Вы здесь

Чем опасны башенные краны?


Если перефразировать известную поговорку, то у многих проблем есть три обязательных характеристики: фамилия, имя и отчество. Знаменитый человеческий фактор, однако, может привести и к летальному исходу. Примером тому — ситуация с подъемными механизмами. В прошлом году при работе на кранах в Беларуси произошло 17 несчастных случаев. К сожалению, два из них закончились летально. Подробнее об этом рассказал начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Петр Климко.


— Большинство несчастных случаев, аварий и инцидентов, связанных с использованием грузоподъемных кранов, имеет организационный характер, — говорит собеседник. — Например, к управлению и обслуживанию кранов в качестве крановщиков и стропальщиков допускаются лица без должной квалификации. Если же с профессиональной подготовкой все хорошо, то не всегда осуществляется необходимый контроль за тем, как выполняются рабочие инструкции и технологические регламенты. Стропальщики нарушают схемы работы и используют для операций неисправные устройства. Чем это заканчивается — разберем на конкретных примерах.

Накануне прошлого Дня Независимости в четыре часа дня в пятницу, 29 июня, драма разыгралась в деревне Копище, что находится совсем рядом с границей Минска. Сейчас там массово возводятся высотные жилые дома. На одной из очередных строек монтировался башенный кран. Но в какой-то момент работы пошли не по инструкции. Грузовой канат подхватил и сбросил вниз датчик угла подъема стрелы крана. Аппарат этот довольно весомый: его масса достигает семи килограммов. И полетел он вниз с высоты 36 метров. Если представить себе эту высоту, то до такой отметки дотягивается 12-этажный дом. Приземлился датчик прямо на монтажника строительных машин и механизмов. Шансов выжить у бедняги не осталось.

Вторая трагедия случилась через полтора месяца в Свислочским районе. Специалисты районного предприятия ЖКХ отправились в городской поселок Порозово для того, чтобы на территории местного совхоза заменить в скважине глубинный насос. Автомобильный кран поднял наверх трубу, и слесари начали ставить фиксирующий хомут для того, чтобы после разобрать соединение труб. И вот в какой-то момент с верха поднятой трубы сорвался оголовок и упал прямо на слесаря, который в это время ставил хомут. Человек погиб на месте.

А вот следующий случай иначе, как большим везением, и не назовешь. Начало прошлого апреля выдалось довольно ветреным. И вот в одну ночь на нижнем грузовом причале в Мозыре порыв ветра сорвал и опрокинул грузоподъемный портальный кран. Техника получила весьма существенные повреждения. Благодаря тому что на часах было 00:20, обошлось без пострадавших. Разбор этого происшествия обнаружил целый ряд нарушений. Мало того что кран не был закреплен должным образом противоугонными тормозами, так еще и два тормоза механизма передвижения были неисправны. А двух других не было вообще. Путь под краном тоже не выдерживал никакой критики.

Куда менее оптимистично закончилась история в Минске. В конце апреля тяжелую травму получил арматурщик одного из обществ с ограниченной ответственностью. Без какого-либо согласования с исполнителем работы он перелез через сигнальное ограждение и зашел в опасную зону работы башенного крана для того, чтобы забрать подготовленную ранее арматуру, которая стояла на бетонной плите около новостройки. Машинист крана в это время подавал утеплитель на 14-й этаж. Одна из ветвей стропа зацепилась за поддон с утеплителем, который и упал как раз на арматурщика.

К тяжелым последствиям привел целый букет нарушений в Могилеве. Во время реконструкции тепловой сети стреловой самоходный кран перемещал щит опалубки. Строповку груза делал человек, который не имел соответствующей квалификации. Сами стропы также были неисправны — там отсутствовали замки на крюках. Крюк с грузом логично расцепился и упал на монтажника технологического оборудования, который в это время находился в опасной зоне. И это еще не все. Экспертиза крана, которая проводилась после происшествия, выяснила, что этот агрегат мало того что был в неисправном состоянии, но еще и его эксплуатацию запретили годом ранее из-за того, что он не прошел технический осмотр.

— Причины практически каждого ЧП с грузоподъемными кранами связаны с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, — отмечает Петр Климко. — Именно поэтому Госпромнадзор разослал в республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполкомы, а также в организации, подчиненные правительству, специальное письмо. От руководителей подведомственных организаций требуется провести внеплановые рабочие инструктажи с машинистами кранов и стропальщиками, а также обеспечить производственный контроль за соблюдением правил промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов. Результаты этих мероприятий будут рассмотрены на специальных совещаниях, в которых при необходимости примут участие и представители Госпромнадзора. Как говорят, кувшин носит воду до поры. И за каждым происшествием, которое попадает в нашу сводку, стоит человеческое горе и материальные потери. Хотя всего лишь достаточно соблюдать технику безопасности.

Валерьян ШКЛЕННИК

Выбор редакции

Общество

Как скоро люди смогут стать менее агрессивными?

Как скоро люди смогут стать менее агрессивными?

Психолог Роман Крючков уверен, что на самом деле агрессия присуща всем людям.    

Общество

Археологический комплекс «Берестье» станет первой площадкой празднования тысячелетия

Археологический комплекс «Берестье» станет первой площадкой празднования тысячелетия

Археологический музей «Берестье» и окружающая территория переживают большое обновление. 

Культура

Одельск: туристическая Мекка на приграничье

Одельск: туристическая Мекка на приграничье

Одельск — уникальное место. Тихая деревня на краю западной границы становится с каждым годом все более знаменитой.

Спорт

Опубликован справочник «Минск» — полезный для туристов и путешественников

Опубликован справочник «Минск» — полезный для туристов и путешественников

Он был подготовлен специально накануне II Европейских игр.