Вы здесь

Нейрохирург Арнольд Смеянович: Думай о хорошем


Есть счастливые люди среди нас... Они и в 80 живут, восхищаясь всем, что расширяет сознание, приумножает радость. И людьми в том числе интересуются. Такой Арнольд Смеянович, талантливый нейрохирург-оптимист. Позитивное отношение к жизни у него упругое, заразительное настолько, что после общения с ним еще раз себе скажешь: и действительно, мы в этот мир приходим — для радости.


Казалось бы, ну что такого нового можно увидеть в своей работе, которой отдал 58 лет жизни? Больные люди, операции, ученики, текучка... Да и в самой жизни уже много чего увидено, пережито... Тем не менее интерес к ней у Смеяновича — свежий, неподдельный. Может, потому, предполагали мы сначала, что имеет Арнольд Федорович дело с таким неисповедимым чудом, как мозг человека? Задали вопрос собеседнику, нашел ли он ключ к тайне мозга, а он и не удивился даже: мол, ваши коллеги не раз о том спрашивали.

— И действительно, это чудо! — ответил. — Ключом, чтобы открыть его тайну, я не владею, хотя и вижу почти ежедневно. Мозг — величайшая тайна за семью печатями. Причем не серое это вещество, как иногда говорят: он -— нежно-кремового цвета, очень красивый. Могу только восхищаться природой, творцом, который его создал.

И далее рассуждал:

— Мозг — огромный банк знаний. Всемирная энциклопедия. Как все в нем работает? Тайна... На любой сигнал от нерва, глаз, ушей в нем создается «картинка». Но как мы различаем, что вон, за окном (кивает в сторону окна) кошка сидит под розами, а это вот мой рабочий стол, а под стеклом — фотография отца, посмотрите! Офицер Федор Смеянович. Погиб в 1943-м, был начальником штаба десантной бригады... Там, рядом со снимком, изречения великих умов: я афоризмы иногда вырезаю для себя... А вот на стене портрет моего учителя Эфраима Злотника, с которого началось мое вхождение в нейрохирургию... Ну а это вы, мои гости... Невероятно! Одно знаю: мозг — очень мощная машина, он сильнее любого суперкомпьютера! И как он так быстро «крутится» — не понимаю! Откуда в нем мысли берутся? Теории, гипотезы, открытия... Я часто привожу примеры для тех, кого интересуют тайны мозга. Лауреат двух Государственных премий СССР хирург Войно-Ясенецкий, он же архиепископ Лука, говорил: «Роль мозга сводится к выдаче сообщения» — и сравнивал его с телефонной станцией. (Кстати, родовые корни у того знаменитого хирурга и священника были из Беларуси. — Авт.) И академик Наталья Бехтерева считала, что мозг человека способен создавать только простейшие мысли, он ничего не добавляет к тому, что получает. А Джон Эклс, нобелевский лауреат по физиологии и медицине, вообще считал: мозг мысли не «производит», а только воспринимает их снаружи...

Интересно? Нам очень интересно было ту мини-лекцию слушать. И даже не факты удивляли, а пыл нашего визави. Поражала его любознательность, неравнодушие, ведь такое же нечасто встретишь в таком солидном возрасте.

Вдуматься только: за 58 лет практики Арнольд Федорович осуществил операции на мозге около 10 000 пациентов. И наверное, когда они приходили в себя с надеждой, что все плохое осталось в прошлом, доктор Смеянович читал радость в их глазах. И говорил: радуйтесь каждой минуте — теперь вы можете не волноваться... Он и сам каждый раз радуется, когда есть положительный результат у сложнейших операций, которых за год проводит, как правило, около 250. Кстати, никому, кто обращается к нему за помощью, признался, не отказывает.

Арнольд Смеянович — это целая эпоха в нейрохирургии, как говорят в подобных случаях. Да сам аксакал, правда, от такого сравнения отмахивается. Все проще, говорит. Ну, работает в медицине с 1963 года. Причем еще в Дрибинской сельской больнице, куда вместе с женой Тамарой Ивановной после Минского мединститута распределился, осознал, как надо держать клятву Гиппократа. И что это за состояние души такое, когда ты очень необходим людям, которые забыли про радости жизни из-за проблем со здоровьем. И поддержать их надо, и уверенность вселить в удачном исходе операции, и иметь мужество принять жесткую реальность, боль и слезы, когда ты не смог, как ни старался, оправдать чужие надежды...

Опыт работы в сельской больнице на Могилевщине, считает Арнольд Смеянович, незаменим, и людей, которым там за три года понадобился, было очень много. А дорогу жизни он прошел большую, и не всегда, конечно, все на ней было легко и просто. И душа, случалось, болела, и казалось иногда: жизнь рушится... Но и то проходило, как бывает в жизни, когда за полосой обид и разочарований наступает момент, когда все ладится. Важное открытие такое он сделал еще в молодости. А потом, наблюдая ритмы жизни в формате «плюс-минус», научился переносить ее тяжести. Видимо, поэтому в спокойном, благодушном облике Арнольда Федоровича глубинный материк его радости просматривается.

