Вы здесь

В Минске завершился международный проект «ТекСтильный букет — 2020»


Картины из хлопковых лоскутов и сумки из льна, вышивка в стиле народного орнамента и утонченной знатности, роспись по ткани и плетеные дорожки, словно только что из бабушкиной деревенской избы, гобелены с восточными мотивами и арт-объекты из шерсти, многочисленные расшитые и тканые панно, странные авторские скульптуры и даже стульчик из ткани и дерева-все это части международного фестиваля «ТекСтильный букет — 2020». В проекте, который длился два месяца, на днях была поставлена красивая точка в виде модного показа в Национальном центре современных искусств.


Фестиваль «ТекСтильный букет», который устроили в Беларуси уже второй раз, должен был объединить все направления текстильного декоративного творчества и собрать участников, профессионалов и любителей из шести стран, от Казахстана до Канады, рассказывает заместитель директора НЦСИ по творческой работе, искусствовед, куратор проекта Алеся ИНОЗЕМЦЕВА. Но через пандемию коронавируса и стремительное закрытие границ успели прислать свои работы на фестиваль только представители Беларуси, России и Казахстана. Да и саму экспозицию лучших образцов текстильного искусства, от традиционных техник до новаторских экспериментов, в условиях самоизоляции и ограничения массовых культурных мероприятий пришлось открывать и проводить через онлайн-трансляцию и виртуальный обзор в панорамном формате 360°. «Но, наверное, это тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло, — признаются сотрудники центра современных искусств. — Благодаря выходу на интернет-платформы наш проект увидели и узнали о Беларуси люди из разных стран мира —заинтересованные комментарии мы получали, например, из Турции и Кипра. Поэтому, надеемся, в следующем году география фестиваля еще расширится».

Впервые после распада СССР представили в Беларуси свои гобелены мастера из Казахстанской академии искусств, а представители России показали огромную коллекцию шитья из лоскутков. Белорусы же наиболее порадовали новаторством и экспериментами с текстурой, формой и материалами (с учетом того, что под текстилем в последнее время понимают любое переплетение, даже если речь о стальных нитях, пространство для творчества почти необъятно). Украшением экспозиции стали произведения белорусского квилт-клуба «Валошкі» — это творческое сообщество около 10 лет объединяет женщин разных возрастов и профессий, для которых текстильное искусство является излюбленным делом. Именно «Валошкі», кстати, выступили инициаторами и организаторами текстильного фестиваля в Минске и даже придумали его название. В этом же году они представили как отдельные работы, так и коллективный проект по мотивам слуцких поясов, для которого мастерицы изучали исторические хроники и портреты белорусской шляхты.

Но на заключительном Fashion Show демонстрировались все же не текстильные новации и не фантазии на историческую тему, а вполне соответствующие времени и месту работы отечественных дизайнеров. А показывали, как все это можно носить, модели столичной школы красоты Rozarium, глава которой Ирина Садовская делает акцент на моделях золотого возраста и plus-size. Впрочем, глядя на ряды обаятельных женщин, хотелось интересоваться не их возрастом или размером одежды, а тем, где выдают такие красивые улыбки, — даже не скажешь, что для некоторых участниц дефиле стало первым в жизни.

Молодая дизайнер Анжелика Плескачевская сделала чрезвычайно актуальную коллекцию... масок. Из надоедливой необходимости они превратились в стильный аксессуар: некоторые поражали ручной вышивкой, а некоторые легким движением руки трансформировались в симпатичные кашне. «Очень красиво! Дайте две!» — не выдержал кто-то из публики. Также нашлись желающие примерить и летний гардероб по историческим мотивам Средней Азии от Ренаты Степановой, и нежные цветочные платья от Аксиньи Смирновой... И хотя небольшой в силу количества присутствующих, но самый настоящий фурор вызвала коллекция из шерсти от Галины Знак. «Это моя любовь, которую я несу в массы повсеместно, где только можно, в том числе через открытые мастер-классы на YouTube, ведь шерсть — универсальный материал, из которого можно сделать все что пожелаете. Шерсть — не только валенки и шапки, но и летние пальто, и кардиганы, и вечерние платья», — призналась дизайнер, демонстрируя собственноручную валеную обновку — эффектную накидную юбку-сетку с росписью.

— Несмотря ни на что «ТекСтильный букет» получился настоящим праздником декоративно-прикладного искусства, своеобразным арт-релаксом, которого многим из нас в нынешних условиях особо не хватает, — подводит итоги проекта арт-куратор Алеся Иноземцева. И с ней трудно не согласиться, когда воочию видишь, что культурная жизнь в столице и не только продолжается, так как креатив, фантазию, творчество невозможно поставить на паузу.

 

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: Насiць, глядзець, захапляцца


Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.