Вы здесь

Как умение воплощать идеи в действия может подготовить к взрослой жизни


Кот Матроскин из детского мультфильма (пример экономного и бережливого хозяина) - персонаж, который полюбился многим. Ну кто не помнит легендарных фраз этого героя: «Я со своей Муркой ни за что не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливее стану, потому что у меня сейчас две коровы есть», «Шарик, по квитанции корова рыжая одна... Брали мы ее одну по квитанции. Значит, и сдавать будем одну, чтобы не нарушать отчетности», «А я ничего не буду. Я экономить буду». Можно вспомнить еще одного мультяшного героя Скруджа МакДака, который постоянно преподавал азы бизнеса своим племянникам. Интересно, а насколько реально воспитать будущего бизнесмена еще за школьной партой? Авторы проекта «Развитие предприимчивости как одной из ключевых компетенций на этапе допрофильной подготовки» уверены, что заложить соответствующий фундамент вполне возможно. В рамках республиканской научно-практической конференции, которая прошла в стенах Минского городского института развития образования (МГИРО), обсудили инновационные подходы по формированию предпринимательских компетенций в молодежной среде.


Сломать шаблоны

- Современное общество диктует свои правила: сегодня наиболее конкурентоспособен и успешен тот, кто обладает предприимчивостью и высокими коммуникативными навыками, - делится своими мыслями один из авторов проекта, начальник управления координации стажировок и международного сотрудничества МГИРО Тереса Метлицкая. - Школа должна воспитывать в учениках такие качества, как умение быть мобильным в экономической среде, готовность к риску, смене профессии, предприимчивость. Полезная активность учащегося - главный критерий оценки его успешности. Процесс формирования экономической грамотности и предприимчивости будет проходить более полно, если найдет свое отражение в общеобразовательном процессе. А бессистемный, эпизодический, точечный характер получения экономических знаний пользы не принесет. Наш проект можно рассматривать как инновацию, вызванную потребностями рынка. Его цель - развитие предприимчивости у учащихся и педагогических работников столичных учреждений образования. Кстати, научным консультантом проекта выступил председатель Президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин.

- Предпринимательство и образовательный процесс: до последнего времени эти понятия казались взаимоисключающими, - рассуждает научный руководитель проекта, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Республиканского института профессионального образования Виктор Наумчик. - Со времен Яна Коменского школа работает как часы, в ней все предсказано и предопределено на годы вперед. И если сказано отступить две клеточки, это значит, что только две. А в действительности жизнь наполнена ситуациями неопределенности, которые предусматривают самостоятельный ответственный выбор. Предприимчивость выходит за пределы двух клеточек. Она разрушает стереотипы... «Предпринимательство есть созидательное разрушение», - говорил известный экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли Йозеф Шумпетер. Инновации - источник прогресса - всегда приводят к отмиранию старого. Поэтому, когда мы вносим в наши школы дух предпринимательства, мы вносим туда созидательное разрушение.

«Предпринимательство - это поиск возможностей за пределами ресурсов, имеющихся на сегодняшний день», - говорил заслуженный профессор Гарвардского университета, «лев» Гарвардской бизнес-школы Говард Стивенсон. И с его мнением трудно не согласиться. Наша школа обучает всему, только не учит учиться. Дети не любят учиться, и противостояние «ученик - учитель» трансформируется в вузах в противостояние «преподаватель - студент». Молодые люди, у которых есть подработка, предпочитают зарабатывание денег посещению лекций. Они знают, что стали в очередь за дипломом. Но станут ли они разрушителями стереотипов? Думаю, что никогда... Будут обычными чиновниками или офисным планктоном и будут жаловаться на жизнь, мол, зарплата их не устраивает. А научились ли вы работать над собой? Научились ли думать так, как думают предприниматели? Искали ли вы свою нишу? Причем эта ниша должна быть полезной не только для тебя одного, а социально полезной... Сейчас мы пытаемся внедрить в школу азы экономики, но хорошо ли это? Профессионал знает, а дилетант - ищет и сам создает... Когда у Эйнштейна поинтересовались, как он открыл свою теорию относительности, тот честно ответил, что просто не знал, что это невозможно...

По мнению Виктора Наумчика, дети - лучшие дилетанты, потому что, не имея нужных знаний, они нередко делают открытия, которые удивляют профессионалов. Не все знают, что важные открытия во многих науках делают не только профессионалы, но и дилетанты.

- Ошибки делают все. А вот умение и исправлять свои ошибки - качество, присущее предпринимателям, - подчеркивает профессор. - Жизнь вокруг нас многосторонняя и непредсказуемая, а школа хочет все разложить по полочкам, все объяснить. Мы вообще входим в мир тотальной непредсказуемости, где будут востребованы такие профессиональные предпринимательские качества, как умение лавировать, причем не просто лавировать, а выживать и тянуть за собой всю цивилизацию, выводит ее на новый уровень. Если есть мечта, есть и движение вперед. Зачем вам деньги, если у вас нет мечты?

Вообще предпринимательство не является профессией, оно может проявиться в рамках любой из них. Занятие наукой - это интеллектуальное предпринимательство: ему свойственны интеллектуальное бесстрашие, информационная грамотность, которая проявляется в способности быстро находить и обрабатывать информацию, терпеливость к информационному избытку и мотивация к производству новых знаний. Любой ученый есть предприниматель, поскольку он ищет интеллектуальные решения, которые выходят за рамки представлений, норм и правил, сложившихся в обществе.

