Вы здесь

Анастасия Зезюлькина: У меня своя методика выбора хода


Чемпионат страны по шахматам в этом году прошел в новом формате, турнир состоялся в стенах Национального исторического музея. Его триумфатором стала Анастасия Зезюлькина: она без особых трудностей завоевала звание чемпионки Беларуси и подтвердила свой статус самой титулованной шахматистки в стране. О том, как удается сохранять концентрацию на протяжении партии в три-четыре часа, что запрещено спортсменам в это время и как все начиналось для Анастасии в спорте, она рассказала в своем интервью.


— Анастасия, действительно многое изменилось в формате проведения чемпионата?

— Да, во-первых, у девушек увеличилось число туров, раньше их было меньше, чем у парней. Во-вторых, организаторы сделали общее для всех открытие и закрытие, из-за этого изменилась атмосфера турнира, она стала более деловая. Ну и место проведения чемпионата, конечно, повлияло. Ранее помещения были такие, что иногда играли в куртках (потому что было холодно), а теперь установили дресс-код, игроки должны были придерживаться делового стиля.

— На других турнирах организаторы также предъявляют определенные требования к форме одежды?

— Да, они где-то прописаны, но по факту за этим никто не следит. Придраться могут только к головному убору, это обусловлено тем, что некоторые игроки пытаются схитрить и использовать запрещенные электронные устройства, например наушники, для подсказок. Теперь с этим ведется серьезная борьба, потому что технологии идут вперед и уследить становится все сложнее.

— Штрафные санкции игрокам предъявляют?

— Да, обычно за опоздания. Если оно составляет менее 10 минут, то можно просто оплатить штраф и играть, а вот если более, то шахматисту засчитывают техническое поражение.

— Судя по январскому чемпионату страны, конкуренция в шахматах в Беларуси сегодня высокая?

— Можно сказать точно, что этот вид спорта у нас развивается, в федерацию пришли люди, которые много делают для популяризации шахмат. Что касается чемпионата, думала, что конкуренция будет выше, но получилось так, что я заранее обеспечила себе первое место. Кажется, не все показали максимум своих возможностей. Все-таки, главный старт — Всемирная шахматная олимпиада — будет только осенью, а перед чемпионатом страны каждый готовился по своей программе. У спортсменов было не так много практики, последний сбор состоялся пару месяцев назад, это повлияло на уровень игры.

— Вы стали самым молодым гроссмейстером среди девушек в истории отечественных шахмат...

— Это было уже давно, я даже не помню когда. Женского мастера я могла получить в лет 8-9, тогда была третьей на чемпионате мира для участников до 10 лет, этого результата было достаточно. Но мы не успели подать документы, и я его не получила. С одной стороны, плохо, а с другой — хорошо, потому что был стимул работать дальше. Помню, как-то мне не хватило всего лишь половины очка для женского международного мастера, но зато через турнир — второй я перевыполнила гроссмейстерскую норму.

Сейчас не достигла только звания мужского международного гроссмейстера, пока у меня нет нужного количества баллов и рейтинга. Чтобы его набрать, надо играть в сильных турнирах, где выступают участники со званиями, а у нас их не так много.

— В Беларуси есть девушки, которые имеют такие высокие звания?

— Нет, пока нет.

— Насколько сложно играть против мужчин?

— Наверное, им против нас играть сложнее. Ведь девушка понимает, что в принципе она не сильнее, и если проигрывает, то не очень расстроится, а если выиграет, то это большое достижение. А вот мужчинам проигрывать девушкам обычно всегда стыдно.

В плане игры у мужчин больше концентрации, усидчивости, опыта, потому что конкуренция, как правило, у них выше. Есть всего несколько женщин, которые способны на равных бороться с мужчинами.

— Многие считают, что в шахматах не нужна физическая подготовка...

— И ошибаются. Неподготовленный человек не сможет сыграть партию, которая в среднем длится четыре часа, плюс пару часов идет на приготовление. И так в течение не дня-двух, а десяти, например. Это огромная нагрузка. Что касается меня, то недорабатываю в плане физической подготовки. Иногда бегаю, люблю велопрогулки и играть в настольный теннис. Силовых занятий у нас нет, но физическую форму поддерживать надо, чтобы сохранять концентрацию и работать иногда «через не могу».

— Как у вас обычно проходит подготовка к игре?

