Вы здесь

Постановка Купаловского воспроизводит коллективное белорусское детство


«Я влюблена в снеговика», — в новом спектакле театра имени Янки Купалы «Першы» четыре актера транслируют пазл из детских воспоминаний, обыгрывая его на камерной сцене с помощью скромного реквизита и едва слышимой фоновой музыки. Это эпизоды, которыми поделились сами актеры и те, кто откликнулся на купаловский клич, — авторы просеяли их и рассортировали по группам так, что перед зрителем сцены с первыми воспоминаниями, подборка о днях в детском саду, домашняя часть перетекают друг в друга и создают общий, согласно постановке, образ детства, тоскливого и щемящего. 


Не успела в Купаловском отгреметь премьера «Короля Лира» в постановке Николая Пинигина, театр выполнил еще одно озвученное перед началом сотого сезона обещание и 8 января дал премьеру спектакля Романа Подоляко о «первом в жизни». Актер и режиссер, который отметился постановкой «Радзіва «Прудок» по одноименной книге Андруся Горвата, для своей второй работы, которую театр позиционирует как вербатим, то есть, если очень общо, документальный спектакль, использовал ряд услышанных и прочитанных воспоминаний и представил довольно вольную интерпретацию жанра.

Да, шаблонное понятие вербатима с «Першага» не спишешь, поэтому покупаться на редкий в белорусском театре жанр не стоит — стоит купиться на то, как «документальная» часть стала основой для довольно трогательного возвращения в детство. Вначале постановка планировалась быть составленной из первых событий в жизни вообще, но в процессе ограничилась детскими годами. Неплохая концепция, учитывая, что в это время, считай, предопределяется самоощущение личности на протяжении всей жизни.

В подборке оказались первые впечатления от окружающего мира, любимые игрушки, все аспекты посещения детского сада вроде обеда, тихого часа, сидения на горшке, планов побега и конфликтов со сверстниками, первая любовь и первый секс, каким дети его понимают, выход на улицу зимой, выход на улицу летом и голос, который тебя зовет.

Все начинается с неловкого и почти нудного вводного озвучивания живописных воспоминаний о глубоком детстве, где светит солнце, поют птицы и родители уходят навсегда. Но, к счастью, слова заменяются действиями и всего лишь четыре актера обыгрывают, поодиночке и коллективно, ряды и ряды ситуаций, то смешных, то поэтичных, то просто хорошо поданных, которые в итоге складываются в некую тоску.

Валентина Гарцуева, Кристина Дробыш, Иван Кушнерук и Павел Остроух в юбочках, шортиках и а-ля школьных туфлях на липучках берут на себя десятки ролей, перевоплощаются несколькими шагами и как бы олицетворяют детей вообще (хотя иногда говорят и за взрослых). Причем не только каких-то эфемерных, общих, суммарных, а в первую очередь, что теплее, белорусских детей, то есть кого-то с похожими на наш опытом и окружением.

Что в узнаваемых фразочках, которыми героев заставляют поесть, что в буднях в детском саду, что в общем каком-то тоскливом настроении (да-да) можно быстро убедиться: с этими персонажами у вас есть нечто общее. Привязанность спектакля к месту греет душу: с таким содержанием легче себя соотнести (а «Першы», имейте в виду, давит на эмоции) и проще его понять.

Спектакль спровоцировал мысль она мне показалась забавной, что детские воспоминания, даже если ты в них счастлив и смеешься, сами по себе счастливыми быть не могут. Грусть, тоска, промозглое ощущение предопределенности, потянутое туманом десятилетий, но не радость и к голосам в соседней комнате, и к запаху цветов в беззаботный летний день обязательно примешается их ответственность за будущее. 

То, что происходит в спектакле, «документ», на котором он в принципе основан, превращается в нечто почти мистическое, влиятельное, с чем хорошо совпадает манера присутствия на сцене актеров, которые от начала до конца играют словно завороженные и смотрят куда-то вверх (это же проводники).

Связь «детство — взрослая жизнь» подчеркивается соответствующими фотографиями (детей и актеров), которые непосредственно задействуются лишь однажды и в целом представляются кондовой деталью, более подходящей для рамок для фотографий на магазинных полках. Что касается остального реквизита, четверка прекрасно обходится двумя ящиками разного размера, белым полотном, которое в зависимости от сцены растягивается больше и больше, и микрофоном, позволяя всему остальному быть условным.

Все в воздухе: когда многое материальное подразумевается, дополнительные значения для будущего приобретают мимолетные и в то же время решающие «первые» эпизоды. У кого к сожалению, у кого к счастью детство было именно таким, голоса зовут — и оно рассеивается печалью.

Ирена Котелович

Фото Купаловского театра

Название в газете: Сыход бацькоў, дурыкі падчас ціхай гадзіны і «жырабасіна»

Выбор редакции

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Неужели эту тяжелую болезнь так легко обвести вокруг пальца?

Калейдоскоп

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Мода весны-2021 предлагает несколько глобальных направлений: минимализм, унисекс и 1990-е.

Общество

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Поликлиники уже ведут запись желающих.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

РАК. Попробуйте свое умение идти к цели сочетать с наблюдательностью и гибкостью.