Вы здесь

Как умение воплощать идеи в действия может подготовить к взрослой жизни


Кот Матроскин из детского мультфильма (пример экономного и бережливого хозяина) - персонаж, который полюбился многим. Ну кто не помнит легендарных фраз этого героя: «Я со своей Муркой ни за что не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливее стану, потому что у меня сейчас две коровы есть», «Шарик, по квитанции корова рыжая одна... Брали мы ее одну по квитанции. Значит, и сдавать будем одну, чтобы не нарушать отчетности», «А я ничего не буду. Я экономить буду». Можно вспомнить еще одного мультяшного героя Скруджа МакДака, который постоянно преподавал азы бизнеса своим племянникам. Интересно, а насколько реально воспитать будущего бизнесмена еще за школьной партой? Авторы проекта «Развитие предприимчивости как одной из ключевых компетенций на этапе допрофильной подготовки» уверены, что заложить соответствующий фундамент вполне возможно. В рамках республиканской научно-практической конференции, которая прошла в стенах Минского городского института развития образования (МГИРО), обсудили инновационные подходы по формированию предпринимательских компетенций в молодежной среде.


Сломать шаблоны

- Современное общество диктует свои правила: сегодня наиболее конкурентоспособен и успешен тот, кто обладает предприимчивостью и высокими коммуникативными навыками, - делится своими мыслями один из авторов проекта, начальник управления координации стажировок и международного сотрудничества МГИРО Тереса Метлицкая. - Школа должна воспитывать в учениках такие качества, как умение быть мобильным в экономической среде, готовность к риску, смене профессии, предприимчивость. Полезная активность учащегося - главный критерий оценки его успешности. Процесс формирования экономической грамотности и предприимчивости будет проходить более полно, если найдет свое отражение в общеобразовательном процессе. А бессистемный, эпизодический, точечный характер получения экономических знаний пользы не принесет. Наш проект можно рассматривать как инновацию, вызванную потребностями рынка. Его цель - развитие предприимчивости у учащихся и педагогических работников столичных учреждений образования. Кстати, научным консультантом проекта выступил председатель Президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин.

- Предпринимательство и образовательный процесс: до последнего времени эти понятия казались взаимоисключающими, - рассуждает научный руководитель проекта, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Республиканского института профессионального образования Виктор Наумчик. - Со времен Яна Коменского школа работает как часы, в ней все предсказано и предопределено на годы вперед. И если сказано отступить две клеточки, это значит, что только две. А в действительности жизнь наполнена ситуациями неопределенности, которые предусматривают самостоятельный ответственный выбор. Предприимчивость выходит за пределы двух клеточек. Она разрушает стереотипы... «Предпринимательство есть созидательное разрушение», - говорил известный экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли Йозеф Шумпетер. Инновации - источник прогресса - всегда приводят к отмиранию старого. Поэтому, когда мы вносим в наши школы дух предпринимательства, мы вносим туда созидательное разрушение.

«Предпринимательство - это поиск возможностей за пределами ресурсов, имеющихся на сегодняшний день», - говорил заслуженный профессор Гарвардского университета, «лев» Гарвардской бизнес-школы Говард Стивенсон. И с его мнением трудно не согласиться. Наша школа обучает всему, только не учит учиться. Дети не любят учиться, и противостояние «ученик - учитель» трансформируется в вузах в противостояние «преподаватель - студент». Молодые люди, у которых есть подработка, предпочитают зарабатывание денег посещению лекций. Они знают, что стали в очередь за дипломом. Но станут ли они разрушителями стереотипов? Думаю, что никогда... Будут обычными чиновниками или офисным планктоном и будут жаловаться на жизнь, мол, зарплата их не устраивает. А научились ли вы работать над собой? Научились ли думать так, как думают предприниматели? Искали ли вы свою нишу? Причем эта ниша должна быть полезной не только для тебя одного, а социально полезной... Сейчас мы пытаемся внедрить в школу азы экономики, но хорошо ли это? Профессионал знает, а дилетант - ищет и сам создает... Когда у Эйнштейна поинтересовались, как он открыл свою теорию относительности, тот честно ответил, что просто не знал, что это невозможно...

По мнению Виктора Наумчика, дети - лучшие дилетанты, потому что, не имея нужных знаний, они нередко делают открытия, которые удивляют профессионалов. Не все знают, что важные открытия во многих науках делают не только профессионалы, но и дилетанты.

- Ошибки делают все. А вот умение и исправлять свои ошибки - качество, присущее предпринимателям, - подчеркивает профессор. - Жизнь вокруг нас многосторонняя и непредсказуемая, а школа хочет все разложить по полочкам, все объяснить. Мы вообще входим в мир тотальной непредсказуемости, где будут востребованы такие профессиональные предпринимательские качества, как умение лавировать, причем не просто лавировать, а выживать и тянуть за собой всю цивилизацию, выводит ее на новый уровень. Если есть мечта, есть и движение вперед. Зачем вам деньги, если у вас нет мечты?