— Надо посмотреть и изучить партию соперника, первые ходы мы можем предвидеть заранее, поэтому можно продумать, чем удивить игрока напротив. Также готовимся с помощью компьютера и аналитических модулей. В целом перед игрой нужно пройтись, отдохнуть, ничем себя не загружать. Даже когда была маленькая, пропускала школу в дни турниров. Это, кстати, огромная ошибка многих родителей, если они считают, что ребенок должен выдержать и школу, и соревнования. Невозможно отдавать все силы двум занятиям.

— Что разрешено делать во время шахматной партии?

— Игра может продолжаться очень долго, можно перекусить, выпить чаю, кофе. Я в это время предпочитаю сладкое, надо же как-то пополнять энергию. А вообще, шахматисту нужно находиться в определенной игровой зоне, иногда можно выйти в зону для курения (я не курю) и туалет.  Нельзя ни с кем разговаривать, только с соперником, и то фразами вроде «поправляю», если нужно поправить фигуру, которая плохо стоит, или предложить ничью.

— Если вернуться в детство, как начинался путь в спорте?

— Мои родители в свое время познакомились именно на шахматах, поэтому получается, что у нас шахматная семья. Бабушки, дедушки, прадед тоже играли, дядя международный гроссмейстер. Родители не хотели учить меня шахматам, это сделал дедушка. Как, все играют, а я нет? Папа посмотрел на это и решил, что надо отвести меня в шахматную школу, чтобы я сыграла с кем-нибудь из детей и можно было бы посмотреть на мой уровень. Я пришла и сразу обыграла мальчика, который занимался уже два года. На тот момент мне было около шести. Отдали тренеру, но, когда папа заглянул на тренировку и увидел, что там столько людей, что уделить внимание каждому невозможно, решил заниматься со мной сам. Для этого бросил бизнес. За месяц у меня набегало 90 часов занятий, получается три часа в день. Есть даже фотографии, где я сижу за доской и плачу.

— В школе тоже были успешной ученицей?

— В шахматы я играла хорошо за счет большого труда и логики, которую во мне развивал тренер. Принцип в том, чтобы ты тратила не очень много времени, но — качественно. Плюс у меня есть своя методика выбора хода: сразу отсеиваются те, которые нелогичны, и выбираются наиболее оптимальные. Это помогало в школе: то, что не нужно, я не запоминала, пропускала, а вот в суть вопроса пыталась вникнуть, чтобы на одном примере понять принцип многого. Это работало, школу я закончила с золотой медалью.

— Потом поступили в БГУФК...

— Да, теперь уже на последнем курсе, осваиваю специальность «Менеджер в спорте», вообще, хотела выбрать спортивную психологию, мне было это интересно и для себя, и для того, чтобы работать тренером. Но на этом отделении можно было учиться только на дневном, а у меня нет времени. С родителями открыли Академию шахмат, мне хотелось тренировать. Растим маленьких вундеркиндов, у многих уже есть успехи, дети становятся чемпионами мира и Европы в своих возрастных группах.

— А какая вы за пределами тренерской деятельности?

— Эмоциональная. В шахматах это не проявляется, так как не принято, чтобы спортсмен выражал эмоции, а в жизни я даю им свободу. Если мне что-то нравится, то это реально нравится, когда за что-то переживаю, то это тоже видно. Печально смотреть на людей, у которых непроницаемое лицо или плывущих по течению. Я открытый, честный человек, мне врать очень сложно, зачастую могу сказать то, что реально думаю, хотя кому-то это может быть не очень приятно.

— Чем увлекаетесь вне рабочего времени?

— Хобби много, одно из последних — фотография. Выступаю как в роли модели, так и собственно фотографа. Единственная проблема — не очень хочется обрабатывать снимки, это требует времени и влияет на зрение, а шахматистам оно нужно.

— Что в ваших планах?

— Все стремительно меняется, главный мой план и принцип — не стоять на месте, а постоянно двигаться вперед. Есть такая фраза: если тебе плохо — изменись, чтобы стало хорошо, а когда тебе хорошо, изменись, чтобы не стало плохо или стало еще лучше. Я хочу постоянно совершенствоваться, работать над собой в различных направлениях. Классный фильм «Всегда говори «Да», кое-что из него можно взять. Например, то, что всегда нужно открываться новому, и тогда рядом появятся новые люди, книги, возможности.

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.