Вы здесь

Деревенская робототехника


«Привет! Я Леня — программист, ученик небольшой сельской школы. Мы очень часто слышим о программировании и сами пытаемся создавать игры в программе Scratch. У нас даже есть победы на различных конкурсах. Я очень хочу учиться и дальше. Многие мои одноклассники мечтают стать программистами и заниматься робототехникой. По телевидению мы видим, как учащиеся из больших школ создают роботов с LEGO, а потом их программируют. Наша большая мечта — иметь такой же LEGO-набор. Но, к сожалению, у школы нет денег для его приобретения. Если в вашей компании они есть, не могли бы вы подарить нам один такой LEGO-конструктор. В будущем мы станем программистами и также будем делать хорошие дела.

С наступающим вас Новым годом и Рождеством! Приезжайте к нам в гости! У нас есть вкусные яблоки.

Леня-программист, 8 лет. Я живу в деревне Рассвет. Учусь в Рассветовской средней школе Клецкого района Минской области».


Путеводный «Меркурий»

Такое письмо в конце прошлого года получили около ста IT-компаний. Их адреса второклассник Леня вместе со своими друзьями нашел на сайте ПВТ. «Наивный мальчик, который верит в чудеса», — подумали сейчас многие из вас. И напрасно. Может быть, сыграли свою роль новогодние праздники, когда хочется сделать что-то хорошее, обязательно кого-то порадовать, а, может, наивность мальчика тронула сердца взрослых. Но его просьба не осталась незамеченной: в школу стали звонить и спрашивать у руководства, чем конкретно могут помочь. В апреле в учебном заведении открылся класс, оснащенный современной техникой для занятий робототехникой и программированием. Более того, Рассветовская школа обрела такого надежного друга, как директор компании Vizor Games Сергей БРУЙ. А в начале октября в небольшом сельском учреждении образования, где обучаются всего 85 человек, открылся STEM-центр, которому могут позавидовать даже самые крутые городские школы. Появился он благодаря спонсорской поддержке компании Vizor Games. «Почему повезло именно им?» — может кто-то подумать. Но когда разговариваешь с директором школы Сергеем ДУБМАНОМ, то убеждаешься, что ничего случайного не бывает ...

— Пару лет назад мы с нашими учениками приехали в город, чтобы поучаствовать в каком-то конкурсе. И услышали: «Деревня приехала», — рассказывает Сергей Леонидович. — Честно скажу: такая оценка меня сильно зацепила. А  чем наши ученики хуже городских? Подумал и решил — надо развивать информационные технологии, чтобы ни в чем не уступать, так как на «Корветах» и «Немигах» далеко не уедешь. Но где взять деньги? Так у нас появилась школьная бизнес-компания «Меркурий». Начали вязать веники и продавать их колхозу (там они много где нужны). Задействованы были все: от младших до старших школьников. Все работали на одну общую цель — стать лучшими! Затем начали выращивать сельскохозяйственную продукцию. У нас в поселке много немолодых людей, они уступали нам свои участки, потому что уже не было сил их обрабатывать. Мы с благодарностью забирали, а взамен обеспечивали их необходимыми овощами на зиму. Сегодня выращиваем картофель, морковь, свеклу, капусту, лук, томаты, яблоки, рассаду овощей, цветов и комнатных растений. Сельхозпродукцию у нас закупают оздоровительный лагерь, детский садик, больница. Есть свой конь, а это хорошая помощь по хозяйству. Занимаемся также производством декоративных беседок, скамеек, арок, заборов. Создаем и реализуем видеопродукцию.

