Вы здесь

Гастрольный тур купаловцев «Полесская хроника» начался с Бреста


В Бресте с аншлагом прошли две постановки спектакля «Радзіва «Прудок» Национального академического театра имени Янки Купалы. И это стало началом уникального гастрольного тура «Полесские хроники», который налажен при поддержке компании velcom/А1. Далее спектакль поехал в Пинск, Калинковичи, Гомель. В Бресте, что интересно, билеты раскупили где-то за два дня.


Роман Подоляко.

Оно и не удивительно, брестская публика, воспитанная за десятилетия фестивалем «Белая башня», не пропускает событий в театральной жизни. А то, что «Радзіва «Прудок» — событие, думаю, никто спорить не будет. Нет нужды подробно писать о самой постановке, это было сделано коллегами в нашей газете после премьеры. Интересно будет, как наши зрители восприняли сценическое воплощение «Дневника» Андрея Горвата. Об этом, кстати, говорили режиссер и актеры спектакля во время пресс-конференции. Они говорили, что особенно волнуются, когда выступают в провинции, так как здесь, можно сказать, живут прототипы их героев. Хотя Брест, следует заметить, не такая уж и провинция, все-таки Евросоюз за забором, имеется в виду пограничное ограждение. А исполнитель многих ролей в этом спектакле Светлана Аникей так вообще назвала наш город «такой тайной культурной столицей страны». Конечно, определенный аванс в оценке культурного потенциала и жизни города есть, но приятно. Раньше приходилось слышать, например, что Брест — край непуганых миллионеров. Правда, было это давно, в советские времена, и имелся в виду пограничный статус самого западного города Советского Союза. Последним, кстати, многие пытались объяснять низкий процент употребления белорусского языка в городской среде. Местечковые бизнесмены и сейчас не спешат свои кофейни называть по-белорусски. На пешеходной Советской каких хочешь назвал встретишь, а чтобы белорусское — надо поискать. Да это так, к слову...

Но ведь есть интерес к искусству на родном языке, раз не хватило билетов всем желающим. Последнее обусловлено еще и форматом постановки. Она прошла на сцене Большого зала Брестского академического театра драмы. Здесь же расположились и зрители, кресла для которых расставили по периметру площадки. Отсутствие границы между сценой и зрительным залом придает особую камерность, позволяет каждому почувствовать себя частью происходящего. Ведь, как известно, большинство из нас — горожане в первом поколении, и в душе каждого есть свой «Прудок». Я заметила, как за эти несколько дней, прошедших после спектакля, успела трем-четырем человекам напомнить об их «личном Прудке». Ну вот въезжаешь на выходные в свой деревенский дачный дом и прежде всего направляешься в подвал с вареньем, которое было сварено в городской квартире. А соседка из-за забора: «Что несешь?» Вторая соседка уже успела поинтересоваться, почему мы не все приехали, а только втроем. И в этом проявляется главнейший закон деревенской жизни: здесь все друг другу нужны. В городской квартире ты хоть умри за стеной, никто из соседей и за месяц не поинтересуется.

Все это как нельзя лучше передано и в книге Андрея Горвата, и в спектакле Романа Подоляко. Вот как выразился сам режиссер после показа: «Более года назад, когда создание спектакля по книге Андрея Горвата только начиналось, никто из нас даже не мечтал о громком успехе и аншлагах в залах — мы просто делали свое дело, которым буквально жили и дышали. Вдохновляющая история нашего друга и бывшего коллеги, желание рассказать и раскрыть глубокий смысл первоисточника выразительными средствами театра в сочетании с поддержкой партнеров velcom/А1 синтезировалось в результат, которым мы по праву гордимся и который рады представить в белорусских городах. Очень благодарен брестским зрителям, что нынешнее творческое путешествие спектакля «Радзіва «Прудок» началось на такой теплой ноте».

Фрагмент спектакля.

На теплой ноте, это правильно. Но во время показа чувствовалась определенная сдержанность, даже некоторое напряжение среди зрителей. И только потом, когда выходили из зала, многие дали волю собственной улыбке. В процессе показа, по-видимому, думали, вспоминали. А среди первых зрительских отзывов пришлось услышать не единожды: «Нужно почитать книгу». Действительно нужно — тому, кто еще не читал. Ведь в спектакле задействованы отдельные фрагменты произведения, а их, интересных, на самом деле очень много: и смешных, и драматических, и философских. Ну вот, например: «В деревнях есть старенькие бабушки, которые заботятся о собственных сорокалетних сыновей. Стирают им трусы, варят есть. Сыновья бьют их и пропивают пенсии...» И это одна из реалий, примеры, к сожалению, можно найти чуть ли не в каждом сельсовете. Или: «Из-за одного неосторожного слова в интернете может не спать чья-то мать». Как раз о нынешней информационной жизни. Это из книги. А спектакль сумел передать главное чувство произведения: из него веет любовью к маленькому уголку на земле, откуда прорастают корни каждого из нас. В спектакле есть много пронзительных моментов, которые способны проникнуть в душу. И начинаешь понимать, почему нужно сажать картошку и выращивать кабачки на собственном клочке земли и укреплять окна дедового дома, которые со временем превратятся в космическую пыль.

Светлана Аникей говорила на пресс-конференции, что, работая над ролями, она боялась, чтобы не утратить непосредственность, искренность своих героев. Не утратила. Особенно, на мой взгляд, актрисе удалась последняя героиня, старая бабушка, которая не хочет ехать в дом престарелых. Актриса показывает ее щемяще и проникновенно, с любовью, почти с надрывом. А весь спектакль с его десятками музыкальных треков, космической риторикой, интересной сценографией и оригинальными костюмами направлен на любовь к людям. Живущим «в маленьких домах на окраине вселенных».

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Культура

Воспоминания об Аркадии Кулешове

Воспоминания об Аркадии Кулешове

История одного выступления.

Общество

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

В последние годы тема равноправия между мужчинами и женщинами переживает новую волну процветания.

Экономика

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

В прошлом году Налоговый кодекс Беларуси претерпел существенные изменения.