Знаешь сам - поделись!

- Нет никаких сомнений, что поддержка ученических бизнес-компаний - лучший способ воспитать поколение, которое будет обладать ключевыми социально-экономическими компетенциями и психологической готовностью для поиска своего места на рынке труда. Но практика показывает, что работа над бизнес-проектом требует не только социальной инициативы, но также и профессиональных знаний для разработки проекта. К сожалению, существует мало литературы, которая помогла бы педагогическим коллективам и участникам ученических бизнес-компаний правильно разработать проект, - констатирует доцент кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования БГЭУ, кандидат социологических наук Галина Бедулина. - В БГЭУ при поддержке консалтингового учреждения «Социальные технологии бизнеса» было создано пособие «Студенческое бизнес-тьюторство для развития предприимчивости и обучения школьников основам предпринимательства». Оно рассчитано на преподавателей и студентов экономических вузов, поддерживающих участников ученических бизнес-компаний, и не только на них. В рамках международного проекта в БГЭУ был создан волонтерский клуб студентов-наставников «Бизнес-тьютор». Тьюторы - это студенты старших курсов, которые выезжают в различные регионы, чтобы поделиться своими знаниями... Но и для них это тоже уникальный опыт развития как профессиональных компетенций, так и межличностного взаимодействия.

Осенью прошлого года состоялся слет молодых социальных новаторов «Проектный марафон», во время которого прошел конкурс стартапов школьных бизнес-компаний. Кстати, замечено, что наиболее успешно работают ученические бизнес-компании, расположенные в сельской местности...

Интересно, что у большинства педагогов предпринимательство ассоциируется с идеей, собственным делом (70 %) и прибылью, деньгами (55 %). Опрошенные уверены, что предприимчивость можно развить, но должны быть задатки (80 %), и лишь некоторые считают ее врожденным качеством (10 %). Столько же респондентов оптимистично утверждают, что, вооружившись нужными знаниями, можно развить предприимчивость у каждого человека. При этом 80 % педагогов убеждены в необходимости обучения детей и подростков основам предпринимательства.

Психологический портрет предпринимателя уже давно является одной из самых популярных тем. Часто поступки не по шаблону позволяют получить конкурентное преимущество. Некоторые большие предприниматели, оставившие свой след в истории, определили свою идею интуитивно. Они смогли предвидеть, что именно требуется людям сегодня или что пригодится им в ближайшем будущем.

Нужно иметь смелость для того, чтобы думать по-новому, а также мужество, чтобы быть готовым к вызовам и уметь к ним адаптироваться. Умение преобразовывать идеи в действия - ключевая компетенция предприимчивости. Концентрация внимания на решении проблемы, а не на поиске виновников также является немаловажным качеством хорошего предпринимателя. К характеристикам, которые помогают достичь успеха, психологи относят лидерство, готовность рисковать, умение общаться, склонность договариваться, уверенность в себе, энтузиазм, практичность, креативность, авантюризм, готовность действовать в условиях неопределенности, целеустремленность, аналитический склад ума, здоровое недоверие, способность к стратегическому планированию, стремление к самообучению и другие.

Создать свое дело

Проект по развитию у учащихся предприимчивости, который стартовал в прошлом году, рассчитан до 2020 года. В Минском городском институте развития образования уже разработан проект программы факультативных занятий по формированию у школьников основ деловой культуры - для учеников с первого по одиннадцатый классы: для начальной школы - более ознакомительный учебный материал, а для старших - с глубоким практическим аспектом.

- В результате изучения дисциплины школьники получат практические навыки по открытию собственного дела, решению задач в текущей предпринимательской деятельности, поиска новых идей и ресурсов для развития бизнеса, - поясняет автор программы Тереса Метлицкая. - Факультативный курс рассчитан на 36 часов в 1—9 классах и на 72 часа - в 10—11 классах и направлен на формирование у учащихся предпринимательской компетентности - под этим словосочетанием понимают модель поведения, которая помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и при этом достигать значительных результатов.

Планируется в рамках проекта создать в учреждениях образования клубы юных предпринимателей и организовать их сетевое взаимодействие с Белорусской конфедерацией предпринимателей. Одно из учреждений образования - участников проекта, обладающее современной материально-технической и интеллектуальной базой, накопленным опытом в рамках проектной деятельности, станет городским ресурсным центром по формированию предприимчивости и ориентации выпускников на развитие упомянутой компетенции. Будут разрабатываться и проводиться деловые игры, социальные практики, профессиональные пробы, разного уровня чемпионаты по игре «Бизнесбол».

Предприимчивость - не предпосылка для формирования армии предпринимателей. Но изучение предпринимательства в школе - отличная профориентация, поскольку этот опыт может стать стартовой площадкой для дальнейшего профессионального развития ее выпускника...

Надежда Николаева

Выбор редакции

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.  

Экономика

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Цифровизация экономики касается всех сфер — от медицины и аграрной отрасли до промышленности.

Общество

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

С каждым годом объемы потребления товаров растут. А значит, и мусора становится все больше.