За время существования бизнес-компании было заработано более десяти тысяч рублей. Средства вкладывали в техническое оснащение школы. После первых побед на различных конкурсах у детей поднялась самооценка. Потом нам стало мало двух-трех-пяти дипломов, мы видели, что наши ученики способны на большее, начали участвовать в других конкурсах: «Энергомарафон», «Энергия и среда обитания», «Техноинтеллект», «100 идей для Беларуси», турниры юных физиков и др. Некоторые из них приносили нам не только дипломы победителей, призеров и лауреатов, но и денежные бонусы. В международном конкурсе «Зеленый сад» приз составил 400 рублей, международном конкурсе школьных проектов использования ресурсов и энергии «ШПИРЭ» — 200 евро. Также мы собрали пять тысяч стеклянных бутылок, сдали их и заняли первое место в стране в конкурсе по сбору вторичного сырья. Нам выделили деньги, за которые приобрели для школы видеокамеру. Стали создавать видеофильмы, участвовать в различных конкурсах и зарабатывать на этом. Собирали макулатуру и металлолом. Когда купили ноутбуки, смогли участвовать уже в технических конкурсах, выходить на республиканский и международный уровень.

Замечу, что в нашу школу привозят детей почти из десяти окрестных деревень. Есть и дети из Клецка, своих из поселка Рассвет — только пятнадцать. 90 процентов родителей наших учеников работают на сельхозпредприятиях. Уже десять лет подряд мы остаемся лучшей школой в районе. И это не бахвальство, а оценка работы наших учеников и их педагогов. В текущем году мы заняли второе место в Минской области среди всех школ. До этого занимали первые места по эффективности хозяйственной деятельности, что тоже, считаю, немаловажным. Нас знают в стране, цель достигнута. И когда мы приезжаем теперь на какой-то конкурс, тут же поговаривают: «Рассвет приехал ...» С нами стали считаться, мы показали и доказали всем, что сельские дети даже с не очень обеспеченных семей при создании определенной образовательной среды могут добиться большого успеха.

Из шести выпускников текущего года пятеро поступили в вузы. Мы в год завоевываем на интеллектуальных конкурсах до ста дипломов (на областном, республиканском и международном уровнях).

Потому что Леня не сдался!

Директор Рассветовской школы признается, что еще год назад имел весьма смутное представление о роботах и робототехнике. Зато теперь, благодаря своим ученикам, стал очень «продвинутым» в этом вопросе:

— Наш второклассник Леня Фурман, которому пришла идея написать письмо в IТ-компании, занимался в школьном кружке Scratch-программированием. И вот он загорелся идеей: хочу, говорит, собрать робота, который поможет облегчить работу мамы(она работает раздатчицей на свинокомплексе), так как у нее руки очень болят, — рассказывает Сергей Дубман. — Приходит ко мне и говорит: «Сергей Леонидович, давайте купим робота». Я в ответ: «Какого робота?» Мальчишка один раз подходит с этим вопросом, второй. Я снова говорю: «Денег нет. Все, что было заработано, вложили в ноутбуки, телевизоры и медиапроекторы ». У нас в школе есть вай-фай, поэтому вся техника может быть задействована на уроке. Но Леня не сдался. Смотрю — сидят мои ученики и что-то обсуждают. Поинтересовался, ведья должен быть в курсе всех дел (смеется). Оказалось, «пишут письмо турецкому султану» ... Подключили старших, чтобы те исправили ошибки. Ребята нашли адреса компаний на сайте ПВТ. Но никто не ожидал, что будет такой эффект. Я думаю, что по сумме вложенных средств из расчета на количество учеников сейчас нашей школе равных нет (смеется). А когда компания Vizor Games поддержала нас открытием STEM-центра, мы вообще были на седьмом небе ...

По словам Сергея Дубмана, за пределами Минска о STEM-движении слышали не многие. Еще меньше людей понимают, зачем детям заниматься робототехникой: «Поэтому мы загорелись идеей создать STEM-центр, который будет служить всему району. В мае провели первый районный робофестиваль, куда пригласили около сотни детей с их родителями, чтобы те увидели возможности робототехники».

Сегодня в Рассветовской школе есть два молодых одержимых педагога, готовых все свое время тратить на детей. Наталья Романовская работает в поселке уже четвертый год. Ее главная специализация — педагог-психолог, но после окончания курсов она стала также преподавать детям Scratch-программирование. К ней подключился молодой учитель истории Владислав Бабич (в школе он уже третий год и утверждает, что все его устраивает). Под его руководством дети осваивают азы робототехники и Lego-конструирования. Занятиями в кружках и на факультативах охвачены практически все ученики школы. Кстати, на Республиканском конкурсе по Scratch-программированию школьники из поселка Рассвет получили в качестве приза дрон. Сейчас он задействован в съемках фильмов, которые создаются в школьном видеоцентре.

