Вы здесь

Протоиерей Федор Повный и Леонид Якубович открыли в Бресте мероприятия в честь 75-летия Победы


Протоиерей Федор Повный и народный артист России Леонид Якубович открыли в Бресте череду мероприятий, посвященных 75-летию Победы

В зале ДК железнодорожников в Бресте презентовали документальный фильм «Незабудки. Бессмертный авиаполк» (о презентации этого фильма под Минском «СЕ» рассказывала в номере за 3 декабря 2019 года). Картину представляли автор фильма Леонид Якубович и протоиерей Федор Повный, настоятель минского Всехсвятского храма, в крипте которого вскоре будут заложены капсулы с землей, собранной с воинских захоронений нашей страны и приграничья. Презентация стала частью международной акции «Во славу общей Победы», которая направлена на сохранение правдивой истории народного подвига и памяти о настоящих победителях и жертвах войны.


Долг перед будущими поколениями

Открыл мероприятие известный религиозный и общественный деятель Федор Повный, предложив порассуждать о победе как о факте торжества жизни над смертью. И в этом, по его мнению, данный праздник сродни празднику Пасхи:

— До сих пор в День Победы мы испытываем ликование, как будто мы услышали долгожданную весть о безоговорочной капитуляции противника. Это была радость еще и от того, что человек больше не будет стрелять в человека. Ведь война — это всегда грех. Это горе, страх, унижение достоинства, смерть. Она же — испытание на прочность и человечность.

Отец Федор рассказал о своей встрече с 94-летней Галиной Павловной Брок-Бельцовой, единственной в мире ныне живущей женщиной — штурманом бомбардировщика По-2. Видеообращение Галины Павловны к брестчанам тоже прозвучало в ходе встречи — об этом позаботились работники Белорусской железной дороги, которые навестили ветерана в Москве и записали ее приветствие.

— Это такое счастье, что она еще с нами и может многое рассказать. Почему празднование 75-летия Победы так важно для нас сейчас? — рассуждал далее Федор Повный. — Мы могли бы дождаться 80-летия и отпраздновать с большим размахом. Но ведь нашим ветеранам уже под сто лет. Следующий юбилей, возможно, праздновать с нами будут единицы. Сейчас в Беларуси проживает около 6 тысяч ветеранов, каждые три месяца уходят в вечность 500 и более человек. Голосами столь почтенных людей пренебрегает мировое сообщество. Что же будет потом, когда свидетели замолчат навсегда? Мы обязаны оставить следующим поколениям правду о войне.

Нашей молодежи следует знать три вещи: нацизм — это преступление против человечества, победа в Великой Отечественной — это победа над нацизмом, а не мировой раздел территорий и сфер влияния, и третье: победа стала возможной благодаря подвигу всех народов бывших советских республик. Именно эту цель ставит перед собой акция, объявленная в прошлом году. По крупицам собирается земля со всех захоронений нашей страны, чтобы веками хранить ее в крипте храма-памятника. К акции присоединились жители приграничных районов России и Украины. Ведь память объединяет народы.

Боевая работа «Незабудок» из «Дунькиного полка»

Известный телеведущий, народный артист России Леонид Якубович рассказал о своей работе над фильмом о летчицах. Историко-документальный фильм «Незабудки. Бессмертный авиаполк» — картина в двух сериях о фронтовой жизни 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, фильм о летчицах, летавших на самолетах По-2 или У-2. Немцы называли их «ночными ведьмами», наши чаще — «Дунькиным полком» по имени командира полка Евдокии Бершанской. Еще их называли ласточками, чайками. Одна их них, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко, после войны стала режиссером и сняла фильм «В небе «ночные ведьмы». А сценарист и режиссер Леонид Якубович в названии работы использовал имя нежного цветка. Именно незабудки любили вышивать юные летчицы в свободное от полетов время. Так они успокаивали нервы, восстанавливались. Об этом говорится в фильме.

Леонид Аркадьевич поведал, что его давно интересовала тема человека в условиях войны. Он не раз бывал в «горячих точках», беседовал с солдатами и офицерами, случалось попадать даже в боевую обстановку. И одно дело, когда в экстремальной ситуации, оказываются мужчины, а совсем другое... Перелистывая страницы истории легендарного полка при подготовке фильма, кинематографист вспомнил о работе над первыми российскими конкурсами красоты — например, как любая из тех девчонок переживала, оказываясь не на первом месте. Ее приходилось успокаивать, этим занимались организаторы передачи, мамы и другие родственники красавиц. И тут родилась неожиданная аналогия: там, на войне, были такие же девчонки, вчерашние школьницы и студентки. Только их окружала не красота и сплошная забота, а боль, кровь, грязь и тяжелейшая боевая работа, которая не каждому мужчине под силу.

