Вы здесь

В Минске завершился международный проект «ТекСтильный букет — 2020»


Картины из хлопковых лоскутов и сумки из льна, вышивка в стиле народного орнамента и утонченной знатности, роспись по ткани и плетеные дорожки, словно только что из бабушкиной деревенской избы, гобелены с восточными мотивами и арт-объекты из шерсти, многочисленные расшитые и тканые панно, странные авторские скульптуры и даже стульчик из ткани и дерева-все это части международного фестиваля «ТекСтильный букет — 2020». В проекте, который длился два месяца, на днях была поставлена красивая точка в виде модного показа в Национальном центре современных искусств.


Фестиваль «ТекСтильный букет», который устроили в Беларуси уже второй раз, должен был объединить все направления текстильного декоративного творчества и собрать участников, профессионалов и любителей из шести стран, от Казахстана до Канады, рассказывает заместитель директора НЦСИ по творческой работе, искусствовед, куратор проекта Алеся ИНОЗЕМЦЕВА. Но через пандемию коронавируса и стремительное закрытие границ успели прислать свои работы на фестиваль только представители Беларуси, России и Казахстана. Да и саму экспозицию лучших образцов текстильного искусства, от традиционных техник до новаторских экспериментов, в условиях самоизоляции и ограничения массовых культурных мероприятий пришлось открывать и проводить через онлайн-трансляцию и виртуальный обзор в панорамном формате 360°. «Но, наверное, это тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло, — признаются сотрудники центра современных искусств. — Благодаря выходу на интернет-платформы наш проект увидели и узнали о Беларуси люди из разных стран мира —заинтересованные комментарии мы получали, например, из Турции и Кипра. Поэтому, надеемся, в следующем году география фестиваля еще расширится».

Впервые после распада СССР представили в Беларуси свои гобелены мастера из Казахстанской академии искусств, а представители России показали огромную коллекцию шитья из лоскутков. Белорусы же наиболее порадовали новаторством и экспериментами с текстурой, формой и материалами (с учетом того, что под текстилем в последнее время понимают любое переплетение, даже если речь о стальных нитях, пространство для творчества почти необъятно). Украшением экспозиции стали произведения белорусского квилт-клуба «Валошкі» — это творческое сообщество около 10 лет объединяет женщин разных возрастов и профессий, для которых текстильное искусство является излюбленным делом. Именно «Валошкі», кстати, выступили инициаторами и организаторами текстильного фестиваля в Минске и даже придумали его название. В этом же году они представили как отдельные работы, так и коллективный проект по мотивам слуцких поясов, для которого мастерицы изучали исторические хроники и портреты белорусской шляхты.

Но на заключительном Fashion Show демонстрировались все же не текстильные новации и не фантазии на историческую тему, а вполне соответствующие времени и месту работы отечественных дизайнеров. А показывали, как все это можно носить, модели столичной школы красоты Rozarium, глава которой Ирина Садовская делает акцент на моделях золотого возраста и plus-size. Впрочем, глядя на ряды обаятельных женщин, хотелось интересоваться не их возрастом или размером одежды, а тем, где выдают такие красивые улыбки, — даже не скажешь, что для некоторых участниц дефиле стало первым в жизни.

Молодая дизайнер Анжелика Плескачевская сделала чрезвычайно актуальную коллекцию... масок. Из надоедливой необходимости они превратились в стильный аксессуар: некоторые поражали ручной вышивкой, а некоторые легким движением руки трансформировались в симпатичные кашне. «Очень красиво! Дайте две!» — не выдержал кто-то из публики. Также нашлись желающие примерить и летний гардероб по историческим мотивам Средней Азии от Ренаты Степановой, и нежные цветочные платья от Аксиньи Смирновой... И хотя небольшой в силу количества присутствующих, но самый настоящий фурор вызвала коллекция из шерсти от Галины Знак. «Это моя любовь, которую я несу в массы повсеместно, где только можно, в том числе через открытые мастер-классы на YouTube, ведь шерсть — универсальный материал, из которого можно сделать все что пожелаете. Шерсть — не только валенки и шапки, но и летние пальто, и кардиганы, и вечерние платья», — призналась дизайнер, демонстрируя собственноручную валеную обновку — эффектную накидную юбку-сетку с росписью.

— Несмотря ни на что «ТекСтильный букет» получился настоящим праздником декоративно-прикладного искусства, своеобразным арт-релаксом, которого многим из нас в нынешних условиях особо не хватает, — подводит итоги проекта арт-куратор Алеся Иноземцева. И с ней трудно не согласиться, когда воочию видишь, что культурная жизнь в столице и не только продолжается, так как креатив, фантазию, творчество невозможно поставить на паузу.

 

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: Насiць, глядзець, захапляцца


Выбор редакции

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.

Общество

Зимний ассортимент. Сколько стоят «витамины» на «Лебяжьем»

Зимний ассортимент. Сколько стоят «витамины» на «Лебяжьем»

С какими признаками вы связываете приближение зимы?

Общество

Ректор Могилевского госуниверситета Денис Дук: У нас свои особенности и путь развития в мировой истории

Ректор Могилевского госуниверситета Денис Дук: У нас свои особенности и путь развития в мировой истории

Три года назад Денис Дук переехал в Могилев, чтобы возглавить ведущий вуз области по подготовке педагогических кадров.