксана ЯНОВСКАЯ, фото автора

уаnоvskауа@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.