Вы здесь

За последние пять лет уровень социального сиротства снизился на 16%


Откуда и с чего это пошло — социальное сиротство в нашем обществе, сказать трудно. Когда я в 90-х начинала писать на эту тему, то часто встречала горькое сравнение: после войны детские дома наполняли настоящие сироты — родители которых погибли, а сейчас это дети, которых родители бросили. Тогда, в 90-х, в интернатных учреждениях воспитывалось 35 тысяч детей, в основном это были так называемые социальные сироты. Но это не значит, что детей, которые страдали из-за того, что родители о них забывали за бутылкой водки, было столько. Национальная система по своевременному пребыванию малышей, которые оказались в опасном жизненном положении, еще только выстраивалась. Иногда несовершеннолетних забирали из семьи только после того, как с кем-то из них или из родителей случалась беда. Например, в 1993 году «Звязда» писала о семье, где шестерых детей забрали от родителей после того, как при невыясненных обстоятельствах погиб седьмой. Младшему из них было 8 месяцев, старшему — 14 лет. Пока детей оформляли в интернатные учреждения, родители продали четырехкомнатную квартиру в центре Минска, а вырученные деньги быстро пропили. После принятия Декрета № 18 вряд ли такой жизненный сценарий был бы возможен. Скорее всего, седьмой ребенок остался бы живым. Не исключено, что родители попытались бы вернуть своих сыновей и дочерей.


На начало прошлого года в нашей стране насчитывалось 20,8 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство образования отмечает, что с принятием Декрета № 18 их число постепенно сокращается. За последние пять лет уровень социального сиротства снизился на 16 процентов.

К сожалению, ежегодно в нашем государстве регистрируется новое число детей, оставшихся без попечения родителей. В прошлом году таких было 2322.

Безусловно, пристальное внимание государственных органов, которые обязаны своевременно выявлять несовершеннолетних в сложной жизненной ситуации и предупреждать семейные катастрофы, помогает снизить количество несчастных случаев, связанных с детьми. Однако своевременное выявление опасной ситуации трудно согласуется со стремлением сократить количество отобранных детей. Поэтому очень сложно мерить эффективность декрета неким одним показателем. Как очень трудно заставить зависимого человека побороть свою зависимость. Тому, кто разрушает себя, чрезвычайно трудно найти силы спасать свою семью. И все-таки, декрет работает. Люди возвращают государству деньги и возвращают детей.

На начало этого года межведомственная работа по ликвидации социально опасного положения проводилась в 13 288 семьях, где воспитывался 24 691 ребенок. Снято с учета в связи с нормализацией обстановки 20595 детей из 10205 семей.

За прошлый год 2904 ребенка получили статус тех, кто нуждается в государственной защите. 1756 детей возвращено родителям, родители 1146 детей не выполнили мер по стабилизации ситуации в семье, относительно их суд будет принимать решение о лишении родительских прав.

На начало этого года в отношении 18 862 детей родители возмещают расходы государству по их содержанию. За 2018 год возмещено 63,35% средств.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.