Чтобы подхватили эстафету...

Но STEM-центр — это качественно новый уровень, и нужно по максимуму реализовать его образовательный потенциал. Двое педагогов-энтузиастов могут удовлетворить потребности учеников своей школы, но не всего района, так как у них есть много обязанностей: надо готовиться к урокам, заниматься классным руководством, писать отчеты ....

Кадровая проблема стоит сейчас наиболее остро.

— Как мы собираемся ее решать? По субботам начали принимать детей из других школ. Они приезжают вместе со своими учителями. Создаем возможности для взаимного обучения и продвигаем идеи STEM-образования, — рассуждает Сергей Дубман. — За месяц получается восемь часов. За это время можно дать только базовые знания, общее представление, что такое робототехника. Мы это понимаем. Но если будет интерес, то педагоги могут подхватить эстафету у наших учителей ... За месяц через STEM-центр может пройти около 80 учеников из других учебных заведений нашего района, тем более что у нас есть свои школьные автобусы. Будем проводить для них IТ-каникулы. За год можем охватить 1100 детей, учеников и их родителей. Конечно, все айтишниками не станут, но мы заметили, что робототехника и программирование дают развитие и по другим предметам, той же математике, английскому языку. К сожалению, из школьной программы в девятом классе убрали «черчение»: без этих знаний невозможно научиться «читать чертежи» ...

— А мы и не ставим задачу — сделать всех программистами. Наша цель — дать школьникам современные знания и навыки, которые будут затем востребованы в любой сфере, которую они выберут, — констатирует директор компании Vіzor Games Сергей БРУЙ, который принял участие в торжественной церемонии открытия STEM-центра в Рассветовской школе. — На самом деле, программистов в IТ-компаниях работает немного. У нас около 600 работников, из них непосредственно программистов — около ста. Все другие — это художники, аналитики, администраторы, специалисты в сфере маркетинга, социальных проектов ... Сегодня мы помогаем сельской школе, социально-педагогическим центрам, Гродненскому государственному университету имени Янки Купалы — и это вполне нормально. Когда я в 1996 году пришел в Минский дворец детей и молодежи заниматься программированием, там были хорошие по тем временам компьютеры, которые кто-то для нас приобрел, плюс отличные педагоги. Может быть, когда Леня вырастет, он тоже подхватит у нас эстафету?

В настоящее время в распоряжении учеников образовательного центра 23 ноутбука и 26 конструкторов различной сложности, начиная от простейших экземпляров, предназначенных для развития мелкой моторики у малышей, и заканчивая роботами с искусственным интеллектом. Есть 3D-принтеры, графические планшеты, магнитно-маркерные доски ...

Школьники продемонстрировали гостям собранного собственными руками робота-сортировщика (в многодетной семье он помогает разложить носки по парам); робота, который создает искусственное землетрясение и может помочь архитекторам при проектировании домов; робота, который подает и смешивает напитки, и других.

— История появления SТEM-центра в Рассветовской школе не похожа на истории других школ, —  констатирует директор Ассоциации «Образование для будущего» Александр Хомич. —  Год назад мы объявили для учреждений образования конкурс «Хочу в STEM-класс», по итогам которого были выбраны десять победителей. Обзавестись современным STEM-центром —  вполне реально. При содействии ведущих IT-компаний в городских и сельских школах уже открылись 15 центров и шесть откроются до конца текущего года.

Фото: компании Vіzor Games.

В ближайшее время будет объявлен старт третьему конкурсу. Стать его участником может любая белорусская школа или гимназия, которая пока что не имеет STEM-центра, однако готова идти навстречу технологическому будущему. Мотивация педагогов для нас очень важна, ведь без фанатов-педагогов даже самое современное техническое наполнение лишено смысла.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и компании Vіzor Games

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.