Вы здесь

Смотрим фильм, который объясняет, почему в США сегодня важны именно жизни черных


Продолжительные массовые волнения в США, спровоцированные смертью Джорджа Флойда, стали главной новостью последнего времени. Действия полицейских не впервые оборачиваются трагедией для представителей черного населения Соединенных Штатов и не впервые вызывают резонанс и протесты, но мы являемся свидетелями гнева действительно впечатляющих масштабов.


Чтобы понять, почему смерть Флойда в конце концов вызвала такую реакцию и почему на выражение Black Lіves Matter, то есть «Жизни черных важны», сегодня некорректно отвечать All Lіves Matter, что значит «Все жизни важны», можно посмотреть документальную картину «Тринадцатая» режиссера Авы ДюВерней.

Фильм 2016 года — он был номинирован на премию «Оскар» — содержит в себе кадры несправедливых убийств полицейскими чернокожих, например, во время остановки за разбитый габаритник. Приводит он и запись 2014-го, на которой умирает Эрик Гарнер, тоже от удушающего приема правоохранителей и тоже, как в случае с Флойдом, со словами «Я не могу дышать».

Но в «Тринадцатой» эти примеры даются напоследок, как результат или вершина айсберга — главным образом картина Авы ДюВерней цепочкой монологов, десятками голосов, документальными кадрами, архивами телевидения, впечатляющей статистикой показывает, что отмененное в 1865 году рабство не исчезло, а лишь приняло другую форму. В своей работе режиссерка представляет основательное исследование, где берет самую что ни есть широкую перспективу и показывает, насколько вездесущие явления пронизывают современное общество Соединенных Штатов и проявляются в, можно сказать, неизбежных смертях.

«Я постоянно слышу: «И как только люди могли мириться с рабством, как они могли терпеть такое положение вещей, как они могли отправляться смотреть суды Линча и принимать в них участие, как они могли находить разумной сегрегацию? Это немыслимо, если бы мне пришлось жить в такое время, я не стал бы с этим мириться». Но посмотрим правде в глаза — в такое время мы и живем», — говорит один из спикеров «Тринадцатой» и, собственно, очерчивает суть фильма.

Картина названа в честь соответствующей поправки к Конституции США, которая в 1865 году в результате Гражданской войны между Севером и Югом запретила рабство и принудительный труд. С одной, правда, оговоркой — поправка не распространяется на осужденных за преступления, иными словами, свободны все кроме заключенных.

Лента с самого момента отмены рабства последовательно следит за тем, как лазейка в тринадцатой поправке сознательно использовалась руководством Соединенных Штатов и как страдали от нее именно афроамериканцы. Как сразу после отмены рабства на юге подскочило количество заключенных, ведь нужно было отстраивать экономику. Как Ричард Никсон начал кампанию по борьбе с наркотиками, во время которой сотни тысяч людей сели в тюрьму просто за наличие при себе марихуаны. Конечно, так легко за решетку попадали именно черные. Как на население черных районов будто «обрушилась коса» во время правления Рейгана. И так далее. В результате среди заключенных в современных американских тюрьмах — сорок процентов чернокожих мужчин, хотя они составляют лишь шесть с половиной процента от населения Соединенных Штатов. Эти факты в сопровождении множества деталей и дополнений объяснят, что здесь подразумевается под трансформированным рабством.

«Тринадцатая» с ее нехитрой, лаконичной, скромной формой, но одновременно содержательной начинкой рассказывает довольно большие истории — о влиянии на расистские настроения массового искусства, в частности фильма «Нетерпимость» Дэвида Гриффита, о политических играх и корыстных мотивах крупных корпораций. По фактуре это будто взрыв — все, что вы увидите, принадлежит цивилизованному миру, и логичное при таком зрелище чувство диссонанса сразу делает понятным, почему выражение All Lіves Matter — признак не справедливого взгляда на мир, а расизма.

Кстати, что касается видео смерти Джорджа Флойда — кино в этой истории снова становится предсказателем. Режиссер Спайк Ли в ответ на последние события опубликовал в своем «Твиттере» видео, в котором параллельно смонтировал записи смертей Эрика Гарнера и Джорджа Флойда и сцены из своего игрового фильма «Делай как надо!» 1989 года, где происходит примерно то же самое — полицейский так сильно зажимает дубинкой горло черного парня, что тот в итоге перестает дышать.

Тем временем в Хьюстоне похоронили Джорджа Флойда. СМИ говорят — его смерть изменит мир. «Тринадцатая» говорит, что перемены слишком дорого стоят.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Название в газете: Black Lіves Matter!

Выбор редакции

Общество

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

По прогнозам специалистов, не менее 20 процентов от объема товаров в XXI веке будет за биотехнологиями.

Общество

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Поиски и приобретение «школьной формы», как по старой привычке говорят мамы и папы, — та еще головоломка!

Общество

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

А в магазине консультирует изображение специалиста.