Вы здесь

В Минске открылась выставка произведений Сальвадора Дали


«Мягкие часы», тарелки «не тарелки» и иллюстрации к «Декамерону» — с сегодняшнего дня в Национальном художественном музее и галерее LIBRA можно увидеть более 160 произведений знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали. В основе экспозиции, которая открылась вчера, 15 марта, — бронзовые скульптуры и иллюстрации к книгам, здесь же выставлены украшения с драгоценными камнями, керамика, стеклянные изделия и разнообразие интересов художника. «Триумфальный слон» на лапках насекомого на Зыбицкой улице, который успел засветиться в инстаграм-аккаунтах минчан, — тоже часть экспозиции. Она так и называется — «Сальвадор Дали». Выставка, кстати, сопровождается пометкой «16+».


Национальный художественный посуетился: нашел партнера, обратился к компании Dali Universe («Вселенная Дали»), обладающей крупной частной коллекцией произведений художника, несколько раз встретил ее представителей, чтобы те измерили музейное пространство и предложили концепцию экспозиции, и, наконец, смонтировали выставку, общая оценочная стоимость которой, по словам организаторов, составляет несколько десятков миллионов евро.

Произведения, представленные сейчас в музее, приехали из Швейцарии, где базируется Dali Universe. Главой компании является итальянский арт-дилер и коллекционер Беньямино Леви, который в свое время работал, а, возможно, и дружил со знаменитым сюрреалистом. Произведения из его коллекции, а считается, что это самое богатое частное собрание бронзовой скульптуры Сальвадора Дали, уже побывали на более чем ста площадках по всему миру.

Сотрудничество Дали и Леви вылилось в серийное производство тех же скульптур. Еще перед открытием выставки в Минске публика начала задаваться вопросом об оригинальности произведений, ведь если установить авторство картины сравнительно легко, то как относиться к печатной графике, сделанной по рисункам художника, или скульптуре, отлитой по макету? Этим вопросом еще в 2011 году задавался и Guardian в тексте под многозначительным названием «Торговля «почти Дали».

Но, по-видимому, сам сюрреалист, отметившийся в различных видах искусства, в том числе в кино, где оригинальность никак не подтверждается материальными атрибутами, к которым обязательно нужно прикоснуться рукой, не боялся быть «почти Дали». И, наверное, надо понимать, что мы имеем дело с современным искусством, где можно быть одновременно во многих местах, и в которое свои коррективы вносит развитие технологий.

«Авторство всех выставленных произведений точно принадлежит Сальвадору Дали, — говорит куратор выставки Ольга Клецкина. — Скульптуры производились путем литья, так называемым методом потерянного воска. Конечно, у художника не было литейной мастерской, поэтому он работал совместно с Беньямино Леви: делал дизайн и оригинальный макет и утверждал тираж. В рамках тиража произведения считаются подлинными, на каждом из них стоит номер, который показывает, например, что это четвертая работа из шести. Мы говорим о второй половине XX века с уже другим отношением к искусству и способами его изготовления. Если художник может создать одну восковую копию и на ее основе промышленным способом отлить двадцать скульптур, почему бы и нет».

Выставленные в музее иллюстрации к книгам, среди которых «Бестиарий Лафонтена», «Поэтические произведения» Гийома Аполлинера, «Наука любви» Овидия, конечно, тоже не являются живописью на холсте. Художник готовит изображение — на его основе делаются отпечатки. Дали не инкрустировал украшения драгоценными камнями собственноручно — а только создавал дизайн и макет. Но это все еще Дали.

Правда, нельзя не отметить, что открытая к сотрудничеству «крупнейшая частная коллекция бронзовых скульптур Сальвадора Дали», которая помимо постоянной экспозиции в Париже ознаменовалась сотрудничеством с сотней площадок и скульптуры из коллекции которой являются частью тиражей, — прекрасная бизнес-модель.
При всем при этом экспозиция в Минске дает возможность познакомиться с широтой интересов сюрреалиста (кто знал, что он делал и посуду, и медальоны?) и увидеть, как расплываются знаменитые «мягкие часы», как с ангелом на спине несется улитка, как Ньютон теряет лицо, потому что через свои открытия, мол, становится частью науки, а не живым человеком. Знаменитые символы творчества Дали, его озорство и испещрённость именем Гала, к счастью, подошли под музейные залы.

Экспозиция в Минске — сама ее концепция — неповторима. По словам Ольги Клецкиной, выставка делалась именно под это пространство с учетом ее характеристик. «Когда компания Dali Universe получает заказ, она запрашивает размеры залов, необходимую техническую информацию и из своего большого собрания подбирает экспонаты под конкретную площадь. Например, в питерской Эрарте в прошлом году была представлена ​​только бронза. Можно сказать, минская выставка — уникальная”.

На открытие, которое состоялось в Национальном художественном вчера, приехал и Беньямино Леви. Торжеству предшествовало официальное открытие 14 марта установленного в городском пространстве «Триумфального слона», любимого Сальвадором Дали символа. К этому моменту трехметровая скульптура уже успела прижиться. На церемонии директор музея Владимир Прокопцов полушутя сказал, что слон хорошо вписался в Зыбицкую и просится здесь остаться. И это вполне возможно за определенную сумму денег. Еще одна объемная скульптура «Поклонение Терпсихоре» стоит у входа в музей.

Ограничение по возрасту куратор выставки сводит до рекомендации, но считает нужным напомнить, что «Сальвадор Дали — достаточно эротический художник», а в экспозиции представлены его иллюстрации к «Декамерону» и Маркизу де Саду. «Большинство людей, которые идут на Дали, понимают, что могут увидеть. Но одновременно здесь найдется много вещей, которые действительно понравятся детям, — замечательные слоны и улитки, иллюстрации к «Бестиарию Лафонтена».

Экспозиция будет работать до 30 июня на двух площадках — в Национальном художественном музее и галерее LIBRA. Выставка организована при помощи инвестиционной компании «Гальперин и сыновья».

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Культура

Почему современное белорусское кино невеликое?

Почему современное белорусское кино невеликое?

Писатель и диссидент Андрей Синявский, когда рассказывал об утрированной мелочности советской «цивилизации», привел в пример повесть Михаил

Общество

Как проходил военно-исторический фестиваль «Мир-1812»

Как проходил военно-исторический фестиваль «Мир-1812»

Третий раз военно-исторический фестиваль «Мир-1812» на два дня перенес поселок более чем на два века назад.

Общество

Всегда ли выгодно оформлять больничный

Всегда ли выгодно оформлять больничный

Среди знакомых у меня есть много женщин, которые обращаются к врачу при любой болезни и при каждой возможности оформляют больничный лист.

Общество

Беларусь и Россия сблизили позиции по программе реализации договора о Союзном государстве

Беларусь и Россия сблизили позиции по программе реализации договора о Союзном государстве

Об этом заявил председатель Совета Республики Михаил Мясникович на встрече с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.