Идея родилась на аэродроме

Леонид Якубович — пилот с двадцатилетним стажем. Он летал на восьми типах летательных аппаратов, имеет 1870 часов налета. По его словам, идея фильма родилась много лет назад: «На одном из аэродромов, где я начинал летать, была воссоздана копия самолета По-2. И туда пришла одна из фронтовых летчиц, которая воевала на такой машине. Надо было видеть, как она обнимала этот самолет! Мой инструктор поднял ее в воздух. Они летали минут двадцать. А когда приземлились, я увидел человека, помолодевшего на десятки лет, увидел девочку-фронтовичку. Мы потом долго разговаривали, вот тогда и родилась эта идея».

А для съемок ленты понадобилась легендарная машина конструктора Поликарпова. По-2 нашли только в минском аэроклубе ДОСААФ. Что-то уже стояло новое, но двигатель остался с 1936 года — одним словом, живая машина.

Как они это делали?

— Чтобы прочувствовать момент, я три дня подряд летал на этом аппарате и через полтора-два часа сильно уставал. Я был просто потрясен и до сих пор не могу ответить на вопрос, как они это делали, — рассуждает Леонид Якубович. — А они нередко совершали по 10-15 боевых вылетов за ночь. И не просто ведь летали на этой машине, а вели боевую работу. Управляли ночью без приборов связи, бросали бомбы. Причем в любую погоду. А зимы ведь были не такими, как теперь. Замерзали руки, ноги, обмораживались лица. Чтобы взлететь в условиях непогоды весной или осенью, надо было бросать в грязь доски, делать такую взлетную полосу... Ладно взлететь, а сесть как? Вот они додумывались — в консервные банки ставили маленькие зажженные свечки, так выстраивали полосы.

— ...А ведь они были совсем юные девочки. Некоторые так и погибли, не узнав радость любви, вкус первого поцелуя. Мы снимали весь боевой путь части, места их дислокации, где были самые тяжелые потери, — рассказывает автор фильма.

Роман в письмах

И продолжает:

— Там много трагических историй. В фильме есть эпизод, который достоин целого отдельного фильма. Во время проведения операции по высадке морского десанта в Керчи девушки поддерживали десантников с воздуха. Они сбрасывали ящики с провиантом, боеприпасами. Одна из них, пролетая над нашими позициями, бросала написанные своей рукой трогательные письма-записки бойцам. Один из бойцов тоже стал писать письма в ответ, решил найти ее и познакомиться с ней. Роман в письмах продолжался примерно месяц. И он нашел ее... в тот день, когда она погибла. Он стоял в бескозырке с автоматом с письмами в руках у ее свежей могилы. Девчонки из полка не смели подойти к нему, не спросили даже имя. А сколько других трогательных историй в арсенале этого необыкновенного полка!

Полк принимал участие в освобождении Беларуси. Здесь девчонки воевали месяц. Особенно было трудно, когда помогали одной из частей, попавшей в окружение в районе Минска. Рассказ об этом эпизоде снимался в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».

Забвение сродни разрушению

О своих впечатлениях автор и создатель картины, которая уже есть в прокате, а также доступна в соцсетях, сказал и так: «В какой-то момент охватывает чувство наподобие зависти. Потому что нам не выпало испытать нечто подобное. Мы все равно не поймем их никогда, не ощутим, через что они прошли. И если быть честными, мы часто ругаем тех, кто рушит памятники там, за границей... но разве мы не встречаем что-то подобное у нас? Забвение — это и есть разрушение. Дети, молодежь должны знать, что есть вещи святые. У нас очень трудная, трагическая история, но мы должны знать ее. Я желаю нам всем светлой памяти, которая, может быть, и есть то единственное, что делает нас людьми».

Собравшиеся в тот вечер в ДК железнодорожников тепло встретили видеообращение Галины Брок-Бельцовой, которая говорила о защитниках Брестской крепости и всех героях войны. Красивая, улыбающаяся 94-летняя женщина призывала помнить и гордиться. Перед ее выступлением ведущий поведал залу, что Галя ушла на фронт добровольцем в 16 лет, а в 18 она уже совершала боевые вылеты, которых у нее 36. Награждена боевыми орденами. После войны преподавала историю. В этот вечер самодеятельные артисты исполняли в основном патриотические песни. По-особенному прозвучала и откликнулась в душе каждого одна из них — на слова Евгения Евтушенко. Там есть слова: «Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней». Это о них, о боевых летчицах, нежных девушках.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото Валерия КОРОЛЯ

Название в газете: На грани человеческих возможностей

Выбор редакции

Экономика

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

2020 год поставил всех нас перед необходимостью четко планировать свои расходы.

Экономика

«Мы высказали предложения, и нас услышали». Как государственные преференции помогают поддержать субъектов хозяйствования

«Мы высказали предложения, и нас услышали». Как государственные преференции помогают поддержать субъектов хозяйствования

В бизнес-кругах Гродненщины считают, что меры по поддержке экономики появились вовремя.

Культура

Что символизирует уникальный гобелен с изображением Матери-Беларуси, и кто воплощен в образе фронтовой медсестры

Что символизирует уникальный гобелен с изображением Матери-Беларуси, и кто воплощен в образе фронтовой медсестры

В Гродно во время празднования Дня Независимости представлен гобелен, который выткали специально к 75-летию Великой Победы.