Вы здесь

Регистрация недвижимости по новым правилам


Авторизованные посредники, сокращены сроки и экстерриториальность.

Сберечь время, избежать неточностей и упростить процесс регистрации — все это изменения в Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Нововведения вступили в силу буквально вчера, ровно через 16 лет после появления самого закона. В новой редакции, например, вводится понятие «электронная копия документа на бумажном носителе», меняется определение «изменение границы земельного участка», уточняются требования о необходимости легализовать, переводить на белорусский или русский язык и заверять у нотариуса документы по регистрации, которые были составлены за рубежом. «Звязда» разобралась в нюансах, которые заинтересуют и сегодняшних, и потенциальных собственников недвижимости.


Имущественные поверенные

Как говорят специалисты, изменения обусловлены общими тенденциями в белорусском законодательстве, касающихся развития цифровых и информационных технологий, а также развития предпринимательской инициативы вместе с дебюрократизацией.

Одно из самых значительных нововведений закона — появление института авторизованных посредников, которое даст гражданам и юридическим лицам дополнительные возможности. Эти субъекты возьмут на себя заботы по подготовке документов для регистрации. Человеку не придется получать документы на недвижимость, обращаться к регистратору, еще раз идти в БТИ, стоять в очередях, ходить оплачивать услуги...

Хотя, как и раньше, регистрировать недвижимость будут уполномоченные на это регистраторы организаций по недвижимости, авторизованные посредники смогут заниматься некоторыми другими, связанными с процедурой действиями. Например, составлять заявление о государственной регистрации, готовить документ о внесении отметок и исправлений в регистр недвижимости, собирать другие официальные бумаги, делать их копии, направлять бумаги регистратору.

Быть посредником могут субъекты, которые наиболее часто работают с недвижимостью: нотариусы, адвокаты, риелторы и даже застройщики.

— Чтобы зарегистрировать, например, получение права на недвижимость, должны быть документы, которые станут основанием для этого. Та же справка от застройщика о принадлежности человеку квартиры. Став посредниками, соответствующие организации смогут сразу оказывать гражданам комплексную услугу, — пояснил юрист Сергей Елисеев. — Путем электронного взаимодействия они направят нужные бумаги регистратору и отдадут человеку готовый документ о регистрации. Это выгодно всем. Человек не потеряет время, минуя все инстанции, регистраторы вздохнут легче, так как у них очень большая загруженность, особенно в столице. А посредник сможет таким образом заработать дополнительные деньги.

Цену на посреднические услуги, по мнению эксперта, будут определять сами посредники, однако вряд ли это будут очень большие суммы. Деятельность авторизованных посредников и, возможно, в том числе и стоимость услуг, будет регламентироваться соответствующей инструкцией Государственного комитета по имуществу Беларуси.

Свидетельствуешь — где живешь, регистрируешь — где приобрел дом

Экстерриториальность — еще одно нововведение Закона. С 22 июля заверять документы о сделке с недвижимостью, которые нужны для регистрации, можно в любой организации по государственной регистрации недвижимости по желанию человека, а не как раньше — только в организации по месту нахождения недвижимости. А вот регистрировать ее по-прежнему нужно только в регистрирующих органах по месту нахождения имущества.

— Если минчанин приобретает квартиру, например, в Витебске, он вместе с продавцом может пойти к регистратору в столице и засвидетельствовать договор покупки. А уже потом отправить его регистратору в Витебске. Это можно сделать самостоятельно или заказать дополнительную услугу в той же организации, где засвидетельствовали договор покупки. И столичный регистратор направит документ регистратору в Витебске. Это экономит и время, и деньги, так как человеку не нужно самому выезжать по месту нахождения дома, и он не столкнется с тем, что регистрационное бюро вдруг будет закрыто. В маленьких городках оно может работать вообще раз в неделю, — подчеркнул плюсы экстерриториальности юрист. — Эта норма полезна именно обычным гражданам. Субъектам хозяйствования, которые проводят сделки с недвижимостью, в принципе не нужно было свидетельствовать договоры, а только регистрировать их.

Кроме того, на документах для государственной регистрации сделки с недвижимостью, которая заключается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и государственными органами, печать теперь вообще не нужна. Такое решение, наверное, связано с Декретом Президента № 7 «О развитии предпринимательства», позволяющему субъектам хозяйствования не использовать печати, считают эксперты.

Пять дней вместо недели

Меняются также сроки процедуры регистрации. С 22 июля регистрировать недвижимость будут в течение пяти рабочих дней со дня приема документов. До этого регистрация могла происходить в течение семи рабочих дней со дня подачи документов. Как и прежде, ускоренно за дополнительную плату сделать это можно за два дня, а срочно — за день.

Изменилось и время для представления дополнительных сведений государственными органами и иными госорганизациями, необходимых для деятельности регистраторов.

— Срок ответа на этот запрос в настоящее время составляет пять рабочих дней вместо семи календарных, — добавил юрист.

Чтобы точно понять действие этих и других нововведений закона, лучше все же консультироваться со специалистами, так как какие-то отдельные моменты самостоятельно в документе можно и не заметить.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.