Вы здесь

Актер Анатолий Котенев:​ Хотел бы сыграть «парня в фуфайке»


Известный многим советский, белорусский и российский актер Анатолий Котенев из тех артистов, которых сложно представить в роли отрицательного персонажа. Образы его героев отличаются доблестью, смелостью, мужественностью. Среди многочисленных киноработ — роли в фильмах «Матрос Железняк», «Секретный фарватер», «Вы чье, старичье?», «Стамбульский транзит», «Отряд специального назначения», «Четвертая планета», «Любить по-русски» и многих других.


Фо­то kіnо-tеаtr.ru

Во время творческой встречи на факультете философии и социальных наук БГУ, организованной его деканом, историком, журналистом, политологом и публицистом Вадимом Гигиным, Анатолий Котенев признался: в Минск ему удается приезжать не так часто, как хотелось бы. Во время круглого стола известные литературные критики, писатели, сценаристы и журналисты поговорили с актером о его творчестве, обсудили советскую и современную киноиндустрию.

— Кино — это такая штука, что постоянно приходится «переодеваться», — начал диалог Анатолий Котенев. — Профессия предполагает эксперименты над собой, изменения. Я этим владею свободно и легко. Не люблю просто читать тексты сценариев, очень часто пользуюсь интуицией. Уверен, что нужно оставлять зрителю загадку, чтобы он сам догадался, что переживает мой герой в тот или иной момент.

Кинокритик, журналист Людмила САЕНКОВА:

— Вы соответствуете тому образу, который запал в душу многим еще с раннего возраста, — воплощение достоинства, благородства, справедливости, честности. И роли играете такие же. Не кажется ли вам, что режиссеры и продюсеры очень часто эксплуатируют ваши данные и спекулируют ими? Ведь у вас еще есть и другие черты, которые можно было бы использовать в карьере.

— Когда я поступал в Школу-студию МХАТ, читал монолог Кочкарева из пьесы Гоголя «Женитьба». Педагог Владимир Александрович Пешков обратил на меня внимание и сказал: «Зачем ты читаешь характерное? Тебе это не идет, ты внешне совершенно иной типаж». С тех пор мне часто предлагают играть однотипные роли. Некоторым и вовсе кажется, что я снимаюсь в одном и том же сериале. Но, к сожалению, именно такой кинопродукт востребован, его активно смотрят. Недавно я снимался в художественном фильме Тимура Бекмамбетова «Время первых». Скажу с уверенностью, что такую картину мне было не стыдно представлять в других городах.

Признаться честно, я хотел бы сыграть образ «парня в фуфайке». Да, этому парню уже за 60, он с сединой, но тем не менее хочется пойти в деревню, надеть кирзовые сапоги, ловить рыбу, общаться с бабульками. Но, к сожалению, пока таких предложений не поступает.

— Много лет назад молодым парнем вы входили в творческую среду, приехав из Минска в Москву, — заметила Людмила Саенкова. — Как проходила адаптация к мегаполису?

— Москва далась мне не сразу, хоть я и был настроен решительно. После окончания МХАТа, конечно же, собирался задержаться там. Однако было не так-то просто устроиться. Предложения из театров поступали, но при условии, что я сам должен позаботиться о жилье и прописке. Лишних денег не было, поэтому согласился работать в Минске в Театре-студии киноактера. Ощутил счастье, когда белорусский режиссер Виталий Дудин прислал телеграмму с поздравлением, что меня утвердили на главную роль — матроса Железняка в одноименном фильме. Что может быть лучше, когда тебе 25 лет? Это моя первая, главная роль. Тогда была романтика. Тогда было интересно.

Старший преподаватель кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук БГУ Анатолий ШИЧКО:

— Вы один из немногих актеров, на которых военная форма в кадре смотрится органично. Не изменилось ли к вам отношение большой аудитории после известных событий между странами ближнего зарубежья?

— Ни разу не сталкивался с неприязнью. Часто по работе езжу из Москвы в Киев и удивляюсь неточностям, которые преподносят некоторые СМИ. Ощущение, что если ты не занимаешься информационной борьбой, то ты ее проиграл. В Киеве добрые люди, точно такие же, как и мы. Во всяком случае, меня они всегда принимали добродушно. Никто никогда не поправлял, когда говорю по-русски. Мне этот город очень нравится, он один из трех моих самых любимых, вместе с Одессой и Минском.

Доцент кафедры литературно-художественной критики, кандидат филологических наук, доцент по специальности «Литературоведение» Владимир КАПЦЕВ:

— Что бы вы предприняли, если бы вам предложили на год оставить кинокарьеру, чтобы поучаствовать в постановке пьесы «Король Лир» Шекспира?

— Безусловно, встреча с классиками важна, но театр больше для души. Основное преимущество кино — возможность хорошо зарабатывать себе на жизнь. Физически играть в театре тяжелее: долгие перелеты, переезды... Во время же съемок есть время, чтобы подготовиться к сценам, доучить текст, отдохнуть. Знаете, иногда во время гастролей можно столкнуться с весьма интересной реакцией из зала. Приезжают актеры, режиссеры с хорошим репертуаром, и вдруг в полной тишине слышится: «А ничего повеселее нету?» Зато комедийные спектакли с участием знаменитостей почти всегда принимаются «на ура».

— Сейчас очень модно брать за основу фильмы ранних лет и снимать сиквелы, — продолжил тему Владимир Капцев. — Не исключаете, что «Секретный фарватер» или другие фильмы с вашим участием могут разделить эту участь?

— Уже была такая попытка — ничего хорошего не вышло. Но не спорю, что иногда это имеет успех.

— Из каких фильмов черпать вдохновение молодому поколению сейчас? — задал вопрос Вадим Гигин.

— Если герой вызывает желание подражать ему — это многого стоит. Но сейчас у сценаристов почти все герои умирают, или болеют, или делают нехорошие вещи. Такой прием называется «конфликт на конфликте», он очень востребован в кинематографе. Вот в детстве я смотрел фильмы с участием Гойко Митича. Он привлекал меня и характером, и внешней красотой, фактурой. К слову, именно тогда появились первые мысли об актерской профессии. Его персонаж всегда положительный: борец за справедливость, защитник бедных. А где сейчас взять такого героя молодому инфантильному поколению? В свои 16 лет я отправился через казахские степи поступать в театральное самостоятельно. А смогли бы так мои дети? Без помощи родителей?..

Дарья ШЛАПАКОВА

Выбор редакции

Культура

Что символизирует уникальный гобелен с изображением Матери-Беларуси, и кто воплощен в образе фронтовой медсестры

Что символизирует уникальный гобелен с изображением Матери-Беларуси, и кто воплощен в образе фронтовой медсестры

В Гродно во время празднования Дня Независимости представлен гобелен, который выткали специально к 75-летию Великой Победы.

Общество

В минском студотряде более 500 студентов работают слесарями-сборщиками бытовой техники

В минском студотряде более 500 студентов работают слесарями-сборщиками бытовой техники

В студенческих отрядах БРСМ в разгаре третий трудовой семестр.

Общество

Запустили новейший специализированный комплекс для подготовки судебных экспертов

Запустили новейший специализированный комплекс для подготовки судебных экспертов

    Государственному комитету судебных экспертиз исполнилось семь лет.