Из биографии.

Арнольд Смеянович — профессор, заведующий нейрохирургического отдела в Республиканском научно-практическом центре неврологии и нейрохирургии.

Академик Национальной академии наук Беларуси, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии Беларуси.

Почетный член Ассоциации нейрохирургов России. В 1997—2005 годах был директором НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии. Автор 25 изобретений и патентов, имеет более 400 научных работ, в том числе 7 монографий. Среди многочисленных наград есть и орден Отечества III степени.

Сейчас высокое мастерство этого нейрохирурга в Республиканском научно-практическом центре неврологии и нейрохирургии, оснащенным самой современной аппаратурой европейского уровня, — востребовано. Практически ни одна сложная операция на мозге без профессора Смеяновича не обходится. И работа его по достоинству оценена.

И дети у них с Тамарой Ивановной — медики. Сын, Виталий Арнольдович, уже тоже известный нейрохирург, заведует отделением нейрохирургии и неврологии № 1 в РНПЦ. А дочь Ольга — стоматолог, на руководящей должности. И ценные составляющие семейного счастья — трое внуков и внучка — радуют дедушку и бабушку. Более того: старший, Стас, учится в Белорусском государственном медуниверситете. И даже правнучка уже семейный клан украсила.

Почему-то мы (потом рассуждали) забыли расспросить у Арнольда Федоровича: может, читал и он книгу о девочке Поллианне, героине одноименного американского бестселлера Элинор Портер? Любимой игрой Поллианны, что бы в жизни ни случалось, была «игра в радость». Вот таким универсальным «гаджетом» она пользовалась, чтобы чувствовать себя счастливой.

Фото: sb.by

Впрочем, одно дело — читать, другое — сделать философию радости мелодией своей жизни... Высказывали версии: откуда в этом человеке столько интереса к жизни, столько позитива? Снова гены? И пришли к выводу: наверное, таким он родился на своей Пуховиччине... Ведь и сам подтверждает: позитивное отношение к жизни у него — от семьи, от мамы, Галины Лукиничны, доброй и мудрой. Все будет хорошо, говорит он, только при условии, если ты будешь думать о хорошем. Чем больше человек недоволен жизнью, чем больше думает о плохом — тем больше шансов, что такой его жизнь и будет. Поэтому лучше стараться радоваться, а не мучиться. А еще — добро людям делать. И не сомневаться, что жизнь — это подарок Творца.

Может, в этом и есть: тайна радости? Мозга? Бытия?..

Кстати, самому Арнольду Смеяновичу посчастливилось остаться в живых тогда, когда, казалось, это было невозможно. Шла Великая Отечественная война. В оккупированной немцами деревне Пуховичи стояло много военной техники. Арике было тогда шесть лет, когда с дружком из соседнего дома они решили прокатиться на прицепе военной машины. Да, подбегая, зацепился мальчишка за что-то, не рассчитав силы, и упал — прямо под колеса. Его колесом сразу и переехало. Спас Арика немецкий врач-хирург. Вот тогда — Арнольд Федорович хорошо помнит — бабушка и напророчила: быть тебе хирургом, когда тебя хирург спас. А ведь он — летчиком стать мечтал. Однако долю свою, как говорят белорусы, на коне не объедешь: на медкомиссии зрение подвело — и линия судьбы привела его в хирурги.

И еще, вспоминает Арнольд Федорович, был с ним в детстве второй, тоже смертельно опасный случай. В Пуховичах до войны жило много еврейских семей. Когда же пришли гитлеровцы, то евреев повсюду уничтожали. Однажды и пуховичских угнали и повели по улице, а бабушка с внуком Ариком выскочили из дома — посмотреть, что там делается. Так их тоже немцы загнали в толпу: бабушка же и внук были смуглые. Наверное, не миновать бы им расстрела, если бы не женщины, которые стояли рядом. Они и вытащили Арнольда с бабушкой из толпы. А несчастных тех всех, как потом слух пошел, расстреляли. Вот так и распорядилась судьба Арнольда Смеяновича: живым ему быть — и спасать других от смерти. Что он и делает. Поскольку знает: жизнь нам дана — для радости. И то олицетворяет. А радость высвечивается в его мимических морщинках вокруг глаз. И в скорой, заинтересованной реакции на любой вопрос. И в искренних ответах, которые могут звучать совершенно по-детски, открыто: «Да я не знаю» или «А кто ж его знает»...

Он был с нами весь из себя — очень естественный, настоящий. Не пробовал выглядеть, казаться каким-то другим, чем есть. Поэтому, как нам кажется, и не может он не нравиться. Уже одним своим присутствием своим этот Доктор — лечит. Как сильный генератор здоровой энергетики.

Валентина Жданович, Иван Жданович

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.