Вы здесь

Дело о восемнадцати. Национальный конкурс «Лістапада» сдает позиции


Национальный конкурс международного кинофестиваля «Лістапад» уже который год собирает для зрителей лучшее, что было создано белорусскими авторами в стране и за ее пределами. В этом году к полноте картины возникли вопросы: куцая программа, лишенная нескольких работ — сначала из-за вмешательства Министерства культуры, потом из-за реакции режиссеров, — вместила в себя 18 фильмов. Мы уже привыкли оценивать, есть у отечественного кинематографа надежда или нет, именно по программе Национального конкурса, потому в этот раз остались со смешанными чувствами. То ли надежды нет, то ли она где-то прячется. По крайней мере, самой приятной и ровно позитивной частью оказалось анимация, а что с остальным белорусском кино — лучше, наверное, не думать.


Кадр из фильма «Песни для Кита».В контексте

Национальный конкурс и в прошлые годы обнажал незрелость или даже застой белорусского кинематографа. Продукт «монополиста» Национальной киностудии «Беларусьфильм» по известным причинам (из-за сомнительного качества) даже со всеми бюджетными деньгами попадал сюда редко (если не брать в расчет анимацию). Независимые авторы, снимая за свой счет, предлагали в основном первые шаги и короткий метр — зато по их разнообразию можно было увидеть направление мыслей и сферу интересов.

Единичные сильные авторы становились исключением, к тому же указывали, как и в этом году, на многозначительную и, наверное, печальную тенденцию: часто достойные внимания работы предлагали беларусы, которые учатся, живут, работают за рубежом.

Но через конкурс был виден некий «движ», развитие, присутствие сильных авторов, желание молодых людей пользоваться технологиями и через упрощение процесса создания кино быть к нему причастными.

В этом году Национальный конкурс оказался разочаровывающим. Во-первых, из-за самой программы, которая просигнализировала о стагнации отечественного кинематографа, как никогда ранее (хотя надо признать, документальная часть была лишена работ, с которыми образ Нацконкурса выглядел бы более положительным). Во-вторых, из-за скандала вокруг того, что Министерство культуры решило последнее слово о составе программы оставлять за собой без участия представителей дирекции кинофестиваля. Образ надежной площадки, которой до сих пор представлялся Национальный конкурс «Лістапада», пошатнулся. Но что-то стоящее на большой экран все же попало.

Документалистика

В продолжение темы печальных тенденций: лучшим фильмом документальной части конкурса национального кино стала работа беларуса из России. Руслан Федотов является одним из авторов любимой нами «Саламанки» про меннонитов в Мексике, которая в свое время получила награду «Лістапада» и других фестивалей. На этот раз он выступил со своей работой «Песни для Кита» про бездомную и непосредственную женщину, которая любит плюшевые игрушки, может перелезть через изгородь и покрасить волосы в общественной уборной. Картина, снятая под воздействием школы Марина Разбежкиной, предложила зрителям настоящую живую документалистику, судя и по фактуре, и по способу съемки.

Интересно, как бы распределились награды, если бы Национальный конкурс не потерял важных документальных «бойцов», потому что в таком случае конкуренты у Руслана Федотова были бы непростые.

Можно по инерции выделить работу известного белорусского документалиста Галины Адамович «Наши дети» о родителях, в том числе актрису Анну Хитрик, воспитывающих «необычных» детей. Но надо признать, что благородство темы и профессионализм здесь перекрывают искусство, а фильм в итоге становится социально значимым — и только.

Полный метр в документалистике был представлен также неоднозначной работой Александра Свищенкова «Моя Германия». Ее герой, житель Беларуси, гордится тем, что является этническим немцем, хотя на самом деле оказывается обычным дедом-мещанином. Режиссер отдал его рассуждениям и обидам столько места, что даже непонятно — то ли он намеренно дал своему герою свободу, чтобы тот себя обесславил, то ли он не справился с давлением. Картина получилась увлекательной, но выпущенной из-под контроля. Как и Нацконкурс в целом.

Игровое кино

Бесспорно, из шести картин выделяется хит «Хрусталь» Дарьи Жук, которому, казалось бы, в Беларуси сегодня нет конкурентов, так как за ним больший бюджет, копродукция четырех стран, фестивальная судьба и награды, относительно хороший прокат, резонанс в СМИ и выдвижение на соискание премии «Оскар» от Беларуси.