Вообще предпринимательство не является профессией, оно может проявиться в рамках любой из них. Занятие наукой - это интеллектуальное предпринимательство: ему свойственны интеллектуальное бесстрашие, информационная грамотность, которая проявляется в способности быстро находить и обрабатывать информацию, терпеливость к информационному избытку и мотивация к производству новых знаний. Любой ученый есть предприниматель, поскольку он ищет интеллектуальные решения, которые выходят за рамки представлений, норм и правил, сложившихся в обществе.

Знаешь сам - поделись!

- Нет никаких сомнений, что поддержка ученических бизнес-компаний - лучший способ воспитать поколение, которое будет обладать ключевыми социально-экономическими компетенциями и психологической готовностью для поиска своего места на рынке труда. Но практика показывает, что работа над бизнес-проектом требует не только социальной инициативы, но также и профессиональных знаний для разработки проекта. К сожалению, существует мало литературы, которая помогла бы педагогическим коллективам и участникам ученических бизнес-компаний правильно разработать проект, - констатирует доцент кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования БГЭУ, кандидат социологических наук Галина Бедулина. - В БГЭУ при поддержке консалтингового учреждения «Социальные технологии бизнеса» было создано пособие «Студенческое бизнес-тьюторство для развития предприимчивости и обучения школьников основам предпринимательства». Оно рассчитано на преподавателей и студентов экономических вузов, поддерживающих участников ученических бизнес-компаний, и не только на них. В рамках международного проекта в БГЭУ был создан волонтерский клуб студентов-наставников «Бизнес-тьютор». Тьюторы - это студенты старших курсов, которые выезжают в различные регионы, чтобы поделиться своими знаниями... Но и для них это тоже уникальный опыт развития как профессиональных компетенций, так и межличностного взаимодействия.

Осенью прошлого года состоялся слет молодых социальных новаторов «Проектный марафон», во время которого прошел конкурс стартапов школьных бизнес-компаний. Кстати, замечено, что наиболее успешно работают ученические бизнес-компании, расположенные в сельской местности...

Интересно, что у большинства педагогов предпринимательство ассоциируется с идеей, собственным делом (70 %) и прибылью, деньгами (55 %). Опрошенные уверены, что предприимчивость можно развить, но должны быть задатки (80 %), и лишь некоторые считают ее врожденным качеством (10 %). Столько же респондентов оптимистично утверждают, что, вооружившись нужными знаниями, можно развить предприимчивость у каждого человека. При этом 80 % педагогов убеждены в необходимости обучения детей и подростков основам предпринимательства.

Психологический портрет предпринимателя уже давно является одной из самых популярных тем. Часто поступки не по шаблону позволяют получить конкурентное преимущество. Некоторые большие предприниматели, оставившие свой след в истории, определили свою идею интуитивно. Они смогли предвидеть, что именно требуется людям сегодня или что пригодится им в ближайшем будущем.

Нужно иметь смелость для того, чтобы думать по-новому, а также мужество, чтобы быть готовым к вызовам и уметь к ним адаптироваться. Умение преобразовывать идеи в действия - ключевая компетенция предприимчивости. Концентрация внимания на решении проблемы, а не на поиске виновников также является немаловажным качеством хорошего предпринимателя. К характеристикам, которые помогают достичь успеха, психологи относят лидерство, готовность рисковать, умение общаться, склонность договариваться, уверенность в себе, энтузиазм, практичность, креативность, авантюризм, готовность действовать в условиях неопределенности, целеустремленность, аналитический склад ума, здоровое недоверие, способность к стратегическому планированию, стремление к самообучению и другие.

Создать свое дело

Проект по развитию у учащихся предприимчивости, который стартовал в прошлом году, рассчитан до 2020 года. В Минском городском институте развития образования уже разработан проект программы факультативных занятий по формированию у школьников основ деловой культуры - для учеников с первого по одиннадцатый классы: для начальной школы - более ознакомительный учебный материал, а для старших - с глубоким практическим аспектом.

- В результате изучения дисциплины школьники получат практические навыки по открытию собственного дела, решению задач в текущей предпринимательской деятельности, поиска новых идей и ресурсов для развития бизнеса, - поясняет автор программы Тереса Метлицкая. - Факультативный курс рассчитан на 36 часов в 1—9 классах и на 72 часа - в 10—11 классах и направлен на формирование у учащихся предпринимательской компетентности - под этим словосочетанием понимают модель поведения, которая помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и при этом достигать значительных результатов.

Планируется в рамках проекта создать в учреждениях образования клубы юных предпринимателей и организовать их сетевое взаимодействие с Белорусской конфедерацией предпринимателей. Одно из учреждений образования - участников проекта, обладающее современной материально-технической и интеллектуальной базой, накопленным опытом в рамках проектной деятельности, станет городским ресурсным центром по формированию предприимчивости и ориентации выпускников на развитие упомянутой компетенции. Будут разрабатываться и проводиться деловые игры, социальные практики, профессиональные пробы, разного уровня чемпионаты по игре «Бизнесбол».

Предприимчивость - не предпосылка для формирования армии предпринимателей. Но изучение предпринимательства в школе - отличная профориентация, поскольку этот опыт может стать стартовой площадкой для дальнейшего профессионального развития ее выпускника...

Надежда Николаева

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.