Кстати, несмотря на то, что фильм долго шел в прокате, не только в Минске, но и в других городах, его показы во время «Лістапада» собрали полные залы. Лента — только напоминаю — возвращает нас в 90-е и рассказывает историю диджея Вели, которая мечтает уехать в Чикаго. С какой-то точки зрения «Хрусталь» в конкурсе действительно выглядит странно, так как по производственной силе он намного презентабельнее других картин. 

Поэтому и было интересно услышать решение международного жюри, которое в качестве победителя игровой части Национального конкурса выбрало короткометражный и не такой представительный в плане масштаба, зато профессиональный, проблемный и стильный фильм «Дочь» беларуски из Польши Мары Тамкович. По сюжету отец находит в ванной дочь, которая хотела покончить жизнь самоубийством из-за беременности после изнасилования. В попытках добиться справедливости отцу противостоит буквально весь мир, поэтому в конце концов, не найдя понимания у официального блока, главный герой мстит насильнику своими силами.

Вошел в конкурс и альманах «Беларусьфильма» «Война. Остаться человеком». Это второй подобный проект киностудии — после сборника «Мы», в котором дебютировало несколько молодых авторов. Практику было решено продолжить и на этот раз затронуть тему войны. Предполагалось, наверное, что молодые голоса скажут что-то новое в традиционной для «Беларусьфильма» сфере. Альманах получился разным: с точки зрения профессиональной ровности выделяются новеллы Митрия Семенова-Алейникова и Игоря Васильева, тривиальный сюжет с сантиментами о звездах воплотился в короткометражке Дмитрия Федоровича, вариация о земном и неземном мирах на фоне Великой Отечественной войны получилась у Екатерины Тарасовой. Некоторые работы здесь определяются словом «дебют» в худшем смысле. Зато новелла «Франка» Семенова-Алейникова получила диплом «За отличное визуальное решение». Больше работы киностудии в отобранную игровую программу не вошли ни в каком виде.

Анимация

Самая теплая, образная и красивая часть Национального конкурса — это анимация, представленная в том числе работами «Беларусьфильма». Единственная сфера, в которой ты просто наслаждаешься цветом, образами и какой-то чистотой. Да, есть тут определенный диктат «жанра», когда работы сделаны в образовательном направлении для детей, разбиваются на части, будто учебник, завершаются традиционной моралью. Но визуальные решения, которыми здесь достигаются цели, и какая-то неамбициозность топят льды Арктики.

Лучшей в анимации стала картина «Лагодны воўк» Натальи Дарвиной — сюжетик о все время голодном волке, который жалеет зверьков и спасает их из ловушек. Изгнанный из стаи, он засел в своем домике с заготовленными травами для заваривания чая и в каком-то порыве украл ягненка, но и его не смог съесть, а только окружил гостеприимством. В результате хозяин ягненка забрал доброго волка к себе, накормил его блинами и назвал вместо голодного «лагодным».

Отдельный диплом получил аниматор Игорь Волчек, он так и называется: «Игорю Волчеку — за изящество и поэтичность его творчества». В этом году в конкурсе режиссер участвовал с фильмом «Волчишко» (сплошные волки на этот раз), главный персонаж которого — собственно волчишко — остался один в страшном лесу, потом попал в безопасный человеческий дом, но все равно сбежал обратно.

Постскриптум

Судя по сегодняшнему положению вещей, Национальному конкурсу очень важно вернуть предыдущий принцип отбора и дать понять, как кинематографистам, так и публике, что его программа формируется дирекцией не только в начале, но и на финальном этапе тоже. Чтобы важная функция этой площадки — в белорусском пространстве на самом деле исключительной — никогда больше не нивелировалась. 

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

В мире

Почему Дональд Трамп захотел приобрести Гренландию?

Почему Дональд Трамп захотел приобрести Гренландию?

Сейчас эта автономная территория входит в состав Королевства Дания

Общество

Рассказываем, как организована медпомощь в Поставах

Рассказываем, как организована медпомощь в Поставах

Самом отдаленном от областного центра районе страны.

Общество

Школы Гомельщины прошли проверку на готовность к учебному году

Школы Гомельщины прошли проверку на готовность к учебному году

В этом году в дошкольные учреждения района придет 2